Как сформулировать авторскую позицию?

Алгоритм написания сочинения

1. Вступление.

2. Формулировка проблемы исходного текста.

3. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

4. Отражение позиции автора исходного текста.

5. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

6. Заключение.

Советы по подготовке к сочинению

1.Определите тему текста и напишите небольшое вступление (1-2 предложения), отразив эту тему.

2.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста, «соедините» её с предыдущим вступлением.

3. Прокомментируйте найденную в тексте проблему.

4.Покажите позицию автора текста (т. е. способы решения проблемы, которые предлагает автор).

5.Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

6. Закончите сочинение небольшим (1-2 предложения) заключением, ещё раз обратившись к теме текста.

Как написать вступление?

Виды вступления.

I. «Именительный темы».

1. Пишу ключевое слово проблемы.

2. Ставлю многоточие.

3. Пишу ассоциации, связанные с этим словом.

4.Формулирую проблему («Именно этой проблеме…»).

II. «Вопросы».

1. Пишу 2-3 вопроса, созвучных проблеме.

2.Использую клише «Именно ответам на эти вопросы посвящает свой текст автор…».

III. «Картина».

1. Пишу 2-3 назывных распространенных предложения, которые бы рисовали картину по проблеме.

2. Заявляю проблему.

IV. «Название».

Я назвал бы этот текст ……., потому что проблема, поднятая …….., посвящена…….

Не следует начинать сочинение так: «В этом тексте говорится…», «Передо мной лежит текст…» и т.п.

Как сформулировать проблему?

Тема – то, о чем говорится в тексте.

Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в этом тексте.

Тема – чтение книг. Проблема – потеря интереса к чтению художественной литературы. Т.е. проблема словно «вытекает» из темы!

Виды проблем:

философские (жизни и смерти, цели в жизни…);

социальные (неравноправия, бедности…);

политические (взаимоотношения между народами, странами…);

научные (происхождения человечества, изменения климата на планете…);

экологические (загрязнения окружающей среды);

нравственно-этические (добра и зла, взаимопонимания, одиночества…).

Проблему можно формулировать в виде

1) вопроса; 2) конструкции со словами «проблема», «вопрос».

Например: Как долго человек может быть один? Именно эта проблема – в центре внимания писателя А.Иванова…Или: Разве может быть любовь односторонним процессом? Можно ли любить без взаимности? Именно эти вопросы волнуют писателя А.Иванова.

Или: …Именно над проблемой … заставляет задуматься писатель.

Типовые конструкции:

1.В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания…(кого?)….. актуальная проблема…….(чего?).

2. Предложенный текст посвящен проблеме…..

Как прокомментировать проблему?

Запомните, что комментарий – это не пересказ текста! Комментарий – это толкование, пояснительные замечания с обязательным обращением к исходному тексту.

Сделать это можно, ответив на вопросы:

1. На какие стороны проблемы обращает наше внимание писатель?

2.Что особенно его волнует и тревожит, что он подчеркивает, выделяет?

Комментарий – это «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.

Типовые конструкции:

Автор …обращает наше внимание, выделяет, замечает, высказывает интересное предположение, особо останавливается на…….., анализирует, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, приводит примеры…

Как сформулировать авторскую позицию?

Это ответы на вопросы:

Что хотел сказать автор?

Какова была цель его высказывания?

Ради чего он это всё написал?

Как он сам относится к поставленной проблеме?

Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?

Чему учит текст?..

Автор относится к поднятой проблеме…

· положительно, отрицательно, неоднозначно

· двойственно, скептически, иронически

Позиция автора по затронутым вопросам очевидна….

Типовые конструкции:


Автор…

иронизирует (над кем \ чем?)

осуждает (кого \ что?)

разделяет мнение …

возражает (кому \ в связи с чем?)

опровергает (что?)

критикует, обвиняет (кого?)

отстаивает (что?)

доказывает (что?)

убеждает (кого в чем?)

призывает (к чему?)

открыто заявляет о своей гражданской позиции…

Наши рекомендации