Обработка и интерпретация результатов. Обработка производится с помощью ключа:

Обработка производится с помощью ключа:

Ключ

Ориентация на личные (эгоистические интересы).

1. А 6. В 11. В 16. А 21. А 26. А
2. А 7. А 12. А 17. С 22. А 27. В
3. А 8. В 13. С 18. А 23. А 28. А
4. В 9. В 14. С 19. С 24. А 29. В
5. А 10. С 15. А 20. В 25. А 30. А
                      31. А

Ориентация на взаимодействие и сотрудничество

1. В 6. С 11. С 16. В 21. В 26. С
2. С 7. В 12. С 17. А 22. В 27. А
3. С 8. С 13. В 18. В 23. С 28. В
4. А 9. С 14. А 19. В 24. В 29. А
5. В 10. А 15. В 20. А 25. С 30. В
                      31. С

Маргинальная ориентация

1. С 6. А 11. А 16. С 21. С 26. В
2. В 7. С 12. В 17. В 22. С 27. С
3. В 8. А 13. А 18. С 23. В 28. С
4. С 9. А 14. В 19. А 24. С 29. С
5. С 10. В 15. С 20. С 25. В 30. С
                      31. В

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл, а не совпадающие – 0 баллов. В соответствии с этим, подсчитывается общее количество баллов по каждой из трех шкал. О доминировании той или иной личностной направленности можно судить по наибольшему количеству балов в одной из трех шкал. Об уровне сформированности каждого вида направленности можно исходить из следующих показателей:

24 балла и выше – высокий уровень;

14–23 балла – средний уровень;

13 баллов и менее –низкий уровень.

Ориентация на личные (эгоистические интересы) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп, чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обуславливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации.

Ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Как правило, высокий уровень данной шкалы соответствует оптимальной социализации и адаптации.

Маргинальная ориентация выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.

Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов и др.)

НАЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ: Данная методика предназначена для определения базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений. их диагностика может осуществляться как в формах самооценки. Экспертных оценках или в их сочетаниях.

ИНСТРУКЦИЯ: Черты характера оцениваются по пятибалльной системе. В данной схеме оценки обозначаются «5», «4», «3», «2», «1».

В графе напротив соответствующей оценки, которую дает сам испытуемый или эксперт, ставится крестик. Баллы соответствуют следующим уровням проявления данной черты:

5 – черта проявляется зримо, характерно, ярко выражено, типично для личности, проявляется постоянно.

4 – чаще проявляется, чем не проявляется.

3 – не выражена достаточно определенно, как правило, не проявляется.

2 – противоположная черта личности проявляется чаще, чем данная. Эта противоположная черта выражена заметнее.

1 – ярко выражена противоположная черта, она проявляется активно, зримо, типично.

Кроме этого, желательно охарактеризовать оцениваемое качество изучаемой личности и с точки зрения не только того, в какой степени обладает этим качеством данная личность, но и старается ли она это качество активно «навязать» другим. В графе «а» ставится крестик (+), если характеризуемая личность активно переносит это свое качество на других, знаком минус (-), оценивается тогда, когда это качество не переносится на других и является сугубо личным свойством, и наконец, знаком равенства (=) обозначается тот случай, когда не выражено ни то. Ни другое. В графе «б» отмечаются изменения данного качества, которые произошли за последнее время: усиление этого качества отмечается знаком плюс (+), ослабление – знаком минус (-), а знаком равенства (=) обозначается отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и «-». В графе «в» отмечается тенденция к изменению этого качества в дальнейшем: тенденция усиления обозначается «+», ослабления «-», а знаком равенства «=« обозначается отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и в сторону «-».

  А. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
    а б В
1. Принципиальность или беспринципность                
2. Коллективизм или индивидуализм                
3. Правдивость или лживость                
4. Общественная или эгоистическая направленность                
5. Трудолюбие или леность                
6. Бескорыстие или корыстолюбие                
7. Скромность или нескромность                
8. Справедливость или несправедливость в отношении: А) к сверстникам                
  Б) к младшим                
  В) к страшим                
9. Отзывчивость или черствость                
10. Прямота или лицемерие                
  Общий балл (∑)                
  Средний балл (М) М = ∑/n (n – количество качеств)                
Б. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
1. Наблюдательность или ненаблюдательность                
2. Практическая направленность ума, умение применять знания к практическим задачам или непрактичность ума при наличии знаний                
3. Любознательный или нелюбознательный                
В. ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
1. Уверенность или неуверенность в своих силах и возможностях                
2. Дисциплинированность или недисциплинированность                
3. Осознанная дисциплинированность или простое послушание                
4. Инициативность (предприимчивость) или только исполнительность                
5. Личная организованность или неорганизованность                
6. Самостоятельность или внушаемость                
7. Собранность или несобранность («разболтанность»)                
8. Самообладание, выдержка или невыдержанность                
9. Смелость или трусость                
10. Настойчивость в достижении поставленных целей или неспособность доводить начатое дело до конца                
11. Настойчивость или упрямство                
12. Личная активность или пассивность                
  Общий балл (∑)                
  Средний балл (М) М = ∑/n (n – количество качеств)                
Г. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
1. Веселость или угрюмость                
2. Смешливость или плаксивость                
3. Бодрость или вялость                
4. Раздражительность или невозмутимость                
  Общий балл (∑)                
  Средний балл (М) М = ∑/n (n – количество качеств)                
Д. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Добросовестность или недобросовестность в отношении: А) к трудовой деятельности                
  Б) к учебной деятельности                
  В) к игровой деятельности                
  Г) к общественной деятельности                  
  Д) к спортивной деятельности                
2. Работоспособность или неработоспособность                
  Общий балл (∑)                
  Средний балл (М) М = ∑/n (n – количество качеств)                
Е. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ
1. Коллективизм или индивидуализм                
2. Замкнутость или общительность                
3. Тактичность или бестактность                
4. Чуткость или черствость                
  Общий балл (∑)                
  Средний балл (М) М = ∑/n (n – количество качеств)                
Ж. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ
1. Критическое отношение к своим силам или излишняя самоуверенность                
2. Уверенность или неуверенность                
3. Требовательность или нетребовательность к себе                
4. Самокритичность или несамокритичность                
  Общий балл (∑)                
  Средний балл (М) М = ∑/n (n – количество качеств)                

Наши рекомендации