Как сформулировать авторскую позицию?
Алгоритм написания сочинения
1. Вступление.
2. Формулировка проблемы исходного текста.
3. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
4. Отражение позиции автора исходного текста.
5. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).
6. Заключение.
Советы по подготовке к сочинению
1.Определите тему текста и напишите небольшое вступление (1-2 предложения), отразив эту тему.
2.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста, «соедините» её с предыдущим вступлением.
3. Прокомментируйте найденную в тексте проблему.
4.Покажите позицию автора текста (т. е. способы решения проблемы, которые предлагает автор).
5.Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
6. Закончите сочинение небольшим (1-2 предложения) заключением, ещё раз обратившись к теме текста.
Как написать вступление?
Виды вступления.
I. «Именительный темы».
1. Пишу ключевое слово проблемы.
2. Ставлю многоточие.
3. Пишу ассоциации, связанные с этим словом.
4.Формулирую проблему («Именно этой проблеме…»).
II. «Вопросы».
1. Пишу 2-3 вопроса, созвучных проблеме.
2.Использую клише «Именно ответам на эти вопросы посвящает свой текст автор…».
III. «Картина».
1. Пишу 2-3 назывных распространенных предложения, которые бы рисовали картину по проблеме.
2. Заявляю проблему.
IV. «Название».
Я назвал бы этот текст ……., потому что проблема, поднятая …….., посвящена…….
Не следует начинать сочинение так: «В этом тексте говорится…», «Передо мной лежит текст…» и т.п.
Как сформулировать проблему?
Тема – то, о чем говорится в тексте.
Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в этом тексте.
Тема – чтение книг. Проблема – потеря интереса к чтению художественной литературы. Т.е. проблема словно «вытекает» из темы!
Виды проблем:
философские (жизни и смерти, цели в жизни…);
социальные (неравноправия, бедности…);
политические (взаимоотношения между народами, странами…);
научные (происхождения человечества, изменения климата на планете…);
экологические (загрязнения окружающей среды);
нравственно-этические (добра и зла, взаимопонимания, одиночества…).
Проблему можно формулировать в виде
1) вопроса; 2) конструкции со словами «проблема», «вопрос».
Например: Как долго человек может быть один? Именно эта проблема – в центре внимания писателя А.Иванова…Или: Разве может быть любовь односторонним процессом? Можно ли любить без взаимности? Именно эти вопросы волнуют писателя А.Иванова.
Или: …Именно над проблемой … заставляет задуматься писатель.
Типовые конструкции:
1.В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания…(кого?)….. актуальная проблема…….(чего?).
2. Предложенный текст посвящен проблеме…..
Как прокомментировать проблему?
Запомните, что комментарий – это не пересказ текста! Комментарий – это толкование, пояснительные замечания с обязательным обращением к исходному тексту.
Сделать это можно, ответив на вопросы:
1. На какие стороны проблемы обращает наше внимание писатель?
2.Что особенно его волнует и тревожит, что он подчеркивает, выделяет?
Комментарий – это «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.
Типовые конструкции:
Автор …обращает наше внимание, выделяет, замечает, высказывает интересное предположение, особо останавливается на…….., анализирует, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, приводит примеры…
Как сформулировать авторскую позицию?
Это ответы на вопросы:
Что хотел сказать автор?
Какова была цель его высказывания?
Ради чего он это всё написал?
Как он сам относится к поставленной проблеме?
Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?
Чему учит текст?..
Автор относится к поднятой проблеме…
· положительно, отрицательно, неоднозначно
· двойственно, скептически, иронически
Позиция автора по затронутым вопросам очевидна….
Типовые конструкции:
Автор…
иронизирует (над кем \ чем?)
осуждает (кого \ что?)
разделяет мнение …
возражает (кому \ в связи с чем?)
опровергает (что?)
критикует, обвиняет (кого?)
отстаивает (что?)
доказывает (что?)
убеждает (кого в чем?)
призывает (к чему?)
открыто заявляет о своей гражданской позиции…