Понятие эмоций, их основные функции, развитие и значение в жизни человека
Слово «эмоция» происходит от латинского «emovere» что означает «волновать», «возбуждать». В общепсихологическом толковании эмоции – это обобщенные чувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) раздражители, обязательно влекущие изменения в физиологическом состоянии организма. В психологическом словаре дано такое определение: Эмоции – особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции, как и мысли, - объективно существующие явления, их характеризует широкий диапазон разнообразных форм и оттенков, что создает определенные трудности в их изучении и управлении ими. Эмоциональные явления многообразны. Они проявляются в виде радости, грусти, страха, возмущения, обиды, вины, восторга и т. п. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимостьсостояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного развития эмоции дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся своими психологическими особенностями и закономерностями протекания.
Простейшая форма эмоций - эмоциональный тон ощущений - врожденные гедонические переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на два полярных класса. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению; отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.
В целом биологические эмоции представляют собой форму поведенческой адаптации, в которой актуализируется видовой (наследственный) опыт: ориентируясь на него, индивид совершает необходимые действия (например, избежание опасности, продолжение рода), целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, они способствуют приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.
Известна врожденная потребность человека в эмоциональном насыщении.Она может удовлетворяться переживанием как положительных, так и отрицательных эмоций. Для человека важен постоянный динамизмэмоций в рамках определенной интенсивности. Эмоциональное голодание переживается как скука и тоска. Этот факт объясняет поступки внешне благополучных и успешных людей, приводящие к изменению их образа жизни, порой к дополнительному волнению и напряжению. Потребность в эмоциональном насыщении удовлетворяется не только реально испытываемыми эмоциями, но и предвкушением переживаний.
Эмоции трудно поддаются регуляции: их трудно вызвать по желанию, и столь же трудно вывести человека из состояния сильного эмоционального возбуждения. Способность понимать и откликаться на эмоциональное состояние другого характеризует личностную культуру человека.
Эмоции сопровождаются определенными изменениями не только внутреннего состояния, но и внешнего облика. Выразительные движения и действия создают образ действующего лица, раскрывают внутреннее состояние во внешнем облике и действии. Выразительные движения и переживания взаимно дополняют друг друга, образуя подлинное единство.
Психологическую характеристику эмоций составляют их качества:
-динамика- как постоянное развитие эмоций;
-фазовость- как изменение эмоций по силе и выраженности;
-амбивалентность - присутствие в палитре эмоциональных состояний человека полярных эмоций: «любовь - ненависть», «обида - вина» и т. п.
Структурно эмоции включают три компонента:
- эмоциональное возбуждение,определяющее мобилизационные сдвиги в организме, скорость и интенсивность протекания психических, моторных и вегетативных процессов;
- знак эмоции - положительный или отрицательный;
- степень контроля эмоции - от абсолютного контроля за протеканием и выражением эмоции до полной дезориентированности и бесконтрольности.
Эмоциональные явления крайне разнообразны не только по модальности и интенсивности эмоциональной оценки, но также по динамике и степени выраженности всех остальных своих компонентов. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются так называемые аффекты - особый вид эмоциональных явлений, отличающихся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации (бегство, агрессию).
Во множестве эмоциональных (в широком смысле) процессов в настоящее время принято выделять особый вид - собственно эмоции. Они могут вызываться не только актуально воспринимаемыми, но и представляемыми и воображаемыми событиями. Они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили или произошли в прошлом, причем не только с самим субъектом эмоций. В отличие от аффектов, собственно эмоции иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они имеют также отчетливо выраженный конкретно-ситуативный характер, то есть выражают оценочное отношение субъекта к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний, - он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми и, в частности, вызываемых средствами искусства.
Способ выражения эмоций приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого «эмоционального языка», о чем свидетельствуют как многочисленные этнографические описания, так и другие факты, например, своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей. Собственно эмоции находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния моего «Я», вторые - как состояния, происходящие «во мне», «навязанные мне».
Формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивыдеятельности.
Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Высший продукт развития эмоций человека - чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщенияситуативно проявляемых эмоций. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций и аффектов (например, чувством любви может быть обусловлена гордость любимым человеком, ненависть к его соперникам, огорчение из-за постигших его неудач, ревность и т. д.). Проявление сильного, доминирующего чувства называется страстью.
События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими эмоциями могут вызывать длительные изменения общего эмоционального фона - настроения.
Эмоции человека различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль эмоции играют в этиологии психических и психосоматических заболеваний.
Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности; в том числе они влияют на содержание и динамику познавательных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления (например, страх перед учителем не способствует достижениям ученика). Одна из регулятивных функций эмоций, состоящая в регуляции уровня энергетической мобилизации (активации) или демобилизации организма, осуществляется через активность вегетативной нервной системы и ретикулярной формации, которые находятся во взаимодействии с лимбическими структурами, составляющими центральный нервный субстрат эмоции. Сопровождающие эмоции физиологические процессы (вегетативные, биохимические, электромиографические, электроэнцефалографические) выступают (наряду с мимическими, пантомимическими и речевыми показателями) в психологических экспериментах в качестве объективных индикаторов эмоциональных состояний.
Основные функции эмоций.К основным функциям эмоций можно отнести следующие:
- отражательная функция – выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что эмоции охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Эмоциональная оценка событий может формироваться и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми (в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т. д.). Благодаря отражательной функции эмоций человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, т. е. чувства выполняют еще и прединформационную, или сигнальную, функцию
- сигнальная функция - проявляется в «оповещении» об отношении субъекта к ситуации или явлению. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.
- регулирующая - функция эмоций, удерживающая определенный баланс состояний человека. Эмоции регулируют деятельность в соответствии с личностным смыслом выполняемых действий и получаемых результатов для удовлетворения потребностей и запросов человека. Эмоциональное регулирование биологически целесообразно, оно обеспечивает энергетическое обеспечение деятельности. Регуляция действий совершается как через эмоциональную оценку текущих событий, так и через актуализацию индивидуального опыта. Прошлый опыт успешных или неуспешных действий субъекта определяет выбор действий в текущей ситуации. Успешно осваивает новое дело тот, кто искренне заинтересован в результате. А отвращение к какому-то занятию или страх порождает стремление всеми силами избежать неприятной ситуации, отложить «на потом», перепоручить другим.
- экспрессивная (выразительная) – через выразительные движения человек демонстрирует свое состояние, отношение к происходящему. Очень часто эмоции сопровождаются органическими изменениями периферического характера (покраснение, побледнение, учащение дыхания, сердцебиение и пр.), проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике – движениях лица, пантомимике – движениях всего тела, вокализации – в интонации и тембре голоса). В повседневной жизни по выразительным движениям мы, как правило, точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей.
- оценивающая функция - характер переживаний оценивает и выражает значимость событий, ситуаций для субъекта. Эмоции - язык нашего внутреннего мира. Они сообщают нам, какое значение лично для нас имеют те предметы, события, отношения с людьми, которые в данный момент оказались в поле нашего внимания. Человек может не задумываться о чём-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происшедшего. Он только представит себе какую-нибудь ситуацию, а эмоции уже определяют её как желаемую или неприятную. Таким образом, они выполняют функцию оценки.
Эмоции в значительной мере предопределяют наше восприятие окружающего. В радости мы видим мир сквозь розовые очки и повсюду с удовлетворением находим гармонию. В горе всё для нас предстаёт в мрачном свете. В гневе кажется, что вокруг сплошные помехи, козни и препятствия. В страхе самые обычные вещи становятся путающими. Испытывая презрение, мы воспринимаем людей как менее достойных, чем мы сами. Авторитетный американский исследователь эмоций К.Е. Изард отмечал: «…многое из того, что мы воспринимаем, в действительности является тем, что мы понимаем, а то, что мы понимаем, порождается взаимодействием сознания с нашими эмоциями и чувствами».
- активирующая функция - обеспечивает оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее структур. Морфофункциональной системой эмоциональных процессов является блок регуляции тонуса и бодрствования индивида. То, что эмоциональное состояние влияет на продуктивность деятельности известно каждому. Эмоции радости, уверенности в успехе деятельности придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе.
- побуждающая функция - эмоциональная оценка происходящего побуждает к действию. В зависимости от знака оценки (положительного или отрицательного), действие может быть направлено либо на присвоение, овладение требуемым, необходимым, либо на прекращение неуспешного действия, либо на выбор другого. С. Л. Рубинштейн указывал, что «…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него». Уставший работник может почувствовать прилив сил и ещё какое-то время плодотворно трудиться и от внезапной радости, и от большой злости. Точно так же эмоции могут выступить в качестве силы, дезорганизующей, разрушающей деятельность. Хирургу, у которого после бурного семейного объяснения дрожат руки, вряд ли удастся успешно провести операцию. Учёный в крайней степени раздражения не будет способен решить серьёзную творческую задачу.
Исследования показали, что положительный эффект дают эмоции умеренной силы, более интенсивные приводят уже к отрицательному результату. Например, если радость по какому-либо поводу способствует успешной учёбе, то восторг, ликование скорее от неё отвлекают. Есть и такая закономерность: повышая активность человека в одном направлении, эмоции тормозят её в другом. Чрезмерное чувство гнева может прибавить сил для борьбы с врагом, но при этом дезорганизовать умственную деятельность человека, так что он будет не в состоянии рассчитать свои тактические ходы и проиграет схватку.
- постановка задачи на смысл - проявляется в субъективном реагировании на ситуацию, обусловленном внутренней проблемой, потребностью, мотивом (А.Н. Леонтьев). Так, например: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее, может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается. Но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность: возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие оставило у него эмоциональный осадок. Может статься, например, что эта его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал; и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя. Он стоит перед «задачей на личностный смысл», но она не решается сама собой, потому что она стала теперь задачей на соотношение мотивов, которое характеризует его как личность. Нужна особая внутренняя работа, чтобы решить такую задачу». (А.Н.Леонтьев Избранные психологические произведения)
- синтезирующая функция – позволяет соединять, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты.Во многом именно благодаря эмоциям мы воспринимаем то, что с нами происходит, как нечто целое. Иначе, например, свидание распадалось бы для нас на отдельные фрагменты: подошёл, увидел, заговорил, подарил цветы, выслушал, ответил. Мы даже характеризуем тот или иной период жизни в соответствии с преобладающим эмоциональным состоянием - интересная поездка, тяжёлый год, весёлые каникулы и т. д. А.Р. Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.
- эмоции выступают и как язык общения. Именно через эмоции происходит контакт матери с младенцем, ещё не умеющим говорить. Те, кто по-настоящему любят друг друга, тоже способны общаться без слов. Режиссёру Константину Сергеевичу Станиславскому принадлежит афоризм: «Понимать - значит чувствовать». Действительно, эмоции заложены в основе удивительного способа познания мира - интуитивного. Особые состояния сознания, которые возникают благодаря интересу, радости или тревоге, позволяют напрямую, минуя процесс размышления, постичь важные для нас вещи.
И со своим внутренним «Я» мы разговариваем на языке эмоций и чувств. Эмоции позволяют понять самих себя: что нам нравится и что претит, что действительно очень дорого, а от чего легко отказаться. Доверяя своим чувствам, мы порой принимаем самые верные решения.
- подкрепляющая функция – эмоции принимают самое непосредственное участие в обучении, деятельности. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. е. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.