Общее представление о памяти. Основные подходы к ее изучению и теории. Развитие памяти

Определение, виды, уровни и типы памяти.

Ц. Флорес

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ

Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1973. Вып. IV.

Память с точки зрения психолога не является психической способ­ностью — свойством или функцией психики, — которую можно было бы познать с помощью изощренной интроспекции. Термин «память» позво­ляет объединить совокупность деятельностей, включающих в себя как биофизиологические, так и психические процессы, осуществление кото­рых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдаленные во времени, существенным образом модифицировали состояние организма.

Генезис любого акта памяти включает в себя, по существу, три фазы: а) фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации; иногда эта фаза сводит­ся к мгновенному перцептивному акту, однако она может характеризо­ваться также более или менее сложной деятельностью, которая проявля­ется при последовательных повторениях и приводит к постепенному ус­воению материала; б) фаза сохранения, охватывающая более или менее длительный период времени, в ходе которой запоминаемый материал сохраняется в скрытом состоянии; в) наконец, фаза реактивации и ак­туализации усвоенного материала, вызывающая мнемические процессы, доступные наблюдению.

Объектом непосредственного изучения психолога являются лишь процессы, относящиеся к первой и последней фазам. Что касается про­цесса сохранения, то о нем можно судить только на основании наблюде­ний за мнемическими действиями, в которых он выражается.

Различают grosso modo (лат. — в общих чертах) три крупных ка­тегории мнемических процессов: первая категория касается процессов воспоминания, которые включают в себя воспроизведение материала, усвоенного в предшествующей ситуации (например, воспроизведение наи­зусть стихотворения, текста, теоремы, рядов слов, чисел, иностранных слов, рисунка или, наконец, пути, пройденного когда-то), и различные формы сообщений о зрелище или событии, участником или свидетелем которых был индивид.

Вторую категорию составляют процессы узнавания, предпо­лагающие идентификацию субъектом ситуации, в которой он действовал в прошлом, или, в более общей форме, перцептивно-мнемическую иден­тификацию объекта, который был ранее воспринят и в данный момент присутствует в перцептивном поле.

Третью категорию составляют процессы повторного заучивания, которые позволяют судить о наличии процесса сохранения материала на основании уменьшения числа повторений.

Разумеется, деятельности, характеризующие воспоминание, узнава­ние и повторное заучивание, объединяет то, что они зависят от мнемических средств, которые, в свою очередь, находят свое выражение в этих деятельностях. Тем не менее, как мы увидим, указанные деятельности соответствуют иногда совершенно различным психологическим ситуаци­ям: действующие в каждом случае процессы и переменные, которые мо­гут изменять эффективность этих процессов, не всегда одинаковы в раз­ных ситуациях. Однако эти различия, помимо специального интереса, который они представляют, служат источником ценной информации для психолога; поскольку эти процессы являются относительно самостоятель­ными, в каждом из них находят свое специфическое проявление опреде­ленные аспекты влияния прошлого опыта.

А.В.Петровский

ВИДЫ ПАМЯТИ

А.В.Петровский Общая психология. М., Просвещение, 1976

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную.



Наши рекомендации