Люди как внутренняя переменная
Люди — пятая внутренняя переменная, которая в свете современных концепций менеджмента по важности стоит на первом месте. Сегодняшний менеджер знает, как много зависит от людей, которые работают в фирме. Один из руководителей крупной американской компьютерной фирмы сказал: «Лишите меня всех моих достижений, оставьте только людей, с которыми я работаю, через пять лет мы снова достигнем того же уровня».
Для того чтобы руководить людьми, уметь успешно с ними взаимодействовать, следует знать, чем определяется поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер функционирования менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Здесь нужны знания в области психологии человека, учет индивидуальных психологических особенностей личности, влияющих на ее поведение и деятельность.
Дадим краткую характеристику личности.
«Конструкция» личности сложна. Наиболее простыми личностными свойствами являются:
• статус личности;
• общественно-функциональные роли;
• ценностные ориентации.
Статус личности — это положение личности в обществе.
Статус во многом определяет поведение человека. Так, признание профессионального мастерства, уважение коллег формируют уверенность в себе, чувство собственного достоинства, самоуважение. Низкий статус может вести к внутренним конфликтам, разладу с самим собой. На поведение человека оказывает влияние не только объективный статус, но и субъективный, т.е. как человек воспринимает свое положение в той или иной группе людей.
Во взаимосвязи со статусом строится система общественно-функциональных ролей. Роли — это способы поведения людей, соответствующие принятым нормам и осуществляющиеся в зависимости от их статуса в обществе, группе. В своей жизни человек «проигрывает» множество самых разных ролей. Можно выделить социальные роли, профессиональные, межличностные и др. Даже в течение дня каждый из нас «переходит» из одной роли в другую: когда вы едете в колледж, то вы играете роль пассажира транспорта, в аудитории — ваш студент, на перемене — покупатель в буфете имя товарища группе, и© возвращении домой —сын или дочь своих родителей.
В организаций ролевое поведение очень важно: цели тогда будут достигнуты, если каждый хорошо и правильно выполнит свою роль.
Система общественно-функциональных ролей, с одной стороны, формирует определенные качества личности, а другой — способствует проявлению множества личностных свойств и качеств.
Для того чтобы лучше узнать человека, нужно «увидеть» его в разных ролях.
Свойства личности формируются и проявляются в соответствии с ценностными ориентациями. Это предпочтения, которые человек отдает определенным сторонам действительности. Предпочтения проявляются в убеждениях, идеалах, целях личности. Для многих людей работа — одна из жизненных ценностей. Коллективом организации воспринимаются ценности руководителя. Руководители высшего уровня через присущие им ценности регулируют этику поведения подчиненных коллективов. В каждой организации складывается своя система ценностей, что в конечном счете составляет ее нравственный облик: обычаи, правила.
В структуре личности есть и более сложные по своей природе свойства. К ним относятся мотивы, характер, темперамент, потребности, способности. Рассмотрим их.
Мотивы,— это причины поведения человека, вследствие которых ой действует именно так, а не иначе. Мотивы определяют направленность поведения личности. Деятельность человека побуждается, как правило, многими мотивами, но какие-то преобладают, подчиняют себе другие. От них зависит то, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие — с большими трудностями.
Выделяются такие виды направленности личности, как личная, коллективистская и деловая. Возможное преобладание одной из них будет проявляться в соответствующей этой направленности группе качеств. Например, деловая направленность будет выражаться в таких качествах, как целеустремленность, пунктуальность, принципиальность, организованность и т.д.
Характер — устойчивая индивидуальная совокупность особенностей личности, устойчивая система качеств, которая приводит к наиболее типичному для нее поведению в определенных ситуациях и обстоятельствах.
Характер личности формируется под воздействием как генетических факторов, так и социальных условий. Проявляется характер в отношении к другим людям, к самому себе, к делу. Следует помнить, что характер — это не неизменный набор качеств, характер пластичен и может быть воспитан!
Определенному типу характера обычно соответствует определенный темперамент.
Темперамент. Человек не рождается уже сложившейся личностью, а становится ею постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него проявляются индивидуальные особенности психики. Они устойчивы, даны человеку от рождения и образуют своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают конкретные свойства данной личности. Эти природные свойства, определяющие динамику психической деятельности человека, есть свойства темперамента. От темперамента зависят:
1) Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);
2) психический темп и ритм;
3) интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
4) направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).
Темперамент будет проявляться в реакции человека на обстоятельства, на события, в речи, поступках, движениях. Существует 4 типа темперамента. Они представлены в таблице.
Классификация типов темперамента и их взаимосвязь с типом нервной системы
Основные свойства нервной системы | Тип нервной системы | ||||
Безудержный | Живой | Спокойный | Слабый | ||
Сила | Сильный | Сильный | Сильный | Слабый | |
Уравновешенность | Неуравновешенный | Уравновешенный | Уравновешенный | Неуравновешенный | |
Подвижность | Подвижный | Подвижный | Инертный | Инертный | Подвижный |
Тип темперамента | Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
Успехов в работе может добиться человек с любым темпераментом, ибо темперамент проявляется не напрямую, а через характер. Характер же можно воспитывать, формировать.
Задача менеджера состоит в том, чтобы, учитывая особенности темперамента работников, поручать им такую работу, так строить с ними взаимоотношения, чтобы раскрылись их лучшие черты, в максимальной степени использовался их потенциал.
Дадим краткую характеристику людям с разными типами темперамента.
Сангвиник— энергичен, работоспособен, общителен, активен, контактен, полон инициативы; хорошо осваивается в новой обстановке, легко привыкает к новым требованиям; продумывает и хорошо организовывает деятельность, рационально мыслит, четко ставит задачи, склонен к творчеству, не любит однообразной работы, ему лучше не поручать рутинную работу. Для сангвиников характерна определенная склонность к лидерству. Их способность действовать целеустремленно, подчинять работе всего себя, не ставить работу в зависимость от своего настроения создают предпосылки для выполнения организаторской деятельности. Сангвиника можно критиковать -т- он малочувствителен. (Из известных личностей В.И. Ленин и А.И.Герцен были сангвиниками.)
Холерик, как и сангвиник, отличается высокой чувствительностью к внешним воздействиям, он возбудим и неуравновешен. У него очень большая устойчивость интересов, стремлений; настойчив. Ему лучше не поручать монотонных однообразных видов работ: они его раздражают. Поскольку эмоциональные проявления у холерика непредсказуемы и он легко нарывается на конфликты, то желательно не давать ему поручений, где требуется выдержка. Холерик быстрее других ориентируется в изменяющейся обстановке, находчив в спорах и дискуссиях; к новым условиям быстро адаптируется. Специалисты считают, что человека с таким темпераментом хорошо использовать в маркетинговой деятельности. (Холериками были Петр Первый, А.В. Суворов.)
Флегматик — человек серьезный, всегда ровно и спокойно настроенный; трудно переключается с одного вида деятельности на другой, к новой обстановке и людям привыкает медленно; исключительно настойчив; не слишком находчив, но очень исполнителен. Флегматик неэмоционален, но если его вывести из равновесия, то он может действовать напористо и агрессивно. Такого работника хорошо использовать на участках работы, где имеются конфликты, и там, где требуется длительное напряжение сил. Задания ему лучше давать в письменной форме; он усваивает новое долго, но зато очень основательно. Считается, что лучшие конструкторы, экономисты, бухгалтеры — флегматики. (Флегматиками были М.И. Кутузов, И.А. Крылов.)
Меланхолик отличается высокой эмоциональной чувствительностью, глубиной эмоций при слабом их внешнем выражении; может быть раним, обидчив. Длительное и сильное напряжение вызывает у него замедление деятельности. Он быстро утомляется. Проявляет настойчивость в преодолении трудностей. Его труд наиболее продуктивен там, где нужны высокая чувствительность, вдумчивость, осторожность. Заниженная самооценка как бы блокирует реализацию имеющихся у меланхолика способностей и часто служит причиной его внутреннего дискомфорта. В отношении к другим людям меланхолики, как правило, мягки, тактичны, чутки, отзывчивы. В благоприятной привычной обстановке, особенно в хорошем дружном коллективе, меланхолики прекрасно выполняют порученное им дело. (Меланхоликами были Н.В. Гоголь, П.И, Чайковский.)
Источник активности личности — ее потребности.
Потребность — это переживание (опознавание) человеком нужды в чем-либо (в пище* тепле, общении, власти и т.д.), вызывающее необходимость действовать определенным образом.
Потребности как внутренние психические состояния регулируют поведшие личности, определяют направленность мышления. Человек стремится удовлетворить свои потребности. В зависимости от того, удовлетворяются или не удовлетворяются потребности, человек переживает состояния напряженности или спокойствия, эмоции радости или горя, чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.
Потребности человека многообразны, но для каждой личности характерна определенная система потребностей. Она включает доминирующие потребности и подчиненные им потребности. Доминирующие будут определять основное направление поведения. Например» человек испытывает сильную потребность в успехе. Он все свои поступки и действия подчиняет этой потребности. Этой главной потребности в успехе могут быть подчинены потребности в познании, общении, труде и т.д. Менеджеры должны стремиться создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к реализации целей организации.
Большое значение для руководителя имеют и такие аспекты индивидуального поведения работников, как:
• способности;
• одаренность, предрасположенность;
• ожидания;
• восприятие. Эти факторы оказывают сильное воздействие ва поведение личности.
Способности частично объясняются наследственностью (например, интеллектуальные способности и некоторые физические данные). Но обычно способности, в там числе интеллектуальные, приобретаются с опытом. При решении вопроса, на какую должность принять человека, какую работу ему поручить, большую роль играют способности, которыми этот человек обладает.
Одаренность — талант в определенной области. Предрасположенность — потенциал человека а отношении выполнения какой-либо конкретной работы. Эти характеристики имеют значение при решении вопроса развития кадров в организации. Так, время и расходы на обучение работника будут потрачены зря, если руководитель не сумел оценить предрасположенность к определенной работе.
Ожидания. Люда формулируют ожидания относительно результатов своего поведения, основываясь на своем прошлом опыте и оценивая текущую ситуацию. Эти ожидания оказывают влияние на сегодняшнее поведение. Люди будут работать эффективно, если они ожидают, что необходимое для организации поведение приведет к достижению желаемых целей или удовлетворению личных потребностей. Например, если торговый агент ожидает, что еще 9 сделок в неделю увеличат объем реализации продукции на 15 % и тем самым ему будет гарантирована премия, то, вероятно, он сделает еще несколько звонков потенциальным покупателям1.
Восприятие. Наука психология утверждает, что мир — это не то, что он есть, а то, как мы его воспринимаем. В связи с этим люди реагируют не на то, что происходит, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. Это последнее и будет определять поведение людей. Очень важным является восприятие работниками руководства, а также всего, что руководство делает. Если работники не воспринимают руководителя серьезно, то его решения, возможно, будут часто игнорироваться. Итак, даже рассмотрение отдельных элементов структуры личности показывает, сколь сложна эта внутренняя переменная организации. Конечно, соответствующие черты личности — это сильный фактор успеха в работе, но на характер поведения конкретных людей значительно влияют группы и управленческое лидерство.
О них мы будем говорить отдельно в последующих главах. Сейчас же сделаем вывод.
Совокупность всех внутренних переменных образует рабочую среду, которая с помощью процесса управления приспособлена к потребностям организации. Взаимосвязанность и многофакторность среды делают ее очень сложной. Рабочая среда влияет на работников и их поведение. Задача менеджеров в том, чтобы формировать обстановку, поддерживающую тип поведения, выгодный для организации.
Цели, задачи, структура, технология, люди — все внутренние переменные взаимосвязаны. Поскольку они состоят из социального (люди) и технологического компонентов, то их называют социо1. Речь. Она должна быть информативной, понятной, выразительной. Под информативностью понимается ценность сообщаемых фактов и способность к обобщению. Под понятностью — взаимосвязь смыслового содержания, языковых особенностей, уровня развития и интересов общающихся. Выразительность — это ясность и отчетливость произношения, правильная интонация, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения,
2. Внимание. Характеристиками его являются:
— концентрация — качество, определяющее его высокую интенсивность и направленное на какой-либо объект;
— направленность — избирательный характер (преднамеренный или непреднамеренный) выбора объекта;
— устойчивость — длительность сохранения концентрированного внимания.
3. Память. Запоминание — это процесс закрепления нового путем связывания его с приобретенным ранее. Задача — осмысленное запоминание.
4. Мышление. Оно характеризуется:
— широтой, т.е. способностью охватить весь процесс в целом, не упуская необходимых частностей. Основывается на всесторонних и глубоких знаниях, проявляется в кругозоре;
— глубиной, т.е. умением проникать в сущность сложных вопросов, видеть проблему:
— самостоятельностью, т.е. умением выдвигать новые задачи и находить их решения, не прибегая к помощи других людей;
— гибкостью, т.е. свободой мысли от влияния стереотипных способов решения проблем, в умении быстро менять действия при изменении обстановки;
— быстротой, т.е. способностью быстро разбираться в новой ситуации, обдумывать и принимать верное решение;
— критичностью, т.е. умением объективно оценивать техническими подсистемами. Изменения одной из них влияют на все другие, поэтому важно уделять внимание именно взаимодействию переменных.