Сущность, цели, задачи менеджмента
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития Республики Беларусь высокие требования предъявляются к системам управления организациями. Чаще всего именно факторы, связанные с управлением, оказывают решающее воздействие на эффективность деятельности. Предметом менеджмента является управление людьми, а через них – социально-экономическими процессами в самых разных сферах человеческой жизни и деятельности. Поэтому овладение наукой и практикой управления является важнейшей задачей любой современной личности.
Цель изучениядисциплины «Основы менеджмента»:сформировать у студентов систематические представления о подходах к изучению и применению теории и практики менеджмента, приобретения студентами компетенций, практических навыков и умений решения задач организационно-экономического управления в условиях развития рыночных отношений и в соответствии с международными требованиями к избранному виду деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
· получение знаний об основных терминах и понятиях, сущности менеджмента, взаимосвязей менеджмента с экономикой и другими смежными дисциплинами;
· приобретение базовых принципов и методологии управленческой деятельности;
· выработка навыков анализа и проектирования организационной структуры предприятия, выполнения функций и использование методов менеджмента, а также формулировки управленческих решений с использованием информационных технологий и экономических методов;
· овладение техникой управления адаптацией, конфликтами и изменениями в организации.
При изучении дисциплины «Основы менеджмента» применяются следующие эффективные методики и технологии:
· технология учебно-исследовательской деятельности;
· коммуникативные технологии (дискуссия, деловые игры, анализ практических ситуаций, работа в команде);
· информационные технологии в форме презентаций;
Учебный курс «Основы менеджмента» тесно связан с другими дисциплинами, такими как «Экономика организации», «Логистика» «Маркетинг», «Управление организацией», «Планирование на предприятии».
Для мониторинга качества изучения дисциплины и диагностики компетенций студентов используется следующий диагностический инструментарий: тестовые задания, контрольные работы, зачет.
Для специальности 1-26 02 05 «Логистика» программа изучения курса «Основы менеджмента» рассчитана на 64 учебных часа, из них 34 учебных часа работа студентов в аудитории. Распределение аудиторных часов по видам занятий: лекций –18 часов, практических занятий – 16 часов.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕНЕДЖМЕНТ
Сущность, цели, задачи менеджмента.
Основные категории менеджмента. Понятие организации.
Современный менеджер.
Сущность, цели, задачи менеджмента
Английское слово «менеджмент» переводится на русский язык как управление, организация, руководство. В отечественной и зарубежной литературе имеется множество определений менеджмента. Приведем некоторые из них.
Менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури).
Менеджмент - это управление людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей, путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств (Комитет по развитию менеджмента в Европе, Брюссель).
Менеджмент - это вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процесса достижения целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора (Р.А. Фатхутдинов).
Все определения менеджмента имеют 3 общие черты:
· обязательное наличие цели при управлении;
· особый интеллектуальный характер этого вида деятельности;
· управление имеет место в организации.
Содержание менеджмента также рассматривают в трех аспектах: как науку и искусство управления; как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений; как аппарат управления деятельностью организации.
Рассмотрев содержание менеджмента, можно определить его цель и задачи.
Цель менеджмента состоит в обеспечении рентабельной деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке путем рациональной организации производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей и на основе эффективного использования кадрового потенциала и материальных ресурсов.
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся:
1. определение конкретных целей развития предприятия;
2. выявление приоритетных целей, очередности и последовательности их решения;
3. разработка стратегии развития предприятия;
4. выработка системы мероприятий для решения поставленных задач на различные временные периоды;
5. определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
6. установление контроля за выполнением поставленных задач, координация работы всех подразделений и учет изменений рыночной ситуации;
7. стимулирование работы сотрудников предприятия (моральное и материальное).
Менеджмент как наука изучает:
· законы, принципы и методы построения и функционирования организации;
· законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией;
· деятельность руководящих работников по управлению организацией;
· личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен удовлетворять руководитель;
· отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.
Далее рассмотрим основные категории менеджмента.