Сущность, цели, задачи менеджмента

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития Республики Беларусь высокие требования предъявляются к системам управления организациями. Чаще всего именно факторы, связанные с управлением, оказывают решающее воздействие на эффективность деятельности. Предметом менеджмента является управление людьми, а через них – социально-экономическими процессами в самых разных сферах человеческой жизни и деятельности. Поэтому овладение наукой и практикой управления является важнейшей задачей любой современной личности.

Цель изучениядисциплины «Основы менеджмента»:сформировать у студентов систематические представления о подходах к изучению и применению теории и практики менеджмента, приобретения студентами компетенций, практических навыков и умений решения задач организационно-экономического управления в условиях развития рыночных отношений и в соответствии с международными требованиями к избранному виду деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

· получение знаний об основных терминах и понятиях, сущности менеджмента, взаимосвязей менеджмента с экономикой и другими смежными дисциплинами;

· приобретение базовых принципов и методологии управленческой деятельности;

· выработка навыков анализа и проектирования организационной структуры предприятия, выполнения функций и использование методов менеджмента, а также формулировки управленческих решений с использованием информационных технологий и экономических методов;

· овладение техникой управления адаптацией, конфликтами и изменениями в организации.

При изучении дисциплины «Основы менеджмента» применяются следующие эффективные методики и технологии:

· технология учебно-исследовательской деятельности;

· коммуникативные технологии (дискуссия, деловые игры, анализ практических ситуаций, работа в команде);

· информационные технологии в форме презентаций;

Учебный курс «Основы менеджмента» тесно связан с другими дисциплинами, такими как «Экономика организации», «Логистика» «Маркетинг», «Управление организацией», «Планирование на предприятии».

Для мониторинга качества изучения дисциплины и диагностики компетенций студентов используется следующий диагностический инструментарий: тестовые задания, контрольные работы, зачет.

Для специальности 1-26 02 05 «Логистика» программа изучения курса «Основы менеджмента» рассчитана на 64 учебных часа, из них 34 учебных часа работа студентов в аудитории. Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекций –18 часов, практических занятий – 16 часов.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕНЕДЖМЕНТ

Сущность, цели, задачи менеджмента.

Основные категории менеджмента. Понятие организации.

Современный менеджер.

Сущность, цели, задачи менеджмента

Английское слово «менеджмент» переводится на русский язык как управление, организация, руководство. В отечественной и зарубежной литературе имеется множество определений менеджмента. Приведем некоторые из них.

Менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури).

Менеджмент - это управление людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей, путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств (Комитет по развитию менеджмента в Европе, Брюссель).

Менеджмент - это вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процесса достижения целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора (Р.А. Фатхутдинов).

Все определения менеджмента имеют 3 общие черты:

· обязательное наличие цели при управлении;

· особый интеллектуальный характер этого вида деятельности;

· управление имеет место в организации.

Содержание менеджмента также рассматривают в трех аспектах: как науку и искусство управления; как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений; как аппарат управления деятельностью организации.

Рассмотрев содержание менеджмента, можно определить его цель и задачи.

Цель менеджмента состоит в обеспечении рентабельной деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке путем рациональной организации производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей и на основе эффективного использования кадрового потенциала и материальных ресурсов.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся:

1. определение конкретных целей развития предприятия;

2. выявление приоритетных целей, очередности и последовательности их решения;

3. разработка стратегии развития предприятия;

4. выработка системы мероприятий для решения поставленных задач на различные временные периоды;

5. определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

6. установление контроля за выполнением поставленных задач, координация работы всех подразделений и учет изменений рыночной ситуации;

7. стимулирование работы сотрудников предприятия (моральное и материальное).

Менеджмент как наука изучает:

· законы, принципы и методы построения и функционирования организации;

· законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией;

· деятельность руководящих работников по управлению организацией;

· личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен удовлетворять руководитель;

· отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

Далее рассмотрим основные категории менеджмента.

Наши рекомендации