Понятие и характеристика стилей руководства в менеджменте. Факторы формирования стиля управления

Поведенческий подход к управлению создал основу для классификаций стилей руководства.

Стиль управления - выбор системы методов и приемов, которые использует менеджер при работе с подчиненными.

Три основных подхода: личностные качества, поведенческий и ситуационный подход (следует рассматривать в комплексе).

Личностные качества: это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Поведенческий – эффективность управления определя­ется не личными качествами руководителя, а его отношением к подчинен­ным (его поведение).

Ситуационный как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации.

Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных. В наиболее распространенной классификации выделяются 3 основных стиля управления: демократический, авторитарный, либеральный.

Авторитарный или административный стиль управления характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя, его приверженностью к единоначалию, и самостоятельным решением большинства управленческих проблем. На практике такой ярко выраженный стиль сегодня встречается редко. Иногда автократом в глазах неорганизованных работников может предстать и простой руководитель, действующий по четкому плану и реализующий его вопреки всем препятствиям. В условиях рыночных отношений чисто административный стиль управления становится малопреемлемым, однако в краткосрочном периоде с эффективностью может применяться.

1. диктаторский стиль: сотрудники вынуждены следовать единоличным приказам под угрозой санкций.

2. автократический стиль: в распоряжении менеджера - обширный аппарат управления

3. бюрократический стиль: авторитет менеджера обусловлен его формальным положением лидера. Все подчинены одной детальной системе правил, инструкций, положений.

4. патриархальный стиль: менеджер имеет авторитет главы семьи. Сотрудники подчиняются на основе педагогического доверия

5. доброжелательный стиль: авторитет менеджера основан на его личных положительных качествах, в которых сотрудники уверены.

Демократичный руководитель (теория «У») предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным. Высокая степень децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным и понадобится помощь, они, не стесняясь, могли бы обратиться к руководителю. Чтобы добиться этого, руководитель организует двустороннее общение и играет направляющую роль. Руководитель ориентируется на возможности своих работников, на их стремление к творческой деятельности, осуществляет подготовку и принятие решений при активном участии персонала, создает необходимые условия для своевременного выполнения работы, осуществляет справедливую оценку результатов труда каждого работника, материальное и моральное стимулирование.

Демократический стиль как типовая форма включает разные варианты:

1. коммуникационный стиль: сотрудники могут выражать свое мнение, но должны, в конечном счете, следовать распоряжениям.

2. консультативный стиль: менеджер принимает решение только на основе подробной информации и после ее совместного обсуждения, сотрудники выполняют решения, в разработке которых они участвовали.

3. автономный стиль: сотрудники решают сами, они не ограничены рамками, но контроль и ответственность остаются за менеджером.

4. стиль управления с совместным решением: менеджер ставит проблему и ограничения, а сотрудники сами принимают решение о дальнейших действиях; менеджер оставляет за собой право вето.

Либеральный характеризуется невмешательством руководства в дела коллектива, он доверяет все решения вопросов подчиненным, мало проявляет инициативу, соглашается с любым мнением подчиненным. Полная свобода у подчиненных, безразличие его к критике, не заботится о персонале. Либеральный стиль управления отличается отсутствием собственной инициативы у руководителя и нежеланием принимать на себя ответственность за управленческие решения, особенно, связанные с определенным риском.

Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:

· Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;

· Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;

· Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами;

· Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.

· Решаемые сотрудниками задачи.

· Уровень квалификации работников

· - Характер мотивации сотрудников.

· Среди особенных факторов выделяются:

· § распределение полномочий

· § установление ответственности

· § характер процесса принятия решений

· § используемые методы руководства

· § организация труда

· § заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных

Для стереотипных, рутинных, повторяющихся задач допустимы авторитарные формы управления, но при условии, что требуется только поверхностное общение руководителя с подчиненными, как и работников между собой. Не случайно авторитарный стиль в зарубежном менеджменте называют пионерским, когда все может легко и правильно решаться одним руководителем. Для сложных неповторяющихся задач творческого характера необходимыми являются демократические формы управления.

Вопрос Содержание, разнообразие и специализация функций управления.

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Это также особый вид деятельности, протекающий в управляющей системе и выполняемый особыми методами и способами. Процесс управления должен быть устойчивым, т.е. сохранять основные свойства при измене­нии внешней и внутренней среды. Функции разделяются на общие и частные. Общие функции управления не зависят от объекта управления и отра­жают сущность процес­сов управления. К ним относят: •планирование •организация •мотивация •контроль. Частные или конкретные функции отражают содержание процесса управления для различных объектов. Выделение функций управления связано с разделением специализации труда. Частные функции –управление персоналом, инновациями, стратегическое управление, логистика, маркетинг и т.п.

Планирование

Функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса: де мы находимся в настоящее время, Куда мы хотим двигаться и Как мы собираемся сделать это?

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации, единое направление усилий, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей

планирование должно осуществляться непрерывно, — это постоянная неопределенность будущего. планирование способствует снижению риска при принятии решения. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).


Фyнкция плaниpoвaния имeeт ocoбoe знaчeниe и включaeт в ceбя cлeдyющиe пpoцeccы:

1. нa ocнoвe aнaлизa внeшнeй cpeды и интepecoв гpyпп фopмиpyeтcя миccия opгaнизaции;

2. oпpeдeляютcя цeли нa ocнoвe aнaлизa тpeбoвaний pынкa и вoзмoжнocтeй caмoй opгaнизaции;

3. иcxoдя из ycтaнoвлeнныx цeлeй opгaнизaции и cocтoяния внeшнeй и внyтpeннeй cpeды нaмeчaютcя aльтepнaтивныe cтpaтeгии;

4. для peaлизaции cтpaтeгий выpaбaтывaютcя пoлитикa и пpoцeдypы, пo кoтopым дeйcтвyют coтpyдники opгaнизaции;

5. пpoизвoдитcя paбoтa в пoдpaздeлeнияx, ocнoвaннaя нa oпepaтивныx плaнax;

6. плaны opгaнизaции coглacyютcя c пoкaзaтeлями и финaнcoвыми pecypcaми

- стратегическое –это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем (адаптивность и альтернативность). Стратегическое планирование дает основу для принятия решения

Схема стратегического планирования состоит из этапов:

Понятие и характеристика стилей руководства в менеджменте. Факторы формирования стиля управления - student2.ru

- тактическое –планы текущей деятельности или планы прибыли.

Бизнес - планирование – конкретизированное понятие (цель – уточнение целей и задач конкретных направлений с учётом более глубокого исследования внешней среды и возможности компании).

ОрганизацияОрганизовать - значит создать некую структуру. Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Другим важным аспектом функции организации является определение функций сотрудников Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Значит организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач: существует два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.

2. Делегирование полномочий.

МотивацияМотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Для более эффективной работы персонала в организации обязательна его мотивация.

Современные теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на определении потребности. Потребность - это ощущение человеком недостатка, отсутствия чего-либо. Для побуждения работника к действию, менеджеры используют вознаграждение: внешнее (денежное, продвижение по служебной лестнице), и внутреннее (чувство успеха). Процессуальные теории мотивации основаны на элементах психологии в поведении людей (подробнее см. мотивация)

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Контроль — это деятельность руководителей предприятий и вышестоящих звеньев управления, устанавливающих стандарты, нормы и нормативы, проверяющих и оценивающих соответствие им продукции и корректирующих работу исполнителей.

Необходимость контроля обусловлена следующими обстоятельствами:

· потребностью организации процесса производства в соответствии с имеющимися резервами и ресурсами;

· требованиями потребителей к качеству, стандарту и сертификации выпускаемой продукции;

· изменяющимися внутренними и внешними условиями производст­ва, необходимостью выявления тенденций меняющегося спроса и предложения продукции;

· формированием базы данных для дальнейшего планирования рас­ходования материальных и финансовых средств, совершенствованием нормативных показателей по труду;

· своевременным вмешательством в производственный процесс при отклонениях от принятых норм и нормативов и др.

Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Процесс контроля состоит из установки стандартов (точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени). Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. измерения фактически достигнутых результатов(для сравненияс ожидаемыми результатами и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.

Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль (может быть стратегическим и оперативным) осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

7. Назначение, особенности и структура бизнес-плана.


Сущность бизнес плана


Бизнес план это документ, рабочий инструмент. Он описывает процесс функционирования предприятия, аспекты его деятельности, цели и задачи руководства, пути достижения, определение и анализ возможных рисков и проблеми способы решения этих проблем.

Таким образом, основная цель и назначение бизнес плана - достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, чего фирма хочет и чего может достичь. План призван показать работникам и потенциальным инвесторам целостность предлагаемого курса, продемонстрировать, как одно вытекает из другого. План дает возможность определить пути и способы достижения поставленных целей, максимально использовать конкурентные преимущества, предотвратить ошибочные действия, доказать и продемонстрировать надежность, обоснованность и реализуемость проекта, определить потребность в капитале и денежных средствах, своевременно принять защитные меры против рисков, объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия. План одновременно является руководством к действиям и исполнению.

Структура бизнес-плана

1. Резюме проекта- представляет собой основные положения, суть, «выжимки» из проекта, его основные выводы. Цель резюме - заинтересовать инвестора и заставить его подробнее ознакомиться с содержанием бизнес-плана.

2. Описание компании- содержит информацию о компании, которая предлагает данный инвестиционный проект, ее полные реквизиты, информацию о учредителях и их реквизиты, цели компании, сведения о руководстве, историю компании, достижения, организационную структуру, основные продукты, и место компании на рынке.

3. Описание продукта или услуги - включает информацию о продукте или услуге, его основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию о патентах и лицензиях

4. Маркетинговый анализ- содержит информацию о имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров. Маркетинговый анализ - самый первый этап в написании бизнес-плана. В раздел входят основные параметры маркетингового плана, а именно: ценообразование, схема, которая покажет распространение Вашего товара, описать рекламу, какими методами Вы воспользуетесь, чтобы увеличивать продажи, как будет организован послепродажный сервиз, как будет осуществляться работа над имиджем.

5. Стратегия продвижения товара- здесь основным является определение рыночной ниши, т.е. того, какой именно и для каких категорий потребителей предназначен товар, количественный и качественный анализ потребителей, где они расположены, какими именно методами и каналами сбыта предлагается реализовывать товар или услугу.

6. Производственный план- в случае, если это производственное предприятие, данный раздел включает информацию о выбранной технологии производства, мотивации ее выбора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку оборудования. В случае, если это торговое или обслуживающее предприятие, раздел включает значительно больший объем информации о поставщиках, их оценке и выборе, потребностях в конкретных товарах и их группах, методах закупки, потребностях в складских и торговых помещениях,

7. органзационный план Раздел «Организационный план» включает описание как организовывалась руководящая группа, чем занимается каждый руководитель. Приводится организационная структура и график, по которому можно понять, как будет реализовываться проект. Какие возможны льготы, каким образом будет осуществляться поддержка, поощрения и соответственно указывается зарплата и так далее людей, занимающих руководящие должности. Указываются партнеры, какие они имеют возможности и опыт

8. Финансовый план - самая интересная часть бизнес-плана с практической точки зрения, он показывает какие финансовые ресурсы потребуются для реализации инвестиционного проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования

9. релевантность,эффективность проекта должны присутствовать показатели, которые покажут, на сколько эффективен Ваш проект, так же указываются данные анализа на чувствительность проекта.

10. Анализ рисков проекта - в этом разделе дается описание возможных рисков проекта и иххарактеристика, а также приводится стратегия по их минимизации.

11. Приложения - это документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данныемаркетинговых исследований, спецификации и подробные описания продуктов и т.д.

Наши рекомендации