Обработка и интерпретация результатов. Обработка производится с помощью ключа:
Обработка производится с помощью ключа:
Ключ
Ориентация на личные (эгоистические интересы).
1. | А | 6. | В | 11. | В | 16. | А | 21. | А | 26. | А |
2. | А | 7. | А | 12. | А | 17. | С | 22. | А | 27. | В |
3. | А | 8. | В | 13. | С | 18. | А | 23. | А | 28. | А |
4. | В | 9. | В | 14. | С | 19. | С | 24. | А | 29. | В |
5. | А | 10. | С | 15. | А | 20. | В | 25. | А | 30. | А |
31. | А |
Ориентация на взаимодействие и сотрудничество
1. | В | 6. | С | 11. | С | 16. | В | 21. | В | 26. | С |
2. | С | 7. | В | 12. | С | 17. | А | 22. | В | 27. | А |
3. | С | 8. | С | 13. | В | 18. | В | 23. | С | 28. | В |
4. | А | 9. | С | 14. | А | 19. | В | 24. | В | 29. | А |
5. | В | 10. | А | 15. | В | 20. | А | 25. | С | 30. | В |
31. | С |
Маргинальная ориентация
1. | С | 6. | А | 11. | А | 16. | С | 21. | С | 26. | В |
2. | В | 7. | С | 12. | В | 17. | В | 22. | С | 27. | С |
3. | В | 8. | А | 13. | А | 18. | С | 23. | В | 28. | С |
4. | С | 9. | А | 14. | В | 19. | А | 24. | С | 29. | С |
5. | С | 10. | В | 15. | С | 20. | С | 25. | В | 30. | С |
31. | В |
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл, а не совпадающие – 0 баллов. В соответствии с этим, подсчитывается общее количество баллов по каждой из трех шкал. О доминировании той или иной личностной направленности можно судить по наибольшему количеству балов в одной из трех шкал. Об уровне сформированности каждого вида направленности можно исходить из следующих показателей:
24 балла и выше – высокий уровень;
14–23 балла – средний уровень;
13 баллов и менее –низкий уровень.
Ориентация на личные (эгоистические интересы) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп, чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обуславливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации.
Ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Как правило, высокий уровень данной шкалы соответствует оптимальной социализации и адаптации.
Маргинальная ориентация выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.
Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов и др.)
НАЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ: Данная методика предназначена для определения базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений. их диагностика может осуществляться как в формах самооценки. Экспертных оценках или в их сочетаниях.
ИНСТРУКЦИЯ: Черты характера оцениваются по пятибалльной системе. В данной схеме оценки обозначаются «5», «4», «3», «2», «1».
В графе напротив соответствующей оценки, которую дает сам испытуемый или эксперт, ставится крестик. Баллы соответствуют следующим уровням проявления данной черты:
5 – черта проявляется зримо, характерно, ярко выражено, типично для личности, проявляется постоянно.
4 – чаще проявляется, чем не проявляется.
3 – не выражена достаточно определенно, как правило, не проявляется.
2 – противоположная черта личности проявляется чаще, чем данная. Эта противоположная черта выражена заметнее.
1 – ярко выражена противоположная черта, она проявляется активно, зримо, типично.
Кроме этого, желательно охарактеризовать оцениваемое качество изучаемой личности и с точки зрения не только того, в какой степени обладает этим качеством данная личность, но и старается ли она это качество активно «навязать» другим. В графе «а» ставится крестик (+), если характеризуемая личность активно переносит это свое качество на других, знаком минус (-), оценивается тогда, когда это качество не переносится на других и является сугубо личным свойством, и наконец, знаком равенства (=) обозначается тот случай, когда не выражено ни то. Ни другое. В графе «б» отмечаются изменения данного качества, которые произошли за последнее время: усиление этого качества отмечается знаком плюс (+), ослабление – знаком минус (-), а знаком равенства (=) обозначается отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и «-». В графе «в» отмечается тенденция к изменению этого качества в дальнейшем: тенденция усиления обозначается «+», ослабления «-», а знаком равенства «=« обозначается отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и в сторону «-».
А. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ | |||||||||
а | б | В | |||||||
1. | Принципиальность или беспринципность | ||||||||
2. | Коллективизм или индивидуализм | ||||||||
3. | Правдивость или лживость | ||||||||
4. | Общественная или эгоистическая направленность | ||||||||
5. | Трудолюбие или леность | ||||||||
6. | Бескорыстие или корыстолюбие | ||||||||
7. | Скромность или нескромность | ||||||||
8. | Справедливость или несправедливость в отношении: А) к сверстникам | ||||||||
Б) к младшим | |||||||||
В) к страшим | |||||||||
9. | Отзывчивость или черствость | ||||||||
10. | Прямота или лицемерие | ||||||||
Общий балл (∑) | |||||||||
Средний балл (М) М = ∑/n (n – количество качеств) | |||||||||
Б. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА | |||||||||
1. | Наблюдательность или ненаблюдательность | ||||||||
2. | Практическая направленность ума, умение применять знания к практическим задачам или непрактичность ума при наличии знаний | ||||||||
3. | Любознательный или нелюбознательный | ||||||||
В. ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА | |||||||||
1. | Уверенность или неуверенность в своих силах и возможностях | ||||||||
2. | Дисциплинированность или недисциплинированность | ||||||||
3. | Осознанная дисциплинированность или простое послушание | ||||||||
4. | Инициативность (предприимчивость) или только исполнительность | ||||||||
5. | Личная организованность или неорганизованность | ||||||||
6. | Самостоятельность или внушаемость | ||||||||
7. | Собранность или несобранность («разболтанность») | ||||||||
8. | Самообладание, выдержка или невыдержанность | ||||||||
9. | Смелость или трусость | ||||||||
10. | Настойчивость в достижении поставленных целей или неспособность доводить начатое дело до конца | ||||||||
11. | Настойчивость или упрямство | ||||||||
12. | Личная активность или пассивность | ||||||||
Общий балл (∑) | |||||||||
Средний балл (М) М = ∑/n (n – количество качеств) | |||||||||
Г. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА | |||||||||
1. | Веселость или угрюмость | ||||||||
2. | Смешливость или плаксивость | ||||||||
3. | Бодрость или вялость | ||||||||
4. | Раздражительность или невозмутимость | ||||||||
Общий балл (∑) | |||||||||
Средний балл (М) М = ∑/n (n – количество качеств) | |||||||||
Д. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||||||
1. | Добросовестность или недобросовестность в отношении: А) к трудовой деятельности | ||||||||
Б) к учебной деятельности | |||||||||
В) к игровой деятельности | |||||||||
Г) к общественной деятельности | |||||||||
Д) к спортивной деятельности | |||||||||
2. | Работоспособность или неработоспособность | ||||||||
Общий балл (∑) | |||||||||
Средний балл (М) М = ∑/n (n – количество качеств) | |||||||||
Е. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ | |||||||||
1. | Коллективизм или индивидуализм | ||||||||
2. | Замкнутость или общительность | ||||||||
3. | Тактичность или бестактность | ||||||||
4. | Чуткость или черствость | ||||||||
Общий балл (∑) | |||||||||
Средний балл (М) М = ∑/n (n – количество качеств) | |||||||||
Ж. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ | |||||||||
1. | Критическое отношение к своим силам или излишняя самоуверенность | ||||||||
2. | Уверенность или неуверенность | ||||||||
3. | Требовательность или нетребовательность к себе | ||||||||
4. | Самокритичность или несамокритичность | ||||||||
Общий балл (∑) | |||||||||
Средний балл (М) М = ∑/n (n – количество качеств) |