Стиль конкуренции. ("Борьба").

человек, использующий стиль конкуренции, достаточно активная и в подавляющем большинстве идет к разрешению конфликта своим собственным путем. Она не очень заинтересована в сотрудничестве с другими людьми, зато способен на волевые решения.

Борьба - тип поведения, при котором каждый из участников конфликта стремится к победе при условии обязательного проигрыша другого. Забота о своих интересах рассматривается как единственный необходимый компонент решения конфликта, любые другие варианты рассматриваются как проигрыш. Внешне такой тип выглядит как действительно выигрышный, но психологически, а часто и результативно он весьма проигрышным. Во-первых, с точки зрения потерь. Для такой "победы" тратят средства, силы, здоровье, а то и тратят всю жизнь. Во-вторых, с точки зрения последствий. Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль:

- Конечный результат очень важным для человека, и она делает большую ставку на свое решение проблемы;

- Человек имеет достаточно авторитета для парийняття решения и очевидно, что предложенное ей решение - наилучшее;

- Решение необходимо принять быстро, и человек имеет достаточно власти для этого;

- Когда человек чувствует, что у нее нет другого выбора и ему нечего терять.

Стиль уклонения. ("Побег")

человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для нахождения решения проблемы или просто уклоняется от разрешения конфликта. Этот тип поведения имеет различные проявления, такие, как "хлопанье дверью", "молчаливый бунт", "психосоматические заболевания", однако смысл его остается прежним: конфликт не решается, причина что, его вызвала не снимается, конфликт загоняют внутрь

Этот стиль можно использовать, когда проблема, которой касаются, не очень важна для человека, когда он не хочет тратить силы на ее решение, или когда она чувствует, что находится в безнадежном положении.

Ниже приведены наиболее типичные ситуации, в которых рекомендуется использовать стиль уклонения:

- Напряжение очень велико, и человек чувствует необходимость ослабления напряженности;

- Человек знает, что не может или даже не хочет решать конфликт в свою пользу;

- Человек хочет выиграть время, возможно, для того, чтобы получить дополнительную информацию;

- Ситуация очень сложная и человек чувствует, что решение конфликта требует Набта багад от нее;

- Пытаться решить проблему немедленно - опасно, поскольку открытие и обсуждение конфликта может только усугубить ситуацию.

В действительности, уход или отсрочка от разрешения конфликта может быть достаточно удачной и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

Стиль приспособления. ("Уступчивость")

человек действует совместно с другой, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Поскольку, используя этот подход, человек отодвигает свои интересы в сторону, то лучше так поступать тогда, когда вклад в данном случае не очень большой, или когда ставка на положительное решение проблемы не очень велика.

Но и этот тип поведения, если его применяют как сознательную тактику, может иметь свои преимущества. Ведь если бы в конфликте не уступал бы никто, то договориться было бы в принципе невозможно.

Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления:

- Человека осбливо волнует то, что произошло;

- Человек хочет сохранить мир и добрые отношения с другими людми;

- Человек понимает, что конечный результат намного важнее для другого человека;

- Человек считает, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если она уступит своему желанию.

Уступая, соглашаясь или "жертвуя" своими интересами в пользу другого человека, можно смягчить конфликтную ситуацию и установить гармонию.

Стиль сотрудничества. ("Коллаборация")

человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но при этом пытается сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более долгой работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку человек с начала "выкладывает на стол" потребности и интересы обеих сторон, а затем обсуждает их. Этот стиль особенно эффективен когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает трудно определить источник недовольства.

Это поведение осуществляется путем переговоров.

Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях:

- Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью отмежеваться;

- Есть время поработать над возникшей проблемой;

- Оппоненты хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и поработать над их решением;

- Оба стороны обладают равной властью и не замечают разницу в положении, чтобы "на равных" искать решение проблемы.

Сотрудничество является дружественным, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако, это требует определенных усилий. Обе стороны должны затратить на это некоторое время, они должны суметь объяснить свои желания, выразить свои потребности, выслушать друг друга, а затем выработать альтернативные варианты решения проблемы.

Стиль компромисса.

Человек несколько уступает своими интересами, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же. Другими словами, человек соглашается на частичное удовлетворение своего желания и частичное выполнению желания другого человека. Компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеству.

Этот тип поведения в конфликтной ситуации часто расценивают как наиболее эффективный, что приводит к взаимной победы сторон, конфликтуют. Однако на самом деле - компромисс - это конфликт, растянутый во времени, где имеет место проигрыш обеих сторон. Не получив удовлетворения своих потребностей или интересов - по принципу "ни тебе, ни мне", или даже получив, но не в полном объеме - "тебе половина и мне половина", оба оппонента оказываются в проигрыше.

Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен:

- Обе стороны обладают равной властью и имеют взаимоисключающие интересы;

- Дру подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

- Удовлетворение желания имеет для человека не очень большое значение, и она может несколько изменить поставленную в начале цель;

- Компромисс позволит сохранить взаимоотношения и получить хоть что-то, чем все потерять.

Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к любому решению.

Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделения как лучший.

Наши рекомендации