Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
Ценностные ориентации учащихся старших классов
Автор:
Ганзюк Анжела, МКОУ «СОШ 44», 10а
Салихова Эльвира, МКОУ «СОШ 44», 10а
Руководитель:
Фёдорова Н.А., учитель истории и обществознания,
Леонидова О.В., педагог-психолог.
Миасс
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования.
1.1. Моральные нормы и их роль в жизни общества.
1.2. Психологическое состояние российского общества.
1.3. Мораль. Нравственность. Ценностные ориентации человека.
1.4. Формирование мировоззрения в ранней юности
1.5. Изучение ценностных ориентаций
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….
Глава 2. Исследование…….
1. Как проводилось исследование…………………………………………..
2. Анализ полученных результатов……………………………………….
Выводы по 2 главе………………………………………………
Общие выводы по работе……………………………………….
Список литературы……………………………………………..........
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что человечество на пороге XXI столетия переживает процессы глобальной перестройки, модернизации. В центре этих процессов оказалась Россия, для которой актуальнейшей проблемой является проблема ценностей и ценностных ориентаций. Анализ показывает, что философы, педагоги и психологи сходятся во мнении, что разрушение системы общественных ценностей, характерное для разнообразных "переходных периодов" в социальной истории, само по себе выступает сильнейшим дестабилизирующим для такого "переходного" общества фактором. В такие нестабильные периоды страдает подрастающее поколение. Среди молодежи, особенно среди подростков, усиливаются нигилизм, вызывающее поведение, возникает феномен немотивированной жестокости, растет подростковая преступность, заметно опережая темпы роста правонарушений в других возрастных группах, появляются все новые виды отклоняющегося поведения.
Сейчас наша страна переживает один из самых трудных в нравственном отношении периодов в своей истории. Статистика показателей, которые могут рассматриваться как индикаторы нравственного состояния современной России, выглядит удручающе. Наша страна занимает 1-е место в Европе и СНГ по количеству убийств на 100000 жителей, 2-е место по количеству беспризорников, 1-е место среди стран с развитой и переходной экономикой по индексу Джини, выражающему неравномерность распределения доходов в обществе, 146 позицию из 180 возможных по индексу коррупции и т. п. В современной России ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения; от жестокости родителей страдают 2 млн детей, а 50 тыс. – убегают из дома; пропадают 25 тыс. несовершеннолетних; 12 % подростков употребляют наркотики; более 20 % детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в нашей стране; темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности; в современной России насчитывается около 50 тыс. несовершеннолетних заключенных, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов.
Несмотря на то, что в нашей стране есть и всегда будет немало высоконравственных людей, способных служить для нации нравственными эталонами, не они задают тон на общественной арене, не они доминируют в средствах массовой информации и определяют происходящее в обществе. Происходящие события демонстрируют не только обострение нравственных проблем, но и нарастание нечувствительности к ним значительной части наших сограждан, а также снижение резистентности* российского общества к вопиющим проявлениям безнравственности. Оно «снимает» один моральный запрет за другим, невозможное совсем недавно становится возможным и не вызывающим активного общественного протеста, то есть планка нравственно приемлемого постоянно опускается.
Первоочередная задача "переходных" обществ: восстановление и развитие системы социальных ценностей, направленных на выполнение в обществе стабилизирующего назначения. Становясь ценностными ориентациями людей, они непосредственно входят в структуру личности в качестве мотивов их поведения. Важно выяснить психологические особенности современных молодых людей, их ценностные ориентации, и в какой степени можно влиять на их формирование как личности с общественно значимыми ценностными ориентациями.
Проблемные вопросы:
1. Что такое ценностные ориентации?
2. Какова их роль в жизни человека в целом и молодого человека в частности?
3. Каковы ценностные ориентации наших сверстников? Есть ли различия в ценностных ориентациях юношей и девушек?
Цель нашего исследования:
Изучение ценностных ориентаций учащихся старших классов.
Достижение поставленной цели предполагается путём решения следующих задач:
Задачи нашего исследования:
1. Изучение научно-теоретических источников, имеющих отношение к данной теме.
2. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников с помощью методики МИЦО.
3. Анализ полученных результатов.
Объект исследования:ценностные ориентации.
Предмет исследования:ценностные ориентации старшеклассников.
Гипотеза:исследование заключается в предположении, что существуют некоторые различия в ценностных ориентациях юношей и девушек.
База исследования: учащиеся десятых классов МКОУ «СОШ 44» г. Миасса.
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования.