Психологическое (эмоциональное) насилие
Психологическое (эмоциональное) насилие является основой всех видов насилия и пренебрежения в отношении детей. Как самостоятельная форма жестокого обращения с детьми, психологическое насилие стало предметом исследования специалистов в конце 70 — начале 80-х го-
дов. По мнению большинства специалистов, занимающихся этой проблемой, психологическое насилие встречается гораздо чаще и наносит гораздо больший вред личности ребенка, чем это принято считать.
Эта форма насилия включает в себя: психологическое пренебрежение и психологическое жестокое обращение. Так, психологическое пренебрежение проявляется в последовательной неспособности родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку заботу, внимание, поддержку, привязанность, принятие и понимание психологических нужд ребенка. Это может выражаться в словесном грубом обращении с ребенком, в нелюбви, нерасположенности к нему.
Различные типы разрушительного поведения родителей (или других взрослых, значимых для ребенка) приводят к психическим деформациям, снижению самооценки, веры в себя, tf утрате чувства принадлежности к обществу детей и взрослых, к разрушению здоровья и развития ребенка.
Проанализируем конкретный характер действий взрослых по отношению к ребенку с учетом различных типов психологического насилия.
Игнорирование нужд ребенка проявляется в неспособности родителей выражать привязанность, любовь и заботу по отношению кдему, в лишении его эмпатии, игнорировании потребности в безопасном окружении, поддержке, общении;
Отвержение выражается в публичном унижении ребенка, предъявлении чрезмерных, несоответствующих его возрасту и возможностям требований, публичной демонстрации отрицательных качеств ребенка, постоянном формировании у него чувства стыда и вины за проявление естественных для них эмоций (страх, плач, гнев и т. д.), жесткой, несообразной возрасту критике и т. д.
Угрозы и терроризация проявляются в унижении достоинства ребенка, угрозах наказанием, побоями, угрозах совершения насилия по отношению к ребенку или к тому, кого ребенок любит (по отношению к матери, сестре, брату, домашнему животному), оскорблении ребенка, использовании ненормативной лексики по отношении I к ребенку
Изолирование формирует установление безосновательных ограничений на социальные контакты ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми, ограничение права ребенка на построение собственных взаимоотношений со сверстниками и отсутствие у ребенка права покидать свой собственный дом (например, родители принудительно переводят ребенка на домашнее обучение).
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье
Развращение предполагает создание мотивации к развитию антисоциального поведения, включая воровство, проституцию, порнографию, поощрение самодеструктивного поведения, вовлечение ребенка в употребление алкоголя и наркотиков.
Диагностика особенностей поведения детей, которые живут в ситуации психологического насилия, выявили следующие характерологические особенности: длительно сохраняющееся подавленное состояние, чрезмерная уступчивость, заискивающее, сверхугодливое поведение, склонность к уединению, агрессивность, отсутствие навыков и умений для налаживания взаимоотношений с другими людьми разного возраста, неумения общаться, угрозы или попытки самоубийства, высокий уровень тревожности, нарушения аппетита (стремление в неограниченных количествах потреблять сладкое, либо полное отсутствие желания есть), низкая самооценка, плохая успеваемость и т. д.
Для детей, испытывающих постоянно вербальную агрессию со стороны родителей, характерным является проявление высокого уровня физической агрессии, что мешает их нормальной социальной адаптации , вызывая очень часто (начиная с детского сада), их отвержение или изоляцию. Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения, включая склонность к уединению, различные проявления агрессии, направленной как на других, так и на себя. Кроме того, у детей, живущих в условиях психологического насилия, могут также развиваться психосоматические и нервные расстройства, которые характерны и для других видов насилия.
Кроме того, индикаторами психологического насилия могут служить следующие особенности поведения взрослых:
1) нежелание взрослого утешить ребенка, который действительно в
этом нуждается;
2) публичное обвинение ребенка, бесконечные обвинения, оскорб
ления, брань (в том числе и нецензурная) в его адрес;
3) отождествление ребенка с нелюбимым и ненавистным родствен
ником;
4) перекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрос
лого;
5) постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;
6) открытое признание в нелюбви;
7) ненависть по отношению к ребенку, которая не скрывается, а в
определенных ситуациях — подчеркивается.
Жестокое обращение с детьми
Как показывает практика, к неблагополучным семьям, относящимся к группе «риска» по психологическому насилию, могут быть отнесены следующие типы семей:
1) семьи, где разные формы насилия являются стилем жизни;
2) семьи с авторитарным стилем воспитания;
3) проблемные семьи (имеющие детей-инвалидов, малообеспечен
ные, плохие жилищные условия, наличие безработных и т. д.);
4) аморальные семьи, в которых родители употребляют алкоголь, нар
котики, страдают различными патологиями;
5) семьи, в которых преобладают психологические или иные про
блемы.
Причинами, вызывающими эмоциональное отторжение ребенка, могут быть: несоответствие ребенка ожиданиям родителей, нежеланный ребенок, чувство вины по отношению к ребенку, сходство ребенка с одним из родителей и использование вторым родителем ребенка в качестве мишени для вымещения собственного конфликта с супругом, формирование в семье психологической защиты по отношению к ребенку «козел отпущения», инфантильность личности родителя, внут-;-• риличностный конфликт одного или обоих родителей, несформиро-| ванность родительских ролей, отсутствие ясного определения правил •>' поведения в семье, наличие в родительском сценарии травматического f опыта психологического насилия и т. д.
Отсутствие эмоциональной поддержки со стороны родителей нару-, шает основные функции развития детей, что приводит к различным ; нарушениям:
1) в аффективной сфере — нарушения проявляются в подавленном
состоянии, беспокойстве и высоком уровне тревожности, невро
тических страхах, снижении эмоционального фона, низкой са
мооценке;
2) в когнитивной сфере — нарушения связаны с задержкой ин
теллектуального развития, трудностями с концентрацией и пе
реключением внимания, низкой успеваемостью, плохой памя-
' тью;
; 3) в поведенческой сфере — нарушения проявляются в делинквент-
• ном и антисоциальном поведении, замкнутости, агрессивности,
отсутствии потребности в формировании взаимоотношений со сверстниками, ярко выраженном сексуальном поведении;
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье
4) в физическом развитии — нарушения характеризуются недоста
точным весом ребенка, маленьким ростом, запущенным, неопрят
ным видом;
5) во взаимоотношениях со сверстниками — ребенок не стремится к
общению, замкнутый, агрессивен, проявляет сексуализированное
поведение.
Только экстренное вмешательство специалистов по коррекции внутрисемейных отношений могут предотвратить катастрофические последствия психологического насилия, оказывающие разрушительное влияние на развитие ребенка, его настоящее и будущее социальное становление.
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
Сексуальное насилие является одной из наиболее постыдных форм насилия над детьми. Специальные международные исследования, проведенные в 21 стране мира, показали, что от 8% до 36% женщин и от 3% до 29% мужчин перенесли в возрасте до 18 лет сексуальное насилие. 25% жертв сексуального насилия находились в возрасте до 5 лет; в возрасте от 6 до 11 лет — 35%; в возрасте от 12 до 17 лет — 41% [45].
В обществе существует значительное число мифов, которые являются осознанной или неосознанной попыткой искажения причины и последствия сексуального насилия над детьми.
Миф 1. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.
Насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый для сексуального насилия возраст — 9 лет.
Миф 2. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми. Согласно статистическим данным (исследование в Томилино, зарубежные канадские исследования), 40% близкие родственники — отец, мать, братья и сестры, дяди, тети, дедушки, бабушки; из них 20% — инцест; 45% хорошо знакомые ребенку люди—друзья дома, гувернеры, соседи, приходящие репетиторы, различные помощники по дому и только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома.
Миф 3. Сексуальное насилие совершается только над девочками. Действительно, девочки чаще являются жертвами сексуального насилия, но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых.
Жестокое обращение с детьми
Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних.
Миф 4. Сексуальное насилие случается только один раз. Чаще сексуальное насилие над детьми это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Миф 5. Дети соблазняют взрослых.
У детей отсутствуют необходимые знания и умения для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.
Миф 6. Только половой акт наносит ущерб ребенку. Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Ребенок, подвергаясь насилию со стороны взрослого, переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что делает очень затруднительным процесс самосознания и развития. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости и бессмысленности.
Миф 7. Только мужчины совершают сексуальное насилие над
детьми.
Статистические данные подтверждают ведущую роль мужчин в сексуальном насилии (80%), но не отрицают участие женщин. В современном обществе увеличивается процент сексуального насилия, совершаемого женщинами. 20% насильников — женщины, при этом 14% совершают насилие по отношению к мальчикам, а 6% — по отношению к девочкам. Кроме того, нередко субъектом насильственных действий становится мать ребенка. Мать занимает особое положение в жизни ребенка, развитие любви к ней является инстинктивным и естественным процессом, поэтому сексуальные отношения мать-ребенок имеют особенно тяжелые последствия. Когда ребенок подвергается со стороны матери эмоциональному, физическому или сексуальному насилию, то вместо доверия он испытывает чувство ненависти и предательства.
В научной литературе сексуальное насилие рассматривается как совершение сексуальных действий против воли ребенка [54]. Сексуаль-
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье
ное насилие может включать сексуальные отношения без согласия, нежелательные сексуальные прикосновения или принуждение вступать в оскорбительные неестественные сексуальные действия. Чтобы получить согласие жертвы, часто используются принуждение или угроза. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
1) не обладает свободой воли, он экономически, психологически,
юридически находится в зависимости от взрослых;
2) может не осознавать значения действий взрослого в силу своей
функциональной незрелости;
3) не может в полной мере предвидеть все негативные последствия
сексуальных действий.
Таким образом, сексуальное насилие или растлениерассматривается как вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми (или с человеком старше его не менее чем на три года) с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды [50,64].
Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей. К контактному насилию специалисты относят:
1) половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным и
оральным способом;
2) мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный
контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных
зон тела ребенка;
3) введение различных предметов во влагалище или анус;
4) мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.
К «неконтактному» сексуальному насилию ребенка относят:
1) демонстрацию эротических и порнографических материалов;
2) совершение полового акта в присутствии ребенка;
3) демонстрацию обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребен
ку (эксгибиционизм);
4) подглядывание за ребенком во время совершения им интимных
процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.
К сексуальному насилию детей необходимо отнести сексуальную эксплуатацию ребенка и вовлечение ребенка в проституцию.
Жестокое обращение с детьми
В зависимости от того, где совершается сексуальное насилие, различают внутрисемейное и институциональное сексуальное насилие. Высокая латентность внутрисемейного сексуального насилия детей обусловлена тем, что это, как правило, скрытый и постепенный процесс, в который дети втягиваются часто не подозревая об этом. Большинство детей не могут оказывать сопротивление «сексуальным злоупотреблениям» взрослых в силу своих возрастных, индивидуально-психологических особенностей, различных форм зависимости от взрослых.
По фактору внутрисемейного сексуального насилия в отношении детей специалисты выделяют следующие типы семей из группы «риска»:
1. Семьи с патриархально-авторитарным укладом жизни — для них
характерным является власть и контроль со стороны главы се
мьи; использование физического насилия как воспитательной
меры; отсутствие альтернативных путей для сексуального удов
летворения и т. д.;
2. Конфликтные семьи характеризуются отсутствием доверительных
отношений между взрослыми; неудовлетворенность родителей
супружескими отношениями, что приводит к различным формам
психологического насилия к членам семьи; недостаток у детей
знаний по сексуальному образованию, что делает ребенка более
уязвимым для любого вида насилия;
3. Неполные семьи: отчим или сожитель матери и ребенок долгое вре
мя живет без родного отца. В этом случае табу на инцест не так
сильно выражено, кроме того, для детей характерна депривация
и отсутствие знаний о полоролевых функциях в семье;
4. Семьи с инвалидами, где отсутствует должный присмотр за детьми,
что приводит к недостаточности эмоциональной близости между
детьми и родителями, к их социальной изоляции;
5. Неблагополучные семьи, в которых родители или один из них явля
ются алкоголиками или наркоманами. Для этих типов семей ха
рактерным является расторможенность сексуальных влечений,
снятие табу на сексуальные отношения с детьми, что приводит к
разрыву эмоциональных связей между членами семьи. Как пра
вило, такие семьи живут изолированно, не поддерживая контак
тов с другими родственниками.
К другим факторам риска можно отнести наличие и использование порнографических материалов (видео, журналы) и легкий доступ к ним
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье
детей; кроме того, отсутствие общественного контроля над содержанием телевизионных программ подталкивает детей и подростков крайнему сексуальному опыту.
Основные факторы, объясняющие выбор ребенка в качестве объекта сексуальных притязаний, были проанализированы Д. Финкелхором [45]. Им были выделены особенности личности насильника, мотивация поведения, включая внешние и внутренние факторы. К ним были отнесены следующие факторы:
1) эмоциональная конгруэнтность — соответствие особенностей де
тей эмоциональным нуждам насильника;
2) сексуальное возбуждение, испытываемое насильником в присут
ствии ребенка; \
3) блокада альтернативных путей для удовлетворения сексуальных
потребностей;
4) внешние и внутренние факторы, снимающие у насильника зап
рет на сексуальные отношения с ребенком (дезингибиторы).
Эмоциональная конгруэнтность со стороны насильника по отношению к ребенку обусловлена слабой психосексуальной идентификацией, задержкой психосексуального развития, отсутствием чувства власти и контроля во взаимоотношениях с взрослыми партнерами, низким социальным интеллектом, низкой самооценкой. Как правило, сексуальное возбуждение от контакта с детьми характерно для взрослых, которые испытывают сексуальное возбуждение от просмотра порнографических материалов, представляющих детей в эротическом свете. Для этих насильников характерно наличие раннего опыта сексуального возбуждения от контакта с взрослым, зафиксированного в сексуальных фантазиях.
Многие насильники не способны удовлетворять собственные сексуальные потребности в силу того, что у них существуют высокий уровень неудач при гетеросексуальных контактах со взрослыми партнерами, им присуща неудовлетворенность от супружеских отношений, социокультурные или моральные запреты на сексуальные внебрачные
отношения.
Внешними и внутренними дезингибиторами для насильника являются следующие факторы: плохой контроль собственной импульсивности в силу употребления наркотиков и алкоголя; наличие различных внешних стрессогенных факторов, таких как: безработица или потеря близкого человека, психическое заболевание, а также плохой присмотр за ребенком и сопротивление самого ребенка.
Жестокое обращение с детьми
Последствия сексуального насилия могут сказываться в течение всей последующей жизни человека, поэтому специалисты различают ближайшие и отдаленные последствия различных форм насилия. К физическим индикаторам относят различные виды травм и заболеваний, включая повреждения, кровотечения, различные виды инфекций, нервно-психические и соматические расстройства.
Эмоциональные расстройства или дистресс включают: беспокойства и страхи, которые приводят к формированию и развитию фобий; отрицание существования проблемы, так как сложившаяся ситуация представляется нереальной и плохо понимается и осознается жертвой насилия; сильные эмоциональные потрясения в связи с отсутствием альтернативных способов выхода из сложившейся ситуации; возникновение чувства беспомощности в связи с неудачными попытками сопротивления или в ситуациях равнодушия или враждебности окружающих; появления депрессии, более свойственной для подростков и взрослых; вспышки неконтролируемых приступов гнева, которые чаще всего проявляются по отношению к невиновным в ситуации насилия и формируются на основе «замещения» как формы психологической защиты.
По характеру ответных реакций психологические последствия выделяются:
1) посттравматические стрессовые расстройства;
2) проблемы поведения;
3) расстройства когнитивной сферы;
4) личностные расстройства.
Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) —это продолжительные психологические симптомы, развивающиеся в ответ на сильно потрясшее травматическое событие. Диагноз ПТСР ставится в том случае, если травматическое событие имело место у данного ребенка, а также если это событие регулярно переживается ребенком в виде ночных кошмаров, навязчивых мыслей, что приводит его к общей оцепенелости, избежанию, нервозности, расстройству сна, плохой концентрации внимания. Проявление симптомов при ПТСР можно разделить на три категории.
Первая категория симптомов характеризует повторное переживание травматического события, которое выражается в навязчивых болезненных воспоминаниях, кошмарных сновидениях о событии. Сновидения у ребенка могут иметь как конкретный, так и общий бес-
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье
содержательный характер. Любые внешние или внутренние стимулы, напоминающие о событии, формируют множество неприятных чувств. В играх маленьких детей можно наблюдать различные аспекты травматического события.
Вторая категория симптомов проявляется в пониженном интересе к событиям собственной жизни, а также различным ситуациям, которые случаются в жизни ребенка. Ребенок всячески пытается уклониться от малейших воспоминаний о травме, безразличен по отношению к себе и другим людям. Жизнь его становится серой, в ней отсутствуют надежды на будущее.
Третья категория — это симптомы стресса: бессонница, раздражительность, агрессивность, пугливость, чрезмерная бдительность, трудности в сосредоточении на конкретных наблюдениях, размышлениях,
чувствах.
Симптомы ПТСР чаще отмечаются у девочек. Для них характерен более высокий уровень навязчивых мыслей, повышенная возбудимость, стыд и страх, так как девочки более уязвимы к повторным стрессам.
К проблемам поведения специалисты относят сексуализированное поведение, которое у девочек проявляется в форме сексуального беспокойства, у мальчиков — в форме эротизма. Сексуализированное поведение можно также наблюдать при некоторых нервнопсихических расстройствах. Выделяются три степени тяжести такого поведения.
Первая степень: дети демонстрируют осведомленность в сексуальных отношениях, которая не соответствует их возрасту, проявляют большой интерес к этим отношениям (сексуальная озабоченность).
Вторая степень: дети совершают сексуальные действия, направленные на самих себя — демонстрация интимных частей тела, мастурбация и т. д.
Третья степень: дети вовлекают, в сексуальную активность других детей или взрослых, при этом могут проявлять агрессивность в форме употребления алкоголя и наркотиков, уходах из дома, попытках суицида. Нередко наблюдаются личностные расстройства, психические заболевания.
Расстройства когнитивной сферы проявляются в виде низкой самооценки, самообвинения, восприятия себя как уродливого, беспомощного, одинокого. Во взрослом возрасте все отрицательные события, происходящие с ними, воспринимаются как наказание за то, что они плохие от рождения.
Жестокое обращение с детьми
Личностные расстройства зарубежные специалисты классифицируют в соответствии с возрастом детей:
1. Дошкольники — тревога, интернализация (уходы, избегающее по
ведение, депрессии, чрезмерный контроль, боязливость), экстер-
нализация (агрессия, антисоциальное поведение и малоконтро
лируемое поведение), неадекватное социальное поведение.
2. Дети школьного возраста—страхи, агрессия и самоагрессия, наличие
большого количества школьных проблем, гиперактивность, регрес
сивное поведение, невротическое и общее психическое заболевание.
3. Подростки — сексуализированное поведение, отвращение к соб
ственному телу, утрата потребности в соблюдении гигиенических
навыков, депрессия, суицидальное и самоповреждающее поведе
ние, побеги из дома, злоупотребление алкоголем, наркомания,
быстрое снижение школьных успехов, агрессия и самоагрессия,
различные многочисленные соматические жалобы, противозакон
ные действия [43, 50, 63].
Наличие перечисленных симптомов указывает на сексуальное насилие, но важно помнить, что существует достаточно большая группа детей, которые не имеют ярко выраженных симптомов после травмы насилия. Причинами отсутствия симптоматики является то, что асимптоматические дети аффективно подавляют переживания, либо травматизация наступает спустя довольно длительный срок на последующих стадиях развития, когда их статус детей-жертв становится более значительным как для них, так и для окружающих.
Согласно X. Ремшмидту, долговременные последствия сексуального насилия касаются в основном трех сфер:
1. Нарушения в развитии идентичности и принятия своей половой роли. В результате насилия происходит обесценивание и искажение собственного образа, разрушается представление о ценности супружеских отношений, возрастает неуверенность в возможности построения адекватных взаимоотношений с противоположным полом, может сформироваться отрицание и пренебрежение к сексуальным отношениям, ут-v рачивается возможность идентификации с приемлемым сексуальным | поведением человека одного с жертвой пола.
: 2. Расстройство партнерских отношений и снижение сексуальной удов-
J летворенности.
Сексуальные взаимоотношения рассматриваются жертвой как отношения отверженности, беспомощности, лишенные инициативы и
Раздел 2. Психологическое сопровождение детей, переживших насилие в семье
проявлений самостоятельности. Жертва отвергает для себя возможность испытывать позитивные эмоции и удовлетворения в этих отношениях. Как правило, в дальнейшей жизни воспроизводится этот травматический стиль партнерских взаимоотношений. И только опыт насилия у партнера или высокая степень эмпатичности и желания помочь своему партнеру может изменить искаженный стиль взаимоотношений.
3. Психические расстройства и заболевания.
Как подчеркивают многие исследователи и практические работники, для понимания динамики психологических последствий сексуального насилия у детей неоценимую помощь оказывает теория травмогенных динамик при сексуальном насилии, разработанная Д. Финкелхором, позволяющая наиболее полно оценить психологические последствия травматизации ребенка [54].
Любая форма внутрисемейного насилия над детьми требует обязательного вмешательства специалистов в семейную ситуацию. Основными направлениями работы могут быть конкретная социальная поддержка со стороны патронажной службы, а также решение психологических проблем жертвы насилия. Большое значение в этой связи имеет фактор времени (своевременность вмешательства), когда учитываются те границы, за которыми начинаются необратимые личностные процессы. Таким образом, целью профессионального вмешательства в кризисную ситуацию ребенка, пострадавшего от внутрисемейного насилия, становится мобилизация всех возможностей ребенка для достижения его оптимального функционирования.