Этикет в трудовой организации

В каждом трудовом коллективе можно выделить два аспекта взаимоотношений людей: во-первых, отношения между руководителями и подчиненными, во-вторых, между равными по положению.

На работе неуместна так называемая остро модная одежда, яркая косметика, большое количество украшений. Но и неряшливость, неаккуратность в одежде – неуважение к окружающим. Не следует забывать также, что на работе не обсуждают стиль одежды другого человека.

Не подлежат обсуждению подробности личной жизни коллег по работе.

Общая работа немыслима без диалога. Первое, что мы говорим, придя на работу, – «Здравствуйте!» – , что необходимо независимо от того, симпатизируют люди один другому или нет. Первым приветствует тот, кто входит. Здороваться за руку необязательно. Сослуживцы отвечают, но никто не встает.

По правилам этикета, женщина подает руку мужчине первая, старший по возрасту – младшему, вышестоящий по должности – нижестоящему. Тот, кто заходит после всех, всегда здоровается первым. Руководитель может не ждать, пока с ним поздоровается подчиненный, и сделать это первым.

К правилам приличия принадлежит и необходимость знать имя, отчество своих сослуживцев или же имя, если они молоды. Общий стиль отношений в коллективе определяет и стиль обращения к коллегам: это обращение по фамилии (но тогда говорят «г-н Петров») или же по имени-отчеству или по имени (но только с согласия, полученного ранее от того, к кому обращаются). В служебной обстановке даже давно знакомые люди могут обращаться друг к другу на «вы», некогда близкие сотрудники обращаются между собой на «ты» – это тоже допустимо.

Важнейшее требование служебного этикета – дисциплинированность. Дисциплина – это не только административное, но и нравственное требование, поскольку она выражает уровень уважения к людям, к их интересам.

Правила этикета включают и умение пользоваться служебным телефоном. Телефон – один из способов связи, который помогает людям в решении множества производственных и личных вопросов. Неумение пользоваться телефоном, использование его в личных целях – это нарушение производственной дисциплины.

Культура телефонного разговора – тоже культура общения. Разговор должен быть коротким, вежливым и только по существу. Тот, кто звонит, не должен обижаться, если его просят позвонить в другое, удобное для обоих время.

Правила вежливости предполагают умение выслушивать людей, не прерывая их на полуслове, не переключаясь на другие дела, других людей. Когда же в разговоре все-таки приходится отвлекаться, то просят прощения и после вынужденного перерыва продолжают разговор, показывая при этом, что помнят, о чем шла беседа и на чем она прервалась. Если же собеседник оказался чересчур разговорчивым, то допустимо попросить его быть более точным и ближе подойти к сути дела. Умение внимательно слушать собеседника – очень важное условие любого общения.

Искусство делать замечания – тонкое искусство. И владеть им должны не только руководители. Замечание должно быть справедливым, чтобы человек понял, что поступил неправильно и что ему необходимо исправить ошибку.

На работе человек должен быть корректным независимо от настроения, домашних неприятных ситуаций. Не следует навязывать никому своих переживаний, надоедать товарищам по службе разговорами о своих повседневных домашних заботах, личных переживаниях. Нельзя на службе «срывать зло» на своих коллегах.

Правила этикета требуют проявления дружеского уважения и заботы о своих коллегах: это и чествование юбиляра, и празднование знаменательных дат, присвоение почетных званий и др.

Умение быть благодарным людям за их труд – важная деталь организации отношений в коллективе. Умение быть благодарным своим коллегам – черта по-настоящему культурного человека.

В служебном этикете отношения старшего и младшего, женщины и мужчины отвечают основным правилам этикета. Но в то же время женщина на работе не перестает быть женщиной, пожилой человек – пожилым и т.д. Поэтому воспитанный человек и на службе пропустит женщину вперед, откроет перед ней дверь, не позволит употреблять в ее присутствии острых выражений, грубых слов. Но все формы вежливости не должны мешать главному – процессу работы. Мужчина может не отрываться от дела для того, чтобы подать женщине пальто, когда она уходит, но нельзя не помочь ей, если они оказались вместе в гардеробе и др.

Совещания, собрания – дело полезное, когда их участники не отнимают времени у других коллег своими выступлениями не по существу. Эти мероприятия должны проводиться организованно, по-деловому. На собраниях, на которых нет посторонних, можно обращаться к коллегам по имени и на «ты» (естественно, если вы в дружеских отношениях), во всех других ситуациях обращаться необходимо по имени и отчеству или по фамилии, добавив принятую в обществе или коллективе форму обращения (например, господин и т.д.).

Во время собрания или совещания не следует вздыхать, зевать, жевать жвачку или конфеты. Можно обменяться несколькими словами с коллегами, сидящими рядом, но нельзя вести долгих дискуссий, разговаривать.

На службе необходимо придерживаться субординации. Демократичный стиль руководства этого не отбрасывает. Определенные этикетные отношения, базирующиеся на тех же нравственных принципах, существуют и между руководителем, и подчиненными. У себя в кабинете руководитель не встает, если к его столу для решения вопроса подходит сослуживица. Если разговор продолжительный, начальник предлагает ей сесть.

В двери кабинета руководителя, если у него нет секретаря, можно не стучать. Если начальник выразил желание, чтобы подчиненные, прежде чем зайти, стучались, следует выполнять это правило.

Хороший руководитель:

­ помнит имя и отчество своих подчиненных, всегда здоровается со всеми;

­ не срывает гнев на других, особенно если у него плохое настроение;

­ не повышает голос в разговоре;

­ не напоминает подчиненному много раз о совершенной им ошибке и признает свои ошибки;

­ умеет ценить шутку и посмеется вместе со всеми, но не над слабостями подчиненных; умеет доверять своим сослуживцам, дорожит их временем и не отвлекает от основных занятий постоянными мелкими поручениями;

­ умеет в меру возможностей отзываться на их просьбы личного характера, не стремясь потом показать, что оказал неоценимую услугу;

­ обращаясь к подчиненным со служебным поручением, делает это вежливо;

­ умеет быть толерантным к отдельным недостаткам своих подчиненных и в повседневной работе учитывает их.

Подчиненные должны уважать своего руководителя – без этого не возможна нормальная работа. Но уважение не означает подчеркивания своей любви к нему и унижения до подхалимства.

В коллективе должны существовать отношения доброжелательности и требовательности, уважения и ответственности, дисциплинированности и вежливости, ибо только такие нормы культуры поведения способствуют эффективной работе всего коллектива, личному успеху и авторитету руководителя, профессиональному росту и развитию каждого члена коллектива. Усвоение этих норм и правил этикета позволит будущему специалисту легко влиться в трудовой коллектив, правильно построить служебные отношения, способствовать быстрому овладению профессиональными навыками и поможет стать настоящим специалистом и культурным человеком.

Этика и имидж специалиста

ИМИДЖ (англ. image — образ) — некий ореол, создаваемый вокруг конкретной личности с целью ее популяризации, оказания эмоционально-психологического воздействия на общественное мнение (напр., И. руководителя организации, профсоюзного лидера или преуспевающего предпринимателя).

Специалист — работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего или высшего профессионального (специального) образования

Каждому виду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Профессиональная этика государственного и муниципального служащего

Административная этика - вид профессиональной этики; наука о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в организации; адаптированные к практическим нуждам государственной и муниципальной службы, местного самоуправления сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, мотивирующих поведение служащих, о моральных требованиях к формам, методам и стилю служебного управления, а также местного самоуправления.

Моральные качества современного чиновника

• Честность.• Вежливость.• Беспристрастность, в выполнении своих обязательств.• Справедливость.

• Компетентность.• Способность к «командной» работе.• Склонность к нововведениям.

Профессиональный этикет - совокупность специфических правил, регламентирующих служебное поведение, внешние проявления взаимоотношений между людьми в процессе их профессиональной деятельности, во всем многообразии форм служебного общения.

Основу этикета государственного служащего составляют общие принципы современного этикета, соблюдаемые сегодня во всём мире: это принципы гуманизма, целесообразности действий, эстетической привлекательности поведения и уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых государственным служащим приходится вступать в деловые контакты.

Принцип гуманизма закрепляет нравственную основу делового этикета. Он конкретизируется в требованиях, обращённых к культуре взаимоотношений: корректность, учтивость, любезность, деликатность, тактичность, скромность, точность.Вытекающие из этого принципа конкретные правила поведения выступают внешним проявлением уважения к человеку. В противном случае никакие изысканные манеры, никакая утончённая речь, не способны скрыть отсутствия подлинной культуры, ущербности воспитания. А неуважение к другим людям - признак отсутствия самоуважения.

Нестандартные служебные и жизненные ситуации постоянно ставят человека перед проблемой выбора модели поведения, опираясь лишь на здравый смысл. Принцип целесообразности действий - вот то, что во многом определяет поведение государственного служащего во взаимоотношениях с окружающими в служебной ситуации.

- принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика работника учреждения. Некрасивое, лишённое изящества и привлекательности поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих и воспринимается как проявление неуважения к ним. У каждого народа есть свои, веками складывающиеся, обычаи и традиции. Уважение к этим традициям и следование им - ещё один принцип современного делового этикета.

принцип субординации, диктующий внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения. Сама природа управления персоналом на государственной службе диктует необходимость и целесообразность строгой субординации трудовых отношений: «сверху вниз» и «снизу вверх» (между руководителями и подчинёнными) и «по горизонтали» (между сотрудниками одного должностного статуса).

В последнее время в практику трудовых отношений на государственной службе всё активнее начинает входить новый стиль управления персоналом (его называют партиципативным стилем), отличительные черты которого - открытость, информированность, доверительность отношений, делегирование полномочий подчинённым и т.д. Этот стиль, обращённый к сознанию и внутренним мотивам поведения человека, рассчитан на паритетные отношения руководителя и подчинённого, на их взаимную поддержку и социальные взаимоотношения.

Вместе с новым стилем управления в этике деловых отношений государственных служащих утверждается принцип паритетности, мирно уживающийся с принципом субординации. Известно, что эффективность обсуждения деловых проблем возрастает тогда, когда в интересах дела все чувствуют себя равными в высказывании своей позиции, взглядов, аргументов, независимо от занимаемой должности, статуса, стажа работы, возраста и т.д.

Знание основных принципов современного делового этикета позволяет человеку достаточно уверенно ориентироваться в любой нестандартной ситуации, не попадать впросак и не совершать ошибок, позволяющих окружающим усомниться в его воспитанности, что могло бы нанести серьёзный урон его имиджу.

Интеллигентность государственных служащих должна определяться не только уровнем образованности, но и соблюдением этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности. Также она должна сочетаться с умением облечь исповедуемые ими нравственные принципы в соответствующие формы внешнего поведения, основу которого составляют уважение к человеку и его достоинству, вежливость, тактичность, скромность, точность, эстетическая привлекательность поступков в сочетании с целесообразностью и здравым смыслом.

Этика и этикет инженера..

Каждому виду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Одним из важных и массовых видов профессиональной этики является инженерная этика. К числу ее норм можно отнести такие, как необходимость добросовестно исполнять свою работу; создавать устройства, которые приносили бы людям пользу и не причиняли бы вреда; ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; определение формы отношений (обычаи и правила, регулирующие отношения) инженера с другими участниками процесса создания и использования техники.

Ряд таких норм фиксируется в юридических документах, например, в законах, относящихся к вопросам безопасности, интеллектуальной собственности, авторского права. Некоторые нормы профессиональной деятельности инженеров закреплены в административных установлениях, регулирующих деятельность той или иной организации.

Вразличного рода моральных кодексах инженеров (американских, немецких, российских) наряду с общеморальными требованиями обычно добавляются характеристики, которым должны соответствовать представители инженерного труда. На их основе профессионально-моральный облик инженера выглядит следующим образом: он — рационалист, обладает набором технических навыков и умений, имеет склонность к изобретательской деятельности, настойчив, скрупулезен, трудолюбив, бдителен, предан своему делу, искренен, опирается в своей деятельности на эксперимент. Инженер не безучастен к судьбе людей, ибо он способствует достижению ими высокого уровня благосостояния. Представители инженерных профессий являются по-настоящему моральными людьми.

В техноэтике техническая деятельность рассматривается с позиций исторической поступи человечества. В техноэтике техника рассматривается как средство достижения цели. Цель выступает как воображаемое предвосхищение деятельности и мотивируется потребностями человека. Цели всегда субординированы, между ними существуют либо отношения конкуренции, либо нейтральности, либо индифферентности. Критерии для оценки и выбора целей и техники имеют смысл лишь в их соотношении с системами ценностей. Ценности находят свое выражение в оценках и являются основой того, что нечто ценимо, прославляемо и достигаемо.

В системе ценностей техноэтику наиболее непосредственно характеризуют две — функциональная способность (пригодность) и экономичность. Они имеют обслуживающий характер по отношению к другим ценностям техноэтики: благосостоянию и здоровью людей, их безопасности, экологии, развитию личности и общества. Техноэтика ценностей — это этика действий, поступков. Ее достоинства состоят в том, что она выходит за пределы техники добродетелей и техноэтики долга, не опровергает их, а находится с ними во взаимодополнительном отношении.

В осознании этических норм профессиональной деятельности инженеров играет свою роль их объединение в профессиональные организации с целью создания условий для лучшего удовлетворения индивидуальных потребностей и защиты интересов. Обычно этические кодексы инженерных обществ содержат нормы, регулирующие отношения «инженер — общество», «инженер — работодатель», «инженер — клиент», «инженер — другие инженеры». Так, например, «Кодекс этики» национального общества профессиональных инженеров США гласит, что инженер должен всегда осознавать, что его первейшей обязанностью является защита безопасности, здоровья и благосостояния людей.

Этические нормы, регулирующие отношения «инженер — работодатель» и «инженер — клиент», требуют добросовестного выполнения деловых обязательств. Инженер, используя проекты представленные клиентом, признает, что эти проекты остаются собственностью клиента. Он не должен вредить положению других инженеров, а также подвергать несправедливой критике работу других инженеров.

Велись и ведутся серьёзные дискуссии в инженерной среде необходимости разрабатывать принципы профессионального поведения и этику социальной ответственности.

Есть 3 формы, в которых может осуществляться ответственность инженеров за использование техники и её результаты. 1-ая форма—индивиды повседневной практики и их работы. 2-ая—группы в технических обществах. 3-я—вынесение вопросов, ранее бывших в компетенции только специалистов, на публичное обсуждение, в связи с угрожающими проблемами, возникающими из деструктивных применений техники.

Первичную ответственность несёт за профессиональную правильную работу оптимальное функционирование, надёжные результаты.

Инженер должен поставить технику на службу гуманизации человеческой жизни в этом мире, к чему относится также деятельность в целях сохранения мира, как условия сохранения человеческого существования в будущем.

Инженер должен также принимать во внимание наряду с техническими целями общие социальные цели и ценности и активно реализовывать их.

К сфере ответственности относится также и информация, выходящая за рамки его профессионального труда на данном рабочем месте.

На компетентном специалисте лежит, прежде всего, ответственность за достаточную информацию лицам, принимающим решения, как технические, так и политические.

Наши рекомендации