Как сформулировать проблему?
Это можно сделать двумя способами:
сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже, то есть проблема чего или кого: стоит проблема нравственного выбора, поднимается проблема отцов и детей и т. д.;
в форме вопросительного предложения: Какова роль детства в жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор; Чем грозит человечеству потребительское отношение к природе? Этой сложной проблеме посвящён текст (статья).
По каким критериям и как оценивается эта часть сочинения?
К1 | Формулировка проблем исходного текста | Баллы |
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет | ||
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста |
Какие фактические ошибки встречаются в формулировке проблемы?
Неправильно понята поднятая автором проблема.
Неверно сформулирована проблема текста.
Формулировка проблемы подменена пересказом фрагмента текста.
Сформулирована другая проблема, отсутствующая в тексте.
Проблема (вопрос, над которым размышляет автор) подменена позицией автора (ответом на данный вопрос).
Какие речевые ошибки встречаются в формулировке проблемы?
Нарушение норм управления: проблема о влиянии природы на человека (правильно: проблема влияния природы на человека); проблема того, что природа влияет на человека (правильно: вопрос о том, как природа влияет на человека).
Анализируем публицистический текст
Поскольку основной функцией публицистического стиля речи является воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой формации, авторы публицистических произведений стараются максимально образно и ярко, но при этом чётко и внятно выразить своё мнение. Именно поэтому выявление проблем публицистического текста, как правило, нвызывает значительных затруднений: свою точку зрения авторы выражают открыто в одном или нескольких предложениях текста.
Итак, давайте вместе попробуем определить, а затем сформулировать проблему приведённого ниже текста.
Внимательно читаем текст.
(1)Умеете ли вы читать? (2)Этот вопрос часто задают психологи учащимся различных возрастов. (3)Подавляющее большинство опрашиваемых удивляются самому вопросу, особенно если он адресован старшеклассникам и студентам. (4)«Что за вопрос? (5)Естественно умеем. (6)Ведь мы не дошкольники. (7)Как вообще можно учиться, не умея читать?..»
(8)Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки чтения — основа учения и все учащиеся в той или иной мере ими владеют. (9)Но насколько эффективны эти навыки, позволяют ли они качественно усваивать разнообразные знания — об этом стоит, с нашей точки зрения, задуматься всем, кто учится в школе, и особенно тем, кто собирается учиться дальше. (10)Мы настоятельно советуем это сделать не только учащимся, у которых с начальной школы песочные часы вызывают священный трепет, но кто имел по «технике чтения» твёрдую пятёрку. (11)Ведь работами зарубежных и отечественных психологов убедительно показано, что читать быстро, правильно артикулируя все слова (техника чтения), и читать, понимая смысл читаемого (осмысленное чтение), — это не одно и то же.
(12)Мы очень советуем вам проанализировать то, как вы читаете, есть ли у вас вредные привычки в учебной работе, например пассивное скольжение по поверхности текстов, а затем направить свои усилия на совершенствование навыков чтения.
(По О. Мальской, И. Можаровскому*)
* О.Е. Мальская, И.Л. Можаровский — преподаватели факультета психологии МГУ.
Шаг 1.Начнём с определения позиции авторов. Что они хотели нам сказать? Ищем ключевые слова и словосочетания. Получается, что точка зрения авторов выражена в нескольких предложениях: 8, 9, 11 и 12. Иными словами, авторы призывают нас совершенствовать навыки осмысленного чтения, то есть читать не механически, лишь артикулируя слова, а вдумываться в смысл прочитанного, глубоко анализировать содержание текста, потому что именно такой способ чтения позволит нам качественно усваивать разнообразные знания.
Шаг 2. Определяем, на какой вопрос или вопросы авторы дали ответ в предложениях 8, 9, 11 и 12.
Умеете ли вы читать? — вопрос задан самими авторами в начале текста. Полно ли он отражает суть проблемы? Думаем, нет. Вопрос-проблему нужно формулировать точнее.
Умеем ли мы читать правильно? Видимо, не умеем, так как авторы призывают нас этому учиться. Такой вопрос можно задать к этому тексту.
Зачем нужно учиться осмысленному чтению? Чтобы качественно усваивать разнообразные знания. Подобный вопрос также можно задать к этому тексту.
Почему современному школьнику или студенту так важны навыки осмысленного чтения? Потому что овладение этими навыками — основа учения, которая позволит успешно обучаться, качественно усваивая знания из различных областей науки. Такой вопрос тоже имеет право на существование.
В чём разница между техникой чтения и осмысленным чтением? Техника чтения — это умение быстро и правильно произносить письменный или печатный текст, осмысленное чтение — это умение анализировать содержание текста в процессе чтения. И этот вопрос можно задать к тексту.
Шаг 3. Формулируем проблемы.
1) В тексте О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского речь идёт о чтении. Умеем ли мы читать правильно? Под таким углом зрения рассматривают авторы эту проблему.
2) Текст О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского посвящён проблемам чтения. Авторы ставят перед читателями вопрос: «Зачем нужно учиться осмысленному чтению?»
3) В отрывке из статьи О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского говорится о разновидностях способов чтения. Почему современному школьнику или студенту так важны навыки осмысленного чтения? Именно с этой стороны рассматривают авторы данную проблему.
4) В предложенном мне для анализа тексте рассматриваются вопросы, касающиеся основных способов чтения. В чём разница между техникой чтения и осмысленным чтением? Так, на мой взгляд, О.Е. Мальская и И.Л. Можаровский формулируют ключевую проблему текста.
Шаг 4. Выбираем одну проблему из нескольких.
Вы должны сформулировать, а затем прокомментировать одну из проблем текста. В анализируемом нами тексте она, по сути, одна и есть, просто мы дали несколько её возможных формулировок. Если же проблем действительно несколько, вы должны выбрать одну. Какую выбрать? Вариант первый: ту, к которой вам проще подобрать аргументы. Правда, здесь есть опасность: эта проблема может оказаться второстепенной, и вы уйдёте от основной проблематики текста. Вариант второй: ту, которой автор уделяет наибольшее внимание, главной. Следовательно, оптимальный вариант — выбрать одну из самых главных проблем текста, но именно ту, аргументы к которой в вашей памяти лежат на поверхности. Помните: нельзя подгонять формулировку проблемы и комментарий к ней под имеющиеся у вас в голове аргументы! Так вы совершите непоправимую ошибку, которая будет стоить нескольких (причём многих!) снятых за содержание сочинения баллов.