Психологическая сущность воспитания
Психологическая сущность воспитания.Определения воспитания.Общие и специальные цели воспитания. Теории воспитания.
Основные принципы и задачи воспитания. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Виды воспитания. Классификация и характеристика видов воспитания. Психологические условия успешного воспитания.
Сущность нравственного воспитанияю Моральное развитие (Б. Кольберг). Формирование морального действия (В.В. Субботский). Взаимосвязь интеллектуального и морального развития.
Средства и методы воспитания.
Характеристика методов воспитания. Классификация средств воспитания. Роль психологических механизмов в воспитании личности.
Возрастные аспекты воспитания.
Социальные институты и системы воспитания, их потенциальное влияние на личность.
Воспитание личности в семье. Внутрисемейные отношения и их воспитательное значение. Стиль семейного воспитания, тип родительского отношения и стиль родительского поведения как характеристики взаимодействия родителей и детей.
Специфика воспитания в различные возрастные периоды. Психологические предпосылки перехода воспитания в самовоспитание.
Развитие детей младенческого и раннего возраста. Значение младенческого возраста для последующего развития личности. Начало формирования социально важных личностных качеств ребенка.
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Развитие эмоций и чувств дошкольника. Усвоение нравственных норм и правил поведения в дошкольном возрасте. Формирование основ произвольного поведения дошкольника. Влияние взрослых и сверстников на развитие ребенка. Значение игры для воспитания дошкольника.
Изменение социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Роль учебной деятельности в формировании произвольного поведения ребенка. Влияние учителя и родителей на развитие детской личности. Воспитательные возможности детского общества. Значение различных видов деятельности для процесса воспитания в младшем школьном возрасте.
Воспитание в подростковом и юношеском возрасте. Повышение воспитательной роли общения со сверстниками. Возможности возрастных и разновозрастных объединений в воспитании личностных качеств у школьников. Воспитательная роль взрослых. Переход от зависимости к самостоятельности. Воспитание средствами культуры, искусства и массовой информации.
Самовоспитание подростков и юношей. Непрерывность самовоспитания. Функции и этапы самовоспитания (А.И. Кочетов). Самовоспитание в различных видах деятельности.
Воспитание отдельных категорий детей (тревожные, агрессивные, медлительные, гиперактивные).
Психология личности и деятельности педагога.
Психологические аспекты педагогической деятельности.
Профессия педагога и факторы ее выбора (Е.А. Климов). Профессиональная пригодность к педагогической профессии. Психологическая готовность к труду учителя. Отличительные особенности педагогической деятельности (С.В. Кондратьева).
Основные функции педагогической деятельности: целеполагающая и организационно-структурная (Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, А.И. Щербаков).
Мотивация педагогической деятельности (Н.А. Аминов, А.Б. Орлов).
Общая характеристика педагогической деятельности.
Уровни продуктивности, формы и предметное содержание педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина).
Педагогические умения и их характеристика (А.К. Маркова).
Стиль педагогической деятельности.Понятие индивидуального стиля педагогической деятельности (Е.А. Климов, И.В. Страхов, Н.Д. Левитов). Характеристика стилей педагогической деятельности по А.К. Марковой и А.Я. Никоновой.
Психологический анализ педагогической деятельности.