Развитие памяти в онтогенезе
Общее представление о памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти.Функции памяти.Виды памяти.основания для их классификации. Теории памяти в психологии: ассоциативная, смысловая, психоаналитическая, деятельностная, информационно-кибернетическая теории памяти. Формирование и развитие памяти. Две линии развития: филогенетическая и онтогенетическая. Роль речи в управлении развитием мнемических процессов. Структурная организация запоминаемого материала. Условия и приемы эффективного запоминания, мнемотехники. Особенности развития памяти на протяжении жизни человека.Методы диагностики памяти.
Общее представление о памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти.Слово «память» появилось в Древней Греции, произошло от имени богини Мнемозины («мнемо» - память).Все что происходит в нашей психике, в каком – то смысле в ней и остается. Иногда – навсегда. Остается как «след» прошедшего, образ. Повторно воспринимаемое и переживаемое осознается именно как повторение «известного».
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти делятся на единичные и общие. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве. Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами. Ассоциации по контрастусвязывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей. Смысловые, в которые связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний. Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти. Теории памяти: Г.Эббингауз. осуществлял сследования процессов памяти при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний. Павлов: учение о закономерностях ВНД и об образовании механизмов форм-я индивид опыта субъекта. Физиологическую основу запоминания составляет связь м/у новым и ранее закрепленным содержанием (подкрпеление: достижение цели, стимул). Л.С.Выготский: высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. Исследования сложных форм памяти, связанных с процессами мышления, были проведены отечественными исследователями А.А.Смирновым и П.И.Зинченко. Они изучали процессы непроизвольного (непреднамеренного) запоминания и процессы сознательного, осмысленного заучивания. А.А.Смирнов и П.И.Зинченко выделили основные приемы запоминания сложного материала и установили зависимость запоминания от поставленной задачи. Физиологические основы памяти: физическая теория памяти (отражение объекта сопровождается определенным движением импульса по группе нервных клеток, которое моделирует объект в виде пространственно-временной структуры. Процесс активизации нейронных моделей и составляет механизм процесса запоминания.
Виды памяти: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; 3) по характеру сенсорной модальности, преобладающей в деятельности, память делят на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. В зависимости от преобладающего типа психической активности в памяти выделяют различные ее виды. Двигательная память - память на движения, эта память имеет значение при выработке двигательных навыков (ходьбы, письма), трудовых, танцевальных движений, во всех видах моторного научения. В основе образной памяти лежат ощущения, восприятия, представления. В зависимости от того, какая сенсорная область служит основой запоминания и воспроизведения, выделяют зрительную, слуховую, осязательную, вкусовую, обонятельную память
Эмоциональная,или аффективная память - память на эмоции, чувства. Воспоминания о пережитых чувствах - страдании, радости любви сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Эмоциональное отношение к информации, эмоциональный фон существенно влияет на запоминание. При этом лучше всего запоминаются факты и ситуации, имеющие положительную эмоциональную окраску.
Словесно-логическая память - память, в основе которой лежит оперирование понятиями. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Система закрепления знаний в процессе их усвоения включает развитие этой высшей формы памяти, свойственной только человеку.
Важнейшей характеристикой памяти является ее временная характеристика.В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения информации выделяют следующие виды памяти.
Сенсорная (следовая), или непосредственная память обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды.
Кратковременная память характеризуется очень кратким (около 20 сек) сохранением после однократного непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Этот вид памяти называется также первичным.
Запоминание –обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемических приемов. Вместе с тем зависимость запоминания от цели и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае. Как показали исследования психологов П.И.Зинченко и А. А. Смирнова, непроизвольное запоминание оказывается значительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание и определяется целями выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи. Ориентировка на смысловые связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному запоминанию. Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого – запомнить точно на максимально продолжительный срок с целью последующего воспроизведения или просто узнавания. Она определяет выбор способов и средств восприятия и тем самым влияет на результаты запоминания. Важное условие успешности произвольного запоминания – установка на продолжительностьзапоминания. Так, экспериментально выяснилось, что если предложить испытуемым запомнить материал с тем, чтобы воспроизвести его на другой день, а Другим испытуемым предложить тот же самый материал, но предупредить их, что понадобится отвечать по содержанию того, что подлежит усвоению, через месяц, различие на результативности запоминания будет заметным.В число обычно используемых способов произвольного запоминания входят составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов и пространственная группировка материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного. Оно обеспечивает большую сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом. Повторение служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего именно произвольного запоминания. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не является единственным условием, необходимым для долговременного запоминания. Жизненно важные материалы и сведения, несущие для индивида большую смысловую нагрузку, запоминаются «сами собой». Эббингаузом был открыт феномен памяти, который впоследствии был обозначен как эффект края. Эффект Зейгарник: количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество подлежавших запоминанию завершенных задач. Эффект Зейгарник впервые был открыт и изучен в 20-е годы нашего столетия. Впоследующем были внесены поправки: при очень сильной заинтересованности лучше запоминаются завершенные задачи, тогда как при слабой мотивации – прерванные задания.Узнавание – это опознание воспринимаемого объекта, который уже известен по прошлому опыту. В отличие от узнавания процесс воспроизведения представляет собою более сложную форму мнемической активности. Он требует волевых усилий, а иногда достаточно длительного напряжения умственной деятельности человека. Воспроизведение – вид памяти, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта и построение соответствующих ему представлений. Эйдетизм – способность некоторых людей к сохранению и воспроизведению детального образа воспринятых ранее предметов и явлений. З-н забывания Эббингауза: забывание зависит от времени, наибольшая интенсивность забыания сразу после заучивания, затем замедляется. Темп забывания так же зависит от содержания материала, его осознанности. Индивид. Особенности памяти. Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации (Пушкин). Индивидуальные различия памяти проявляются также по доминирующему при запоминании виду сенсорного канала. Одни лучше запоминают зрительную информацию, другие - слуховую, третьи - то, что может быть выполнено практически. В соответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный типы памяти. Расстройства памяти: нарушения памяти на текущие события, ее динамики. В этом случае мнемическая деятельность носит прерывистый характер. Такие больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать. Интересно, что в случаях умственной отсталости нарушения логической памяти могут иметь место на фоне хорошо сохраненной механической памяти, которая в отдельных случаях мо-жет быть удовлетворительной по своему объему.
Метод диагностики. Исследования памяти(заучивание 10-ти слов, метод пиктограмм, метод опосредованного запоминания; пересказ)
Функции памяти.
Основными функциями памяти в жизни человека являются (они же определяют и значение памяти):
1) обеспечение единства и целостности личности;
2) важнейшее условие научения: приобретения знаний, формирования ЗУНов.