Сущность, цели, задачи менеджмента

Английское слово «менеджмент» переводится на русский язык как управление, организация, руководство. В отечественной и зарубежной литературе имеется множество определений менеджмента. Приведем некоторые из них.

Менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури).

Менеджмент – это управление людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей, путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств (Комитет по развитию менеджмента в Европе, Брюссель).

Менеджмент – это вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процесса достижения целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора (Р. А. Фатхутдинов).

Все определения менеджмента имеют 3 общие черты:

· обязательное наличие цели при управлении;

· особый интеллектуальный характер этого вида деятельности;

· управление имеет место в организации.

Содержание менеджмента также рассматривают в трех аспектах: как науку и искусство управления; как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений; как аппарат управления деятельностью организации.

Рассмотрев содержание менеджмента, можно определить его цель и задачи.

Цель менеджмента состоит в обеспечении рентабельной деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке путем рациональной организации производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей и на основе эффективного использования кадрового потенциала и материальных ресурсов.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся:

1) определение конкретных целей развития предприятия;

2) выявление приоритетных целей, очередности и последовательности их решения;

3) разработка стратегии развития предприятия;

4) выработка системы мероприятий для решения поставленных задач на различные временные периоды;

5) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

6) установление контроля за выполнением поставленных задач, координация работы всех подразделений и учет изменений рыночной ситуации;

7) стимулирование работы сотрудников предприятия (моральное и материальное).

Объектом менеджмента, его основополагающей категорией является организация как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей.

Субъекты менеджмента – это менеджеры, то есть руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально-эконо-мической системы.

Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление». Но термин «управление» намного шире, т. к. применяется к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем), различным сферам деятельности (управление в неживой природе, биологических системах, в государстве), к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне отдельной организации, функционирующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении некоммерческих организаций.

Менеджмент как наука изучает:

законы, принципы и методы построения и функционирования организации;

законы и принципы, лежащие в основе деятельности руководящих работников при управлении организацией;

деятельность руководящих работников по управлению организацией;

личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен удовлетворять руководитель;

отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

Предметом менеджмента как науки управления является большое число явлений, связанных с управленческой деятельностью. Их можно разделить на две группы:

1. Отношения между людьми в процессе управления производством.

2. Законы, функции, организационные структуры, техника, технология управления и пр.

В менеджменте используется комплекс методов исследования и организации управления. Под методом, как известно, понимается система способов и приемов того или иного вида деятельности. Это логическая организация деятельности.

К специальным исследовательским методам управления экономикой можно отнести следующие:

Системный – применяется для решения проблем управления и основан на принципе целостности системы.

Комплексный – предусматривает рассмотрение явлений в их связи и взаимозависимости и предполагает использование в этих целях других наук, изучающих эти явления.

Структурный – основан на разложении (разбиении) сложного явления на составные части.

Ситуационный – предусматривает выбор оптимальных способов управления организацией в зависимости от конкретных внутренних и внешних условий (переменных) ее деятельности.

Интеграционный – основан на учете данных других методов: системного, структурного, ситуационного и др.

Моделирование – тесно связан с системным подходом. Путем моделирования в управлении часто изучаются возможности создания усовершенствованных форм управления. На моделировании строится также и прогноз эффективности организационных структур и пр.

Математические (экономико-математические) – основываются на использовании вычислительной техники как инструмента нахождения оптимального варианта решений.

Наблюдения – предусматривает изучение управления в конкретной организации в определенный промежуток времени.

Эксперимент.

Социологические – включают анкетирование, беседы, интервью, тестирование, анализ инфраструктуры, взаимоотношений в коллективе, психологического климата в нем.

Менеджмент как искусство базируется на том, что организации – это сложные социальные системы, управление которыми требует учета огромного числа факторов внешней и внутренней среды. Принятие управленческих решений в этих условиях – действительно искусство, базирующееся на знаниях, умениях, интуиции и опыте людей, управляющих организациями.

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. Существуют различные виды менеджмента.

По признаку объекта различают общий (генеральный) и функциональный (специальный) менеджмент.

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев.

Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (инновационный, финансовый, инвестиционный, производственный менеджмент, менеджмент персонала).

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Наши рекомендации