Самостоятельная работа 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Закономерности психического развития

Раздел 1. Введение в возрастную психологию

Семинар 1. Стратегии и методы изучения психического развития

1. Метод психического исследования. Классификация методов исследования.

2. Общая характеристика методов возрастной психологии.

3. Показатели психического развития.

Литература:

  • Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.,1994.
  • Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. – С. 42 – 47.
  • Практическая психология образования / Под редакцией И.В. Дубровиной. – Спб., 2004. – С. 113-129.
  • Психология развития // под ред. Т.Д. Марцинковской. - М. - 2005. С.193-197.
  • Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. – С. 5-36.

Методические рекомендации:

- при подготовке 1 вопроса дайте определение понятию «метод исследования», рассмотрите подход Б.Г. Ананьева; дайте характеристику организационным, эмпирическим, интерпретационным методам и методам обработки данных;

- при подготовке 2 вопроса заполните таблицу «Основные методы возрастной психологии»

Название метода Краткая характеристика Требования (условия проведения)
Наблюдение    
Эксперимент    
Беседа    
Анализ продуктов деятельности    

- при подготовке 3 вопроса ответить на вопрос: что должно быть предметом психологического изучения. Приведите примерную схему характеристики ребенка.

Самостоятельная работа 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Закономерности психического развития

1. Решите тест:

1. Предметом возрастной психологии является изучение

а) основных категорий психологии;

б) ведущие модальности человека;

в) законов, закономерностей, тенденций развития психики, поведения, личности;

г) принципов формирования личности в деятельности.

2. Биогенетический закон, сформулированный Э.Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа есть краткое и быстрое повторение:

а) эпигенеза;

б) филогенеза;

в) эмбриогенеза;

г) гетерогенеза.

3. Формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида – это

а) филогенез психики;

б) онтогенез психики;

в) нормативное психическое развитие;

г) индивидуальное развитие.

5. В задачи возрастной психологии не входит изучение…

а) закономерности перехода от одного периода психического развития к другому;

б) изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга;

в) движущих сил и источников психического развития человека;

г) закономерностей психического развития.

6. В начале ХХ века начинает активно использоваться в дифференциальной и возрастной психологии

а) метод анализа продуктов деятельности;

б) метод наблюдения;

в) метод интроспекции;

г) тестовый метод.

7. Возрастная психология основана на тех закономерностях, которые выделяет…

а) педагогическая психология;

б) психология животных;

в) общая психология;

г) социальная психология.

8. Методы, не имеющие ограничений в применении относительно возрастных особенностей испытуемых -

а) эксперимент и тест;

б) беседа и тест;

в) наблюдение и эксперимент;

г) тест и анкета.

10. К основной закономерности психологического развития относятся

а) интеллект;

б) возраст;

в) умение и навыки;

г) морфофизиологические особенности.

11. Движущими силами психического развития являются

а) интересы;

б) задатки и способности;

в) морфологические особенности;

г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности.

12. Динамика психического развития определяется

а) возрастными изменениями;

б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами;

в) ходом созревания органических особенностей;

г) стадиями в развитии интеллекта.

13. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Это закон:

а) метаморфозы;

б) оптимального развития;

в) развития высших психических функций;

г) неравномерности возрастного развития.

14. Сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:

а) революционными;

б) эволюционными;

в) консервативными;

г) кризисными.

15. … не относится к факторам психического развития

а) среда;

б) интеллект;

в) активность;

г) наследственность.

16. К … типу развития относится развитие Земли, развитие общества и процесс психического развития ребенка

а) генетическому;

б) непреформированному;

в) преформированному;

г) смешанному.

17. К закону неравномерности психического развития не относится

а) процесс иерархизации мотивационной сферы личности;

б) явление акселерации;

в) наличие сензитивных периодов развития;

г) наличие стадий подъема, стабилизации и спада в развитии психических функций.

18. К факторам, влияющим на психическое развитие относятся

а) социальная ситуация развития, интериоризация, темперамент;

б) самоактуализация и степень принятия со стороны взрослых;

в) мыслительные операции, интеллект;

г) наследственность, среда, обучение и воспитание, собственная активность субъекта, реализуемая в деятельности.

19. Кризисом развития в психологии называется

а) завершение предыдущего периода развития и начало следующего;

б) эпоха построения личности;

в) период, характеризующийся наиболее благоприятными условиями для развития у человека определенных психических свойств;

г) специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью.

20. Основными формами развития являются

а) самосознание и направленность;

б) филогенез и онтогенез;

в) сознание и деятельность;

г) наследственность и среда.

21. Процесс усвоения социального опыта ребенком от рождения до зрелости основан на

а) воспитательном воздействии;

б) примере другого человека;

в) совместной деятельности со взрослыми;

г) на общении со взрослым.

22. Быстрое и глубокое преобразование психики и поведения человека, происходящее при его переходе из одного возраста в другой называется … развитием

а) революционным

б) эволюционным

в) ситуативным

г) поступательным

23. Быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении человека, происходящее под влиянием ситуационных социальных факторов называется … развитием

а) эволюционным

б) ситуативным

в) революционным

г) поступательным

24. Категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития называется

а) биологические часы

б) психическое развитие

в) возрастной кризис

г) возраст

25. Метод исследования, пришедший в возрастную психологию из дифференциальной психологии

а) эксперимент

б) контент-анализ

в) близнецовый метод

г) наблюдение

26. Сензитивный период – это …

а) максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах

б) процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития

в) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста

г) период в жизни человека, создающий благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

2. Решите задачи:

1.С позиций диалектико-материалистического понимания психики ребенка, отбираемые методы исследования должны соответствовать методическим принципам. Недостатки одного метода компенсируются включением в исследование других методов, объективно изучающих психику. Почему исследователь не может ограничиться применением какого-либо метода, например метода наблюдения? В чем недостатки метода наблюдения?

2. Представим себе ситуацию, предложенную французским психологом А. Пьероном. Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и культурные ценности сохранились. Что в этом случае стало бы с человечеством, с его историей? Как будет проходить психическое развитие детей?

3. Вставьте пропущенное слово:

1.Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста … «Душа ребенка».

2. Чем выше темпы развития ребенка, тем … повредить его физическому и … здоровью.

3. Развитие - … и … изменения, происходящие в организме, психике и поведении человека.

4. К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно четко сформулировать … , исходя из … , составить …. наблюдения; продумать его осуществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы ребенок … об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводиться … .

5. Ускоренное физическое и психическое развитие называется … .

6. Все факторы психического развития (… и …, …, …, …) действуют в … .

7. Переход от одной ступени к другой совершается через … … .

Наши рекомендации