Темы контрольных работ по специальной психологии

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. Специальная психология как наука. Предмет, актуальные проблемы и

задачи специальной психологии.

2. Современные критерии нормального и отклоняющегося развития.

3. Взаимосвязь специальной психологии с другими отраслями знаний.

Междисциплинарные связи специальной психологии.

4. История становления специальной психологии как науки.

5. Закономерности психического развития в норме и патологии.

6. Классификация дизонтогений развития.

7. Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений

развития. Л.С.Выготский о соотношении биологической и культурной

линии развития.

8. Основные методологические принципы специальной психологии.

9. Методы специальной психологии.

10. Причины отклонений в развитии.

11. Социально-психологическая адаптация как главный критерий

нормального психического здоровья.

12. Факторы дизонтогенеза. Условия нормального развития ребёнка

(по Г.М. Дульневу и А.Р.Лурия).

13. Основные категории и понятия специальной психологии.

14. Понятие нормы в специальной психологии. Виды норм.

15. Основные теоретические положения Л.С. Выготского в области специальной

психологии.

16. Вклад отечественных учёных в развитие специальной психологии в России.

17. Коррекция и компенсация аномального развития, абилитация, реабилитация

и социальная адаптация как основные категории специальной психологии.

18. Эволюция представлений о сущности и процессах компенсации.

Психофизиологическая и социально-психологическая составляющие

компенсации дефекта.

19. Компенсация отклонений как процесс. Виды компенсации.

20. Общие закономерности аномального развития.

21. Объясните понятия психического дизонтогенеза: недоразвития,

задержанного развития, искажённого развития, дефицитарного

развития, повреждённого развития, дисгармоничного развития.

22. Основные механизмы возникновения недостатков в психофизическом

развитии.

23. Дефект и его структура в учении Л.С. Выготского.

24. Дефект и компенсация. Условия превращения «минус – дефекта» в

«плюс компенсацию».

25. Возрастная обусловленность дефектов развития.

26. Понятие о зоне ближайшего развития, сензитивных периодах,

первичном и вторичных дефектах (по Л.С.Выготскому).

27. Факторы, определяющие аномальное развитие.

28. Значение Постановления ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педологических

извращениях в системе наркомпросов» для развития специальной

психологии.

29. Теория Культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского и её

вклад в развитие специальной психологии.

30. Понятие ВПФ, их строение и становление.Теория А.Р. Лурия о мозговой

организации высших психических функций.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Нормативное и отклоняющееся развитие.

2. История изучения детей с трудностями в обучении в отечественной и зарубежной психологии.

3. Структура отклоняющегося развития.

4. Психологические параметры дизонтогенеза.

5. Особенности вторичных нарушений у детей.

6. Эволюция представлений о сущности и процессах компенсации.

7. Дефект и компенсация. Условия превращения «минус – дефекта» в

«плюс компенсацию».

8. Роль биологической и социальной детерминации в генезе нарушений

развития.

9. Вклад Л.С. Выготского в развитие специальной психологии.

10. Понятие «дефект» и его структура в работах Л.С. Выготского.

11. Вклад отечественных психиатров в развитие специальной психологии.

12. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.

13. Современная концепция специальной психологической помощи.

14. Методы специальной детской психологии.

15. Понятие органической и функциональной патологии.

16. Возможности и ограничения психолого-педагогической диагностики

отклоняющегося развития.

17. Умственная отсталость. Формы умственной отсталости.

18. Дети с недостатками зрения, классификация.

19. Дети с недостатками слуха, классификация.

20. Дети с церебральными параличами, формы ДЦП.

21. Влияние эмоционального состояния женщины во время беременности на

психическое развитие ребёнка.

22. Ранний детский аутизм как специфический вид дизонтогенеза.

23. Гиперактивность. Механизмы влияния на процесс социализации ребёнка

с ЗПР.

24. Проблема одарённости при различных аномалиях развития.

25. Понятие «акцентуация». Основные классификации.

26. Классификация детей со сложной структурой дефекта.

27. Социально-психологическая адаптация как главный критерий нормального

психического здоровья.

28. Невротические расстройства в контексте отклоняющегося развития.

29. Причины и механизмы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у

детей.

30. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при

семейном алкоголизме.

31. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением.

32. Клинико-психологический подход к пониманию задержки психического

развития.

33. Основные причины асоциальных форм поведения педагогически

запущенных детей.

34. Игра в практике коррекционно-развивающего образовательного процесса.

35. Детские рисунки и их значение для диагностики интеллектуального

развития.

Литература:

1. Основы специальной психологии / Под ред Л.В. Кузнецовой. – М.:

Академия, 2003;

2. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2005.

3. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006.

4. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Саенко Ю.В. Специальная психология. – М.: Академический Проект, 2006.

6. Специальная психология / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2010.

7. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: Изучение и психокоррекция / Под ред У.В. Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007.

8. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Академия, 2005.

9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003.

10. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ, 1998.

11. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

12. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2006.

13. О.И. Политика Дети с синдромом дефицита внимания и гиперак-тивночтью. – СПб.: Речь, 2008.

14. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007.

15. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

16. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2000.

17. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2007.

18. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. – М.: Медицина, 1987.

19. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002.

20. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни / Под ред. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005.

21. Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослы-шащих школьников: диагностика и коррекция. – СПб.: Речь, 2008.

22. Речицкая Е.Г. Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. – М.: ВЛАДОС, 2003.

23. Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. – СПб.: Речь, 2006.

24. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб. «КАРО», 2006.

25. Детский церебральный паралич / Под ред. Шипицыной Л.М., Мамайчук И.И. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001.

26. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни. – Спб.: КАРО, 2006.

27. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001.

28. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2008.

29. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005.

30. Психологическое обследование детей дошкольного ― младшего школь-ного возраста / Под ред. Г.В. Бурменской. – М.: УМК «Психология», 2003.

31. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М.: АРКТИ, 2005.

32. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2001.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМА № 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

ПЛАН:

В 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.

В 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В 3. КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗОНТОГЕНИЙ РАЗВИТИЯ.

В 5. РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ В

ГЕНЕЗЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ.

В 6. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ.

В 7. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В 8. МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.

Без изучения психологии детей, имеющих недостатки развития, педагогическое образование нельзя считать полноценным. Знание данной проблемы важно как для педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений, так и для школьных психологов.

Количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. Эти дети воспитываются в специальных детских садах, обучаются в специальных школах и школах-интернатах разного типа, в специальных дошкольных группах при ДОУ общего типа, в специальных классах и логопедических пунктах при обычных школах. Однако хорошо известно, что не все дети получают специальную коррекционно-педагогическую помощь.

Даже сегодня очень часто можно встретить, особенно на периферии, что детей с проблемами в развитии, особенно без видимых недостатков с первого взгляда, не выделяют среди нормально развивающихся сверстников и не оказывают им специальной педагогической помощи. Трудности, которые испытывают эти дети в обучении, педагоги, не понимающие их потребностей, склонны относить к проявлениям невнимательности, лени, нежелания учиться. Вместо специальной помощи учителя чаще всего предъявляют повышенные требования к детям, оказывают на них давление, апеллируют к родителям, что нередко заканчивается физическими наказаниями и формированием у детей негативного отношения к учению, школе, учителю.

Между тем, если такие дети выявляются сразу же после поступления в школу, то в случаях слабо выраженных недостатков развития педагогическая поддержка (коррекционное обучение) может осуществляться непосредственно учителем класса (если он имеет специальную подготовку), в других случаях ребёнок должен быть выведен из обычного класса в особо организованные педагогические условия: специальный класс для детей с ЗПР, или специальную школу, или помимо занятий в обычной школе он будет посещать занятия с логопедом.

Знание особенностей и возможностей детей с различными недостатками развития даёт педагогу и школьному и дошкольному психологу средства для коррекции недостатков в условиях обычной школы и помогает избежать непоправимых ошибок в определении пути обучения ребёнка, которые иногда губительно сказываются на всей его жизни.

Необходимо, однако, отметить, что объём психологических знаний о детях с различными психическими и физическими недостатками пока не так уж велик, поскольку специальная психология как целостная отрасль психологической науки начала формироваться всего несколько десятилетий назад. Количество знаний о разных недостатках крайне неравномерно по той же причине.

Довольно основательно изучены особенности познавательных процессов у у/о и глухих, достаточно много данных накоплено о психической деятельности слепых, в последние годы интенсивно изучалась психология младших школьников с ЗПР. Вместе с тем психологи почти совсем не изучали особенности детей с недостатками опорно-двигательного аппарата. Мало исследовалась психическая деятельность детей с нарушениями речевого развития (значительно глубже - собственно речевые процессы). Очень мало представлены исследования волевых процессов и эмоциональной сферы детей.

Следует также особо подчеркнуть, что гораздо слабее по сравнению с детьми школьного возраста изучены дошкольники. Практически отсутствуют психологические данные о том, как проявляются нарушения развития в раннем возрасте.

Такая неравномерность и в целом ограниченность знаний о психологических особенностях детей с психическими и физическими недостатками объясняются в основном II ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ:

1) В данной области психологии направление исследований в значительно большей степени, чем в общей, детской и педагогической психологии, определялось запросами практики. Интерес к психологическим особенностям детей с психическими и физическими недостатками возник лишь тогда, когда встал вопрос об их школьном обучении. Необходимость обучения детей разных категорий требовала обоснования соответствующего педагогического подхода, разработки методик обучения и определения его содержания, для чего нужно было, прежде всего, знать особенности познавательной деятельности детей. (При этом - сначала применительно к школьному возрасту, т.к. специальные образовательные ДОУ начали создаваться гораздо позднее, чем специальные школы).

2) Ограниченность и неравномерность психологических исследований объясняются тем, что при большом разнообразии видов, форм и степеней выраженности недостатков развития собственно психологов, посвятивших себя работе в этой области, крайне мало, причём не только в России, но и в других странах.

Наши рекомендации