Сложные и усложнённые дефекты развития. Понятия, виды. Тактика психолого-педагогической работы
Осложненный дефект(по Т.А. Басиловой ) - одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы организма как результат воздействия определенного неблагоприятного фактора. Осложненный дефект - у детей с одним существенным психофизическим нарушением (ведущим) и сопутствующим ему другим нарушением, выраженным в слабой степени, но заметно отягощающим ход развития.
Сложные нарушения развития - наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Первичные нарушения, входящие в состав сложного дефекта связаны с повреждениями разных систем организма. Каждое нарушение существует в комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, обуславливающими особенности всей психической жизни ребенка и его развития, и усложняющими общую структуру дефекта, затрудняя его компенсацию. Аномалии развития, входящие в состав сложных дефектов, могут иметь общее и смешанное происхождение. Сложный дефект – это любое сочетание психических и/или физических недостатков подтвержденных в установленном порядке. Множественные нарушения (по Т.А. Басиловой) – это сочетание трех и более нарушений, выраженных в разной степени и приводящих к различным отклонениям в развитии и отягощающим структуру нарушения. К ним относятся те виды глубокого органического поражения ЦНС, следствием которых являются нарушения развития у ребенка с глубокой УО, поскольку выраженная УО сопровождается нарушениями развития или поражениями многих областей коры головного мозга, отвечающими за сенсорную, двигательную и речевую сферы. Наиболее изученной категорией людей со сложными нарушениями являются лица с двойным сенсорным дефектом – слепоглухие(как отсутствие зрения и слуха при сохранной речи.).
4 осн.вида сочетания глухоты с другими нарушениями ЦНС:1) глухота с олигофренией; 2)глухота с ДЦП; 3)глухота с гармоническим психофизическим инфантилизмом; 4)глухота с рядом других нарушений ЦНС.
По времени наступления Т.А. Басилова выделяет лиц с нарушениями: 1)врожденными или ранними; 2)проявившимися или приобретенными в младшем или старшем дошкольном возрасте; 3)приобретенными в подростковом возрасте; 4)приобретенными в зрелом возрасте; 5)наступившими в старческом возрасте.
Чулков в зависимости от структуры имеющихся сложных нарушений, выделяет 3 группы детей с:1) двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие, УО глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной); 2)одним существенным психофизическим нарушением (ведущим) и сопутствующим ему другим нарушением, выраженным в слабой степени, но заметно отягощающим ход развития («осложненный» дефект); 3)так называемыми множественными нарушениями, когда имеется 3 или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка.
Классификаций детей со сложными нарушениями (А.В. Ярмоленко), основаниями для которой стали:1) время наступления дефекта и наличие сочетания сенсорных нарушений с интеллектуальными; 2)состояние органов чувств; 3)одновременность и разновременность наступления дефекта.
Классификация слепоглухих, основанием для которой стало время наступления нарушения и наличие сочетания сенсорных нарушений с интеллектуальными включает три группы: 1)слепоглухонемые от рождения или потерявшие зрение и слух в раннем детстве, до овладения и закрепления словесной речи (врожденная слепоглухота); 2)слепоглухие, потерявшие зрение и слух в дошкольном возрасте и позднее, уже после формирования речи (приобретенная слепоглухота); 3)слепоглухие УО дети: все предыдущие варианты, осложненные УО.