Методы диагностики памяти.
Приведем некоторые методики диагностики памяти.
· Методика «Узнавание фигур» измеряет объем кратковременной образной памяти.
· Методика «Заучивание 10 слов», разработанная А. Р. Лурия, выявляет объем кратковременной памяти, когда материалом для запоминания выступают слова. Методику «Заучивание 10 слов» С. Л. Рубинштейн предлагает использовать также для характеристики процесса запоминания.
· Для определения объема кратковременной памяти можно использовать также субтест «Повторение цифр»из шкалы Д. Векслера.
Е. Л. Яковлева, используя данные только первой части этого субтеста («Прямой счет»), приводит нормативы для детей разного возраста. Для 5-7-летних детей объем кратковременной памяти равен 3-6 единицам; для 10-11 лет — 4-7 единицам, для 14 лет — 5-9 единицам (норма взрослого человека).
Важной характеристикой памяти является наличие в ней способов логической обработки запоминаемого материала, так как это позволяет компенсировать ограниченность ее объема за счет укрупнения единиц запоминаемой информации. Смысловая (логическая) обработка материала состоит в нахождении общего в элементах информации и объединении их на этой основе.
· Методика «Запоминание двух рядов слов»используется для выяснения того, владеет ли испытуемый способом смысловой обработки запоминаемого.
Еще одна методика, используемая для диагностики умения смысловой обработки запоминаемого материала — «Группировка».
Диагностика внимания.
Основными характеристиками внимания являются концентрация, устойчивость и распределение. Для оценки концентрации и устойчивости внимания используются разные виды «корректурной пробы»(буквенная, цифровая и фигурная). Наиболее известная корректурная проба с использованием букв была предложена Б. Бурдоном в 1895 г. Сопоставляя коэффициенты концентрации внимания и коэффициенты точности выполнения, характеризующие разные интервалы выполнения, можно оценить устойчивость внимания.
Можно оценить также показатель концентрации внимания в условиях помех.
Еще одним известным методом оценки устойчивости внимания служат таблицы Шульте.
Для оценки переключаемости внимания также можно использовать «таблицы Шульте»,модифицированные Ф. Д. Горбовым.
Методики с таблицами Шульте и их модификациями можно использовать для работы с детьми, начиная со второго класса. Для детей дошкольного возраста и учащихся первого класса можно использовать иную методику, диагностирующую концентрацию и устойчивость внимания.
Для исследования распределения вниманияу детей школьного возраста (умеющих считать) можно использовать методику Т. Е. Рыбакова.
Все описанные методики, диагностирующие разные показатели внимания, не имеют критериев, на основе которых можно было бы сделать вывод об уровне развития соответствующей характеристики внимания (т. е. нельзя оценить, хорошим или плохим вниманием обладает испытуемый). Это затрудняет их использование в практических целях. Поэтому, для того чтобы оценить внимание ребенка, рекомендуется сделать следующее: подобрать группу детей одного возраста и воспитывающихся в сходных условиях, продиагностировать их с помощью выбранной методики и распределить в порядке убывания их показателей. Группа должна состоять не менее чем из 50 детей. Затем следует выделить подгруппу детей с самыми высокими показателями (20 %), подгруппу с самыми низкими показателями (20 %), а у оставшихся 60 % детей, расположенных в середине всей группы, отметить самый низкий и самый высокий показатели по методике. Эти показатели можно рассматривать как границы, наиболее типичные для данного возраста детей, которые поэтому можно назвать нормальными. Если результат интересующего психолога ребенка лежит в этих границах, можно считать, что соответствующий показатель внимания у него является нормальным. Если он ниже нижней границы центральной подгруппы детей, следует признать внимание ребенка по этому показателю плохим, не соответствующим его возрасту. Если показатель ребенка выше верхней границы центральной подгруппы, следует считать его внимание очень хорошим, лучше развитым, чем у большинства детей его возраста. Этим же способом определения возрастных критериев сформированности психической особенности можно воспользоваться и в работе с другими нестандартизированными методиками.
Для изучения особенностей внимания подротсков можно использовать следующие методики:
Методика оценки распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц
Эта методика предлагается в качестве дополнения к методикам, основанным на использовании колец Ландольта. Она позволяет оперативно и достаточно быстро в условиях, обеспечивающих повышенный интерес учащихся к содержанию выполняемых заданий, оценивать такие показатели внимания, как его распределение и устойчивость одновременно. Последнее обстоятельство немаловажно в том случае, если проводится психодиагностика подростков, которые чрезвычайно подвижны и, как правило, не в состоянии длительное время без отвлечения внимания выполнять относительно мало интересные тестовые задания. Следует иметь в виду, что показатели, получаемые при помощи данной методики, как правило, менее точны, чем показатели, которые можно получить, работая с кольцами Ландольта.
Методика «49-значная двухцветная цифровая таблица».
При помощи данной методики выявляются показатели концентрации внимания, а также показатели переключения внимания.