Особенности подростка, находящегося в условиях социальной изоляции
В рамках данной дисциплины важно показать специфические психологические особенности осужденных подростков в плане их влияния на конфликтное взаимодействие с социумом, а также с отдельными или социально-групповыми представителями. По тому, как общество относится к заключенным, можно судить о степени конфликтности этого общества.
Единого взгляда в среде психологов на генезис преступности не существует, но большинство сходятся на том, что в основе преступного поведения лежат социальная дезадаптация личности, неспособность человека к полноценному самопроявлению в рамках существующих норм закона и морали. За эти отклонения человек несет наказание в соответствии с законами. Те нормы, за нарушение которых санкции не предусмотрены законами, попадают в сферу действия морали. Престу пившие нормы морали, но не нарушившие закон преступниками не считаются.
Положение подростка, находящегося в условиях социальной изоляции, имеет ряд особенностей.
Во-первых, он приобретает особый правовой статус: даже в колонии формально являясь не заключенным, а воспитанником. Тем не менее, он сильно ограничен в своих правах. На него накладываются специфические обязанности, за невыполнение которых предусмотрены жесткие санкции.
Во-вторых, на его личность в условиях социальной изоляции начинают воздействовать разного рода психогенные факторы, которые приводят к разнообразным негативным последствиям. В качестве последних выступают невротические реакции, повышение суицидальной активности и совершение суицидальных актов и попыток различного рода самоповреждений, психические расстройства и т.д.
В-третьих, существенным моментом, формирующим невротические реакции подростков в условиях социальной изоляции, являются принудительное включение в новые социальные отношения и изменение привычного образа жизни. Это отчетливо отражается в лозунге:
«Не умеешь — научим, не хочешь — заставим». Особенно важным является увеличение обязанностей при одновременном снижении количества прав. Возникает вопрос и о субъективном восприятии содеянного подростком.
В-четвертых, подросток попадает в весьма специфическую среду общения, характеризующуюся крайне высоким уровнем агрессивности. Подростки более жестко придерживаются «воровского закона», который, как правило, сами же и формулируют. Почти всегда это - набор некоторых мер физического воздействия, при помощи которых небольшая группа более сильных воспитанников подавляет слабых. Любые отступления от этих норм караются гораздо более жестоко, чем в среде взрослых преступников, поэтому подростки постоянно находятся в состоянии рефлексии своего поведения относительно этих уголовных норм. За каждое «не по понятиям» произнесенное слово они ждут сурового наказания, несущего угрозу жизни и здоровью.
В-пятых, существует огромная разница между психикой осужденного подростка и взрослого. На психику подростков, находящихся в местах лишения свободы, воздействуют те же психогенные факторы, что и на взрослых, только первые переносят их более болезненно. В силу своих возрастных особенностей подросток не имеет таких резервов психики и опыта разрешения актуальных конфликтов, поэтому и реакции на действие этих факторов у него более острые.
Наиболее типичная реакция подростков на ситуацию ареста или помещения в условия социальной изоляции — фрустрация, связанная с блокированием ведущих психологических и физиологических потребностей растущего организма. Он вынужден пересмотреть свои жизненные планы, перспективы и направить максимум сил на адаптацию именно к местам лишения свободы.
Постоянная публичность и невозможность уединиться — тяжелый бич для большинства закрытых учреждений, будь то тюрьма или военная казарма. Подростки постоянно вынуждены общаться друг с другом. Соответственно такое положение вызывает острые конфликты, которые разрешаются либо физическим воздействием на «оппонента», либо причинением вреда самому себе. Такое давление принудительного общения существенно меняет мотивационную и поведенческую сферы подростка.
Монотонность также вызывает острые аффективные реакции у большинства подростков. Ограничение двигательной активности в период физического становления приводит к формированию апатии либо повышенной агрессивности и развитию астении и мышечной слабости. Постепенно пространственные ограничения, монотония и ограничение двигательной активности парализуют волю подростка. Фактически он теряет возможность контролировать свои действия, особенно агрессивные импульсы.
Подростковый возраст — время постоянного поиска значимой для дальнейшего развития личности информации. Особый интерес представляют ответы на экзистенциальные вопросы существования человека как личности: «Кто я?», «Для чего я существую?», «Каково мое будущее?». В тюрьме или колонии подросток весьма ограничен в поступлении такой информации, поэтому длительное отсутствие известий из дома, от родных или друзей, значимого взрослого и соответственно невозможность получить адекватные ответы на многие важные вопросы вызывают ощущение заброшенности и приводят порой к истинным суицидам. Часто подростки прибегают и к демонстративным суицидальным попыткам с тем, чтобы привлечь к себе внимание, но в этом случае подросток вступает в определенный конфликт как с внутригрупповыми нормами, которые запрещают контакты с персоналом колонии или тюрьмы, так и с социальными нормами, так как сама попытка суицида является грубым нарушением режима содержания, за что следует неминуемое строгое наказание. Тем самым он вновь попадает в ситуацию фрустрации.
Хроническая фрустрированность, давление агрессивной среды и принудительного общения, психическая травматизация приводят к тому, что даже самый тихий человек идет на нарушение режима содержания, чтобы вырваться из общества. В этом случае его могут поместить в штрафной (дисциплинарный) изолятор, где он будет находиться некоторое время в одиночестве, поэтому такая форма наказания, несмотря на все ограничения, установленные законом, часто воспринимается подростками как форма отдыха от общения. За многими попытками побега, беспорядками, нападениями на персонал, совершенными несовершеннолетними в местах социальной изоляции, стоит именно реакция ухода от конфликта.
Другой вариант ухода от актуальных конфликтов — симуляция и аггравация (усиление симптомов болезни с целью симуляции) болезней, а также причинение себе телесных повреждений, преследующих только одну цель — вырваться из актуальной ситуации. Крайним проявлением этой реакции может быть суицидальное поведение, которое в закрытых заведениях для подростков часто приобретает характер эпидемии.
Причины возникновения актов суицидального поведения можно связать с условиями пребывания в изоляции, которые сами по себе предполагают высокую межличностную раздражительность воспитанников. Непривычность обстановки, грубость взаимоотношений давят на отдельную личность, заставляют испытывать постоянный страх и дискомфорт. Появляется стремление любыми способами уйти куда-либо от окружающих проблем.
Многие подростки в таких заведениях сильно ослаблены физически, поэтому они просто не способны эффективно противостоять воздействию окружающих стрессоров. У них, как правило, возникает состояние стойкой личностной дезадаптации, ведущей за собой социально-психологическую. Одна из важнейших причин суицида молодых людей — ситуация конфликта, субъективно переживаемого как неразрешимого.
Необходимо также иметь в виду, что конфликтная ситуация подростка, находящегося на свободе, может складываться из мелких, по мнению взрослых, неурядиц. Однако максимализм в оценках подростков, эгоцентризм, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать свою жизнь, отсутствие жизненного опыта создают ощущение безвыходности, неразрешимости конфликта, порождают чувства отчаяния и одиночества. Именно поэтому многие исследователи считают, что все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные, а не демонстративные.
Можно также заметить, что подавляющее большинство реакций подростков, вызванных лишением свободы, носит внешне обвинительный характер. Как правило, виновными оказываются родители, милиция, общество в целом, но никак не они сами. Даже тогда, когда подросток вроде бы признает свою вину, он все равно выдвигает какие-либо оправдания, минимизирующие ее. Преобладание таких реакций обусловлено не только особенностями воспитания, но и несформированностью личности подростка. В психологическом плане внешне обвинительный характер реакций подростка, находящегося в местах лишения свободы, оказывается дополнительным фактором, питающим его агрессивную враждебность к внешнему миру и восприятие внешнего мира как враждебного по отношению к нему.
Главной отличительной личностной чертой осужденных подростков, являющихся частью неформальной структуры власти в местах социальной изоляции, является жесткость.
В этих местах содержатся осужденные к лишению свободы в возрасте от 14 до 18 лет, но в ряде случаев по закону здесь могут находиться и молодые люди до достижения ими возраста
21 года.
Как правило, 18-21-летние сильнее младших по возрасту осужденных физически и имеют больший «стаж» пребывания в условиях изоляции. Они лучше адаптированы, у них налажены связи с «волей» и т.д., поэтому они имеют больше возможностей для манипулирования вновь поступающими членами тюремного или колонистского сообщества.
Для таких подростков характерны юношеский максимализм, стремление к поиску виновника в своих неудачах, возрастная подростковая агрессивность, усиленная и аккумулированная тяжестью социальной изоляции. Все это приводит к высокой межличностной напряженности и конфликтности во взаимоотношениях. Для разрядки напряженности, как правило, используются представители низших каст, так называемые «опущенные». Причем насилие часто носит ярко выраженный сексуальный характер, что объясняется как повышенной сексуальностью подростков, так и поиском своей половой идентификации.
Формированию агрессивности и конфликтности способствуют особые условия и порядок приема новичков в уголовной среде, которые получили название «прописка». Ее цель — изучение новичка, выяснение слабых и сильных сторон, компрометирующих обстоятельств и в соответствии с этим определение его статуса в группе, прав и обязанностей. В ходе «прописки» высокостатусные подростки стремятся унизить новичков, подчинить своему влиянию, занизить их статус и подвергнуть суровой эксплуатации, поэтому «прописка» оказывается очень жестокой процедурой, оставляющей глубокий след в психике подростка. Она наполняет осужденного жаждой мести, которую он с лихвой реализует с вновь поступившими. У новичков реквизируются все ценные вещи и продукты, они вынуждены терпеть голод в течение нескольких дней, у них отбирают сигареты, продукты, деньги, подвергают тяжким физическим воздействиям в форме испытания, в частности, физической выносливости, поскольку в подростковой среде физическая выносливость является главным показателем обоснованности притязаний на высокое положение в неформальной иерархии.
Несовершеннолетние с криминальным поведением характеризуются специфическими особенностями личности и неблагоприятной микросредовой ситуацией. Они вынуждены инициироваться в том обществе, в котором живут, а оно-то как раз и оказывается криминальным, и тогда все вышеперечисленные факторы приобретают системный характер.
Черты психологической субкультуры подростков в закрытых учреждениях, а именно ее криминализованный характер, дегуманизированные элементы иерархии и социальной карьеры, а также специфические характеристики подросткового и юношеского периодов обусловливают и особенности межличностных отношений. Многие внутригрупповые процессы либо вообще отсутствуют, либо протекают в сильно деформированном виде. В закрытых учреждениях только одна альтернатива в межличностных отношениях: либо высочайшая просоциальность, либо преступная группировка, направленная на подавление остальных заключенных и защиту от них.
Первая из этих позиций поставлена на службу основной цели воспитания и исправления несовершеннолетних правонарушителей — различные подростковые организации, созданные под контролем администрации. В противовес им создаются отрицательно направленные группы, способом существования которых выступает грубая физическая сила, нередко в извращенной форме. Таким образом, большинство самоорганизующихся сообществ в этой среде носят отрицательный характер и единственный результат их существования — закрепление в сознании их членов, безадаптивного с точки зрения правового гражданского общества, поведения.
Жесткая и жестокая кастовость и продуцируемый страх скатиться в низшую касту являются существенным фактором регуляции межличностных взаимоотношений в среде подростков.
Среди групп несовершеннолетних в закрытых учреждениях персонализация некоторых их членов обеспечивается лишь при условии деперсонализации остальных. Такая деперсонализация является своеобразной психологической защитой вы сокостатусных подростков, вынужденных для поддержания своего авторитета прибегать к моральному и физическому подавлению любого, даже гипотетического сопротивления и инакомыслия. Также важно понимать и то, что подавляющее большинство межличностных конфликтов, возникающих в местах лишения свободы, являются «конфликтами статуса», когда кто-то стремится занять более высокое положение в неформальной иерархической структуре, создавая угрозу тем, кто его уже занимает.
Таким образом, от особенностей субкультуры подростков зависят формы конфликтного взаимодействия, что необходимо учитывать в работе социального психолога или педагога.
Все сказанное имеет огромное значение в контексте конфликтологии в социальной работе, поскольку предопределяет всю глубину сложности ведения этой работы, оказания социальной (психологической и психотерапевтической) помощи подросткам, находящимся в условиях социальной изоляции.