Особенности речевого развития дошкольников с зпр

Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 80 с.

В пособии представлена методика обследования речи дошкольников с ЗПР, учитывающая специфику познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы этих детей. Разработана балльная система оценки результатов выполнения заданий, даны развернутые заключения по результатам логопедического обследования.

И. Д. Коненкова

Обследование речи дошкольников с ЗПР

- Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР;

- Методика обследования;

- Балльная система оценки результатов;

- Развернутое заключение по результатам логопедического обследования;

- Речевая карта.

Материал для логопедов, дефектологов, психологов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..…3

I. Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР………………...…………..….4

II. Характеристика диагностического материала……………………………………..…..6

III. Методика обследования………………………………………………………………....9

Направление 1. Изучение коммуникативно-речевых умений………………………….9

Направление 2. Изучение лексического развития……………………………………...11

1. Словарь предметов……………………………………………………………….12

2. Глагольный словарь……………………………………………………………...14

3. Словарь наречий……………………………………………………………….…15

4. Подбор определений………………………………………………………….….16

5. Многозначность слова……………………………………………………………16

6. Словарь притяжательных местоимений………………………………………...17

7. Подбор синонимов……………………………………………………………......18

8. Подбор антонимов…………………………………………………………….….19

9. Дифференциация близких по смыслу понятий………………………………….20

10. Уровень обобщений……………………………………………………………....21

Направление 3. Изучение сформированности грамматического строя языка………...23

1. Проверка общего уровня языковой компетенции……………………………....23

2. Проверка умения конструировать предложения……………………………......25

3. Проверка навыков правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах……………..26

4. Проверка усвоения предложно-падежных форм существительных…………...28

5. Проверка умения согласовывать прилагательные с существительными

в роде, числе, падеже……………………………………………………………..29

6. Проверка умения образовывать сравнительную степень

прилагательных…………………………………………………………………....31

7. Проверка навыков словообразования……………………………………………32

Направление 4. Обследование строения и моторики артикуляционного

аппарата……………………………………………………………………………35

Направление 5. Изучение звукопроизносительной стороны речи…………………….36

Направление 6. Обследование фонематического слуха………………………………..38

1. Отраженное воспроизведение слоговых рядов (пар)…………………………...38

2. Отраженное воспроизведение рядов (пар) слов………………………………...39

3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов………………..40

4. Изучение дифференциации звуков в произношении…………………………...41

Направление 7. Изучение сформированности слоговой структуры

звуконаполняемости слов………………………………………………………...43

1. Отраженное воспроизведение слов……………………………………………...43

2. Отраженное воспроизведение фраз……………………………………………...44

Направление 8. Изучение навыков фонематического анализа………………………...45

Направление 9. Исследование связной речи…………………………………………....47

1. Пересказ адаптированного текста повествовательного характера………….....47

2. Составление рассказа по серии сюжетных картин……………………………..50

Список литературы…………………………………………………………………………...51

Приложение 1…………………………………………………………………………………55

Приложение 2…………………………………………………………………………………66

Приложение 3…………………………………………………………………………………73

Введение.

Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с задержкой психического развития. Основными причинами, способствующими этому, считаются: увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия); ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.

В целях оказания коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с ЗПР в нашей стране существует система специальных дошкольных учреждений. Это детские сады и группы для детей с ЗПР.

Каждого ребенка, поступающего в специальное дошкольное учреждение, необходимо всесторонне обследовать. Это важно для определения коррекционной программы, выбора методов и технологий, прогнозирования развития, разработки рекомендаций родителям.

В предлагаемом пособии представлены материалы для обследования речи дошкольников с ЗПР, начиная с четырехлетнего возраста.

Автор выражает искреннюю благодарность и глубокую признательность профессору Г.В. Чиркиной за внимательное рецензирование рукописи, а также Т.Н. Власовой и всем, кто оказал поддержку и помощь при написании книги.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.

Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения различных сторон речи.

Детям с задержкой психического развития свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации (Е. М. Мастюкова, 1997).

Часто на первом году жизни у детей этой категории отмечается задержка двигательного и речевого развития, а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладении речью.

Большую роль в структуре дефекта детей с задержкой психического развития играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами.

Так, у детей с задержкой психического развития позднее, чем у нормально развивающихся сверстников, возникает период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет (Н.Ю. Борякова, 1983; Е.С. Слепович,1978; и др.).

В речи детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в их речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки (Е.В. Мальцева, 1989).

Многие исследователи отмечают недостаточную сформированность грамматического строя речи детей с ЗПР (Г.Н. Рахмакова,1987; Е.Ф. Соботович,1984; Р.Д. Тригер, 1998; и др.). Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования (А.А. Леонтъев,19б5; Н.Ю. Борякова, 1983 и др.). Довольно часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски), а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок (Е. В. Мальцева, 1990).

Речь детей с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом (В. А. Ковшиков,19б7; Е. В. Мальцева,1989; Р. д. Тригер, 1998).

Следующей особенностью детей данной категории является своеобразие связной речи. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них (Н. Ю. Борякова,1983; Н. А. Цыпина,1994); дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями (Н. Ю. Борякова,1983; С. Г. Шевченко, 2001).

У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи. Слабость словесной регуляции действий при задержке психического развития отмечал В. И. Лубовский (1978).

Исследования Н. Ю. Боряковой (1983) показали, что неполноценность речевой деятельности детей с задержкой психического развития связана с недостаточной сформированностью основных этапов порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование). Так, незрелость внутреннего программирования проявляется в речевой инактивности, трудностях создания контекста, в соскальзываниях на другие темы. При этом у детей с ЗПР не возникает четкого замысла высказывания.

Отмечается неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи этих детей (Г. И. Жаренкова,1961).

Для прогнозирования развития, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, определения коррекционной программы, выбора методов и технологий необходимо всесторонне обследовать каждого ребенка, поступающего в специальные детские сады и группы.

В настоящее время в специальных детских садах для обследования речи детей с задержкой психического развития применяется набор методик, разработанных для изучения детей с общим недоразвитием речи. В практике большое распространение получило проведение логопедического обследования детей с ЗПР по указанным методикам в упрощенной вопросно-ответной форме, без учета особенностей этих детёй (специфики их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, несформированности регулирующей функции речи).

В результате такой диагностики невозможно получить реальную картину развития ребенка. Это часто приводит к ошибкам в оценке уровня речевого развития детей. Необъективные диагностические данные не могут служить материалом для выявления структуры речевого развития, определения прогноза, реальных потребностей ребенка, не могут быть использованы для изучения динамики, планирования и организации коррекционно-образовательной работы.


II. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Разработка предлагаемых диагностических материалов осуществлялась с соблюдением основных диагностических принципов, сформулированных Л.С. Выготским и развитых другими исследователями (С.Я. Рубинштейн, 1970; А.Р. Лурия, 1973, 1979;, А.Н. Леонтьев, 1965 и др.):

- принцип системного изучения;

- принцип комплексного подхода;

- принцип динамического изучения (базируется на концепции Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития»);

- принцип качественного анализа результатов обследования. При разработке технологии обследования мы опирались на известный в патопсихологии метод «обучающего эксперимента» (А.Я. Иванова, 1976; И.Ю. Левченко, 2000 и др.).

Прежде, чем проводить обследование ребенка, необходимо:

- изучить медицинскую документацию;

- уточнить сведения о его раннем речевом развитии, а также выяснить, замечает ли ребенок свой речевой дефект, как к нему относится, обращались ли родители раньше к логопеду и каков результат;

- собрать сведения о семье, речевой среде;

- проанализировать данные психолого-педагогического обследования.

Предлагаемый материал сгруппирован по направлениям:

- изучение коммуникативно-речевых умений;

- лексическое развитие (словарь предметный, глагольный, признаков, наречий, притяжательных местоимений; многозначность слова, подбор синонимов, антонимов; дифференциация близких по смыслу понятий; уровень обобщений);

- изучение сформированности грамматического строя речи (проверка общего уровня языковой компетенции, умения конструировать предложения, навыков правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, сравнительную степень прилагательных, усвоения предложно-падежных форм существительных, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, навыков словообразования);

- обследование строения и моторики артикуляционного аппарата;

- изучение звукопроизносительной стороны речи;

- изучение сформированности фонематического слуха (отраженное воспроизведение рядов или пар слогов, различение на слух оппозиционных фонем на материале слов, дифференциация звуков в произношении);

- изучение сформированности слоговой структуры и звуконаполняемости слов;
изучение навыков фонематического анализа;

- исследование связной речи.

Обследование речевой деятельности детей проводится с соблюдением определенной последовательности этапов и включает анализ основных составляющих речевую систему компонентов. К каждому заданию дается инструкция, в которой детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности и способ достижения этого результата, то есть дается образец. Это обеспечивает расширение ориентировочной части, что важно для детей с ЗПР. При затруднении ребенку оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструкции, разбора образца.

Для оценки уровня речевого развития нами разработана балльная система. Результаты выполнения заданий предлагается оценивать по 5-балльной системе. Каждое задание оценивается отдельно и может быть представлено графически. Это дает возможность выяснить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребенка, сравнить его результаты с результатами других детей.

Критерии оценки отражают правильность выполнения задания и особенности процесса выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок).

Критериями оценки связной речи при пересказе текста повествовательного характера послужили: понимание текста (выделение действующих лиц, понимание фактов, событий, возможность адекватно оценить поступки персонажей) и успешность пересказа (последовательность и структурное оформление, полнота использования авторской лексики, соблюдение грамматических норм, самостоятельность, эмоциональное отношение к описываемым событиям).

Количественно-качественный анализ результатов обследования позволяет не только выяснить степень речевого нарушения у одного ребенка, но и определить типичные показатели для данной группы детей в целом.

Учитывая особенности познавательной деятельности детей с ЗПР (сниженная познавательная активность), мы использовали разнообразные методы, побуждающие познавательную активность: дидактические игры, упражнения, наглядный материал (картины, игрушки, схемы). Подходящий картинный материал можно найти в известных дидактических пособиях (Т.Б. Филичева, А.В. Соболева, 1996; О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, 1994 и др.).

Речевой материал подобран с учетом возрастных показателей развития речи дошкольников.

Сами задания доступны по сложности и по объему для ребенка 5-го года жизни с задержкой психического развития, предполагают наличие у него развернутой фразовой речи. При этом для выполнения большинства заданий от ребенка не требуется развернутых речевых объяснений.

Результаты обследования заносятся в речевую карту (образец карты дан в приложении).

Для оценки динамики логопедической работы предполагается обследовать ребенка в начале и в конце года.

Использование предлагаемых материалов позволяет решить следующие вопросы:

- учесть особенности детей с задержкой психического развития;

- сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном и качественном отношении (учет допускаемых ошибок, сам процесс выполнения заданий и другие характеристики);

- выявить потенциальные возможности ребенка;

- спланировать коррекционно-развивающую работу в соответствии с реальными потребностями ребенка;

- осуществить индивидуальный подход;

- при составлении результатов, полученных в разные периоды, выявить динамику и определить дальнейшие на1 правления в работе;

- снизить влияние таких факторов, как недостаточная компетенция, предвзятость и другие индивидуальные особенности экспериментатора.

Экспериментатор может использовать данные материалы и для обследования детей с первичной речевой патологией, если внести в них необходимые изменения и дополнения (большее значение будет уделяться выявлению уровня понимания речи и др.).

Наши рекомендации