Социально-педагогическое сопровождение подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Понятие трудная жизненная ситуацияв целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.

К специалисту, осуществляющему педагогическую поддержку ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, предъявляются следующие требования:

• понимание сути оказываемой поддержки;

• профессиональная готовность;

• формирующее начало;

• личностные качества;

Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

Особое место занимает работа социального педагога с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, включающая в себя три основные функции:

- образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);

- психологическую (организация работы с привлечением специалистов- психологов);

- посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением).

Социально- педагогическая помощь более эффективна, если она проводится в комплексе. Работе социального педагога может помочь родительский актив, но к вопросу его привлечения необходимо подходить осторожно, не забывая о главном принципе «не навреди ». Это должны быть люди искренне желающие оказать помощь, понимающие сложность положения несовершеннолетнего.

В своей работе социальный педагог постоянно сталкивается с необходимостью совместить усилия с психологом школы. На практике психологи часто делают основной упор на проведение диагностики, не осуществляя в полной мере коррекционных и профилактических мероприятий. Психолог, не обманывая доверия ребенка, должен обратить внимание социального педагога на случаи нарушения прав несовершеннолетних или возникшие подозрения по поводу их нарушений. Без этой информации социальный педагог не может своевременно принять действенные меры по защите прав ребенка. Как показывает практика, наиболее результативна деятельность социального педагога и психолога по совместному консультированию.

Не менее важно взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с родителями ребенка. Создание в семье благоприятной атмосферы принятия и поддержки, отказ от конфликтов любого происхождения позволит сформировать у учащегося ощущение психологической безопасности и комфорта.

Таким образом, педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением деятельности социального педагога в средней школе и должна осуществляться комплексно при тесном взаимодействии с другими педагогами.
Существуют две стадии развития трудной жизненной ситуации семьи и, в зависимости от стадии, осуществляется разная работа с семьей и детьми со стороны различных социальных органов и специалистов социальных служб.

1 стадия определяется как трудная жизненная ситуация семьи:

· семья, в которой дети под опекой;

· семья, в которой есть дети-инвалиды;

· семья беженцев;

· семья временно находящаяся на территории России (из стран СНГ в основном);

· малообеспеченная семья.

Таким семьям оказывается различная помощь:

- управа района выделяет материальную помощь, организует отдых детей, оказывает помощь к праздникам;

- для малообеспеченных выделяется денежная помощь в отделе жилищных субсидий, родители сами могут обращаться в управу района или посредническую функцию оказывает социальный педагог школы, где учится ребенок;

-психологическую помощь оказывают Центры ПМС и ЦППКР;

- Центры занятости помогают получить бесплатно специальность подростку, посредником в этом процессе является школа.

2 стадия определяется как социально опасное положение семьи:

- смерть одного из родителей;

- развод родителей;

- одинокая семья;

- многодетная семья, если дети школьного возраста;

- неблагополучная семья (алкоголизм, наркомания, криминальная среда).

Трудная жизненная ситуация подростка также определяется трудной жизненной ситуацией семьи. Кроме того, к трудной жизненной ситуации подростка относятся:

- ситуации жестокого обращения;

- ситуации психологического насилия;

- конфликтные ситуации в школе, в семье;

- ситуации острого горя (смерть близких, катастрофы и т.д.)

Наши рекомендации