Индивид, личность, субъект, индивидуальность
Индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака
1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт,
2) это отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами
Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное
Наиболее общими характеристиками индивида являются целостность и своеобразие психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающей средой, активность
В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями
Личность — это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся своими, присущими только ему индивидуально-
психологическими особенностями
Субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности
Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя
Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других — малозаметно
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности
Развитие личности обусловлено разными факторами От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека
Особенности физиологии высшей нервной деятельностиличноести — это специфика функционирования нервной системы человека, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т. д.
Анатомо-физиологические особенностиличности — это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей
Задатки— это врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей
Важнейшими факторами формирования личности выступают окружающая среда и общество
Обычно прежде всего выделяют природно- географическую среду. Известно, например, что выросшие на крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.
Макросреда,т е общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, вы росший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства
Микросреда,т е группа, микрогруппа, семья и т. д. , также является важной детерминантой формирования личности Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания
Общественно полезная деятельность— это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества
Общениеспособствует развитию индивидуальных и социальных особенностей личности, шлифует их
Организованное воспитаниеи самовоспитаниеличности являются основой воздействия общества, в ходе которого закрепляются социальные качества личности
Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой — в процессе обучения и воспитания человека можно активно влиять на этот процесс
Движущие силы психического I развития— это противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее воз росшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности, между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками
Факторы психического развития личности— это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова
Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек, внутренними — выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики
Предпосылки психического развития личности— это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ею психического развития
Они также бывают внешними и внутренними Первыми выступают качество и особенности воспитания че ловека, вторыми — активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах своего развития как личности
Уровни психического развития— степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности
Уровень актуального развития личности — показатель, характеризующий способность человека выполнять различные самостоятельные задания Он показывает, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты Со временное состояние развития психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дают возможность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппаратуры эти важнейшие характеристики
Уровень ближайшего развития личности — показатель того, что человек не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи других.
Психологические особенности личности развиваются закономерно и в определенных направлениях Эти направления и тенденции можно классифицировать и эффективно изучать в интересах совершенствования всех сторон личности
Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер личности. Названные сферы личности развиваются в процессе обучения и накопления человеком опыта интеллектуального и эмоционально-волевого поведения Этот процесс идет по линиям усложнения мыслительной деятельности и эмоционально-волевого восприятия воздействий окружающего мира и социальной среды, формирования целостной структуры интеллекта, эмоций, чувств и воли личности.
Развитие направленности, характера и способностей личности. Можно следить за возникновением, становлением и усложнением мотивационно-потребностной сферы личности, ее направленности, выделять в ней ведущие и доминирующие линии Можно также изучать и характеризовать доминирующие линии развития характера и способностей человека, их основных особенностей
Развитие психологической структуры деятельности личности Психологическая структура деятельности личности развивается в потоке изменения соотношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны самой деятельности человека