Как сформулировать позицию автора

Проблема осмысления учащимися авторской позиции в произведении, напрямую соотносится с общим уровнем подготовки по литературе. Так, если обучаемый не нацелен на выявление авторской позиции и рассматривает художественный текст на предметно-событийном уровне, как воссозданную реальность, то он демонстрирует поверхностное понимание художественного текста и находится на самом низком уровне читательской компетенции. Осмысление авторской позиции и умение увидеть средства ее воплощения в художественном произведении представляют большую сложность для значительного количества обучаемых и являются своеобразным индикатором для разграничения базового и повышенного/высокого уровня подготовки школьников по литературе.

Следует помнить, что, если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы. Проблема и позиция автора соотносятся как вопросно-ответное единство.

Позиция автора может быть выражена:

а) четко, прямо (в названии текста, в отдельных предложениях);

б) не прямо, а через изобразительно-выразительные средства и приемы.

В публицистическом тексте, скорее всего авторская позиция будет обозначена прямо. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.

В художественном тексте позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно внимательно проанализировать изобразительно-выразительные средства, а также обратить внимание на некоторые особенности текста:

- если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция не обозначена прямо, можно использовать следующую формулу:

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что …

- писатель используют «маску», говорят от имени героя-рассказчика, заставляют их говорить глупости, совершать неблаговидные поступки. Чаще всего в речи герое спрятаны «уши» сочинителя. Смотрим, каковы эти действия персонажей, каковы их последствия, какова речь рассказчика. Комментарий в этом случае можно основывать на том, что представляет собой персонаж, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает абсурдно, нелогично, безнравственно, то, возможно, автор и добивался того, чтобы мы это поняли. Не надо ставить знак равенства между автором и персонажем-рассказчиком.

Важно собрать словарь лексики, характеризующей отношение автора к героям, событиям. Оно может быть:позитивным,негативным,ироничным,осуждающим,двояким,неоднозначным,скептическим,сочувствующим и др.

Грамотно организовать мысли в основной части сочинения вам помогут речевые клише, помещенные в таблице.

Таблица 10

аргументы Примеры
Обращение к произведению Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме… Тема (верности и измены и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название). Тема (смелости, героизма и трусости во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название). Проблема (целей и средств для их достижения и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и (имя писателя) в...(название произведения). Идея (патриотизма, любви к Родине) выражена в стихотворении…(автор, название). Мысль о необходимости (быть верным, неравнодушным и т.п.) выражена и в романе… (автор, название). Вспомним героя произведения… (автор, название). Обратимся к роману… (автор, название). Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Комментарий, интерпретация произведения или фрагмента из него Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Он осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Достоевский утверждает… В центре внимания писателя - ... В основе произведения лежит конфликт между... ... Читатель с интересом (с тревогой) следит, как… Мы чувствуем, как (меняется настроение рассказчика (героя), авторское отношение)… Наблюдая за (поведением персонажей, картиной природы…), мы… Нельзя не заметить (не почувствовать)… Очевидно (несомненно), что…  
Промежуточный вывод Писатель считает, что… Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…. Всё это убеждает нас в том…
2-ой литературный пример Можно назвать и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… Можно привести и еще один (другой) пример, иллюстрирующий… Давайте обратимся к ещё более убедительному примеру в произведении… Эта же тема рассматривается (раскрывается) и в произведении…
Дополнения, добавочные замечания, рассуждения Отдельно нужно сказать… Кроме того… К тому же… Помимо этого… Но это ещё не всё. Добавим к этому, что… Вдобавок… (В дополнение к сказанному) стоит добавить… Интересно мнение критика (писателя, учёного)…  
Ввод новой мысли, связь абзацев Хочется отметить особую… Необходимо подчеркнуть… Интересно заметить… Любопытно взглянуть… Очень важно, что… Можно предположить, что…  

Работа над заключением

Заключение должно составлять примерно одну шестую часть сочинения-рассуждения.

Типичные цели заключения:

- суммировать, обобщить сказанное

- подвести итоги размышления, сделать вывод;

- дать оценку сказанному;

- дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении;

- повысить убедительность текста, используя дополнительные сильные

аргументы;

- сделать прогноз каких-то событий или явлений;

- четко сформулировать мнение автора по данной проблеме;

- вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь, подчеркнуть

ее актуальность. Рассмотрим несколько приемов написания заключения

на примере той же темы о нигилизме Евгения Базарова.

Таблица 11

Прием Пример
Риторический вопрос Почему же Тургенев привел героя к такому концу? И означает ли он бесперспективность крайнего отрицания- нигилизма? (Далее могут следовать несколько предложений, уточняющих позицию автора романа и подводящих итог доказательной, основной части сочинения).
Восклицание Сколько же мудрости, сколько света в финале романа! Как удивителен и многозначен последний пейзаж – картина сельского кладбища! (Далее может следовать рассуждение о философской проблематике романа, теме блудного сына, отцов и детей, преемственности поколений и пр.)
Высказывание своего мнения, предположения Тургенев увидел появление нового типа сознания у человека. Он придумал Базарова, желая «высечь» нигилистов-детей. Я думаю, у него это получилось не вполне. Сам писатель симпатизирует своему герою и заставляет задуматься о крайностях нигилистического сознания.
Призыв к действию, совет, пожелание Будем помнить, что не нигилистическим отрицанием и разрушением традиционных ценностей, а созиданием торжествует и движется жизнь.
Подведение итогов Таким образом, в романе Тургенева…
«Ход в будущее» (что будет, если…; что может произойти…; как будет хорошо… и т.п.) Жизнь всегда меняется, «преобразования необходимы», но что будет, если оно будет крайне революционным, сметающим все на своем пути. В том числе любимых старичков родителей…
Яркие высказывания известных людей, пословицы и т.п. …у жизни есть один смысл – сама жизнь. Эрих Фромм История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития. Эрих Фромм Чем глубже мы заглядываем в природу, тем больше мы понимаем, что она исполнена жизни… что вся жизнь – это великая тайна. Альберт Швейцер Настоящие писатели – совесть человечества. Людвиг Фейербах Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. Н.А. Бердяев

Приведём примеры речевых клише, которые можно использовать при написании заключительной части сочинения.

Таблица 12

Выводы, выражение надежд, призыв Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод… Невольно напрашивается вывод… Таким образом, мы приходим к выводу: … Итак, можно сделать вывод, что… В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…! В заключение хочется выразить надежду на то, что… Хочется верить, что… Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что … К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Мне думается, следует… И в заключение мне хотелось бы сказать (подчеркнуть), что… Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… Приведенные литературные примеры, личный опыт позволяют сделать вывод… Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том, что… Обобщая сказанное, следует сказать (подчеркнуть, предположить), что… Автор (писатель, рассказчик) напоминает нам о… В финале рассказа проясняется авторская идея… Произведение заставляет задуматься над вопросом (проблемой)… Вот почему… Как видим… Становится ясным (понятным), как… Становится очевидной позиция (героя, рассказчика)…  

В заключение сформулируем несколько правил «сильного текста»:

Наши рекомендации