Социально-психологические аспекты личности
Проблема личности представлена и рассматривается во многих науках, в том числе и в социальной психологии. Здесь личность рассматривается иначе, чем в общей психологии и социологии. Собственно социально-психологический аспект изучения личности заключается в том, чтобы, представляя личность как некоторого рода индивидуальность, вместе с тем подчеркнуть в ней и социальное начало. Соответственно, в социальной психологии относительно личности ставятся и решаются следующие вопросы.
• Каковы стороны личности, в которых выражается ее отношение к обществу и окружающим людям?
• Какое влияние на личность оказывает ее непосредственное социальное окружение, в частности – малые группы, в жизни и деятельности которых она принимает участие?
• Каким образом взаимодействуют между собой личность и малая группа?
• Что представляет собой социальное поведение человека как личности?
• Какова мотивация социального поведения личности?
По мнению Г. М. Андреевой, социальная психология опирается на то определение личности, которое имеется в общей психологии, но выясняет, каким образом личность формируется и развивается в различных социальных группах, каким образом реализуется (организуется) ее деятельность в разнообразных социальных группах.
Таким образом, основное внимание социальных психологов в изучении личности направлено на выяснение закономерностей, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальных группах.
Если рассматривать этот вопрос в контексте проблемы структуры личности, то важно отметить, что в социальной психологии представлены и изучаются те стороны личности, которые характеризуют социальные связи и отношения человека. Это, прежде всего, Я-концепция, социальные установки, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация и ряд других специальных явлений, характеризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми. Для социального психолога предметом изучения и профессионального внимания являются также самоэффективность, локус контроля, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление и др.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Понятие самоэффективность– один из терминов, используемых в современной социальной психологии личности и характеризующих так называемую Я-концепцию человека. Оно понимается как уверенность человека в том, что он компетентен, способен достичь высоких результатов в том или ином виде социальной деятельности. Данное качество отличается от чувства собственного достоинства или самоуважения, которые также входят в структуру Я-концепции личности.
Чувство собственного достоинства – это чувство удовлетворенности собой, гордости за себя.
Самоуважение – это положительное отношение человека к себе, принятие себя таким, какой есть, включая не только собственные достоинства, но и недостатки. Человек может низко оценивать свою самоэффективность, но, тем не менее, быть вполне довольным собой, иметь чувство собственного достоинства и с уважением относиться к себе.
2. Локус контролярассматривается как устойчивая личностная особенность человека, проявляющаяся в том, где он ищет и находит объяснение поведению людей: в них самих или вне их, в окружающей обстановке. По характеру локуса контроля людей как личностей делят на два типа: интерналов и экстерналов. Интерналами называют людей, у которых преобладает внутренний локус контроля, а экстерналами – тех, у кого доминирует внешний локус контроля.
3. Под самопрезентациейпонимают представление человеком себя другим людям или выбор человеком таких форм социального поведения, которые направлены на то, чтобы произвести впечатление на окружающих людей, сформировать у них определенное представление о себе (образ «Я» для других).
4. Самоуничижением (самоунижением) называется такое социальное поведение человека, когда он недооценивает, осуждает, унижает самого себя, представляя себя в невыгодном свете в глазах окружающих людей.
5. Самовосхвалениемназывается противоположная форма поведения, при которой человек переоценивает себя, представляет себя в глазах окружающих людей лучшим, чем он есть на самом деле.
Еще одно явление, относящееся к социальной психологии личности, получило название самомониторинга. Под ним понимается сознательное, целенаправленное изучение и выбор человеком способов представления себя как личности другим людям с целью произвести на них желательное впечатление.
Кроме описанных выше аспектов личности, выделяемых и изучаемых в социальной психологии, здесь сложилась и особая типология, в рамках которой выделяются: авторитарная, базовая, маргинальная, личность типа А, личность типа Б и некоторые другие.
Понятие авторитарная личность характеризует человека, который желает и активно стремится к созданию авторитарной социальной системы, а также того, кто требует послушания, строгой субординации во взаимоотношениях людей и призывает к поклонению авторитетам. Данное понятие, однако, не относится к людям, которые уже находятся у власти и по своей должности или социальному положению вынуждены в какие-то моменты времени вести себя авторитарно.
Понятие базовая личность представляет собой этнопсихологическую характеристику человека, выявляющую основной тип личности, формируемый культурой того или иного народа (этноса). Здесь речь идет о совокупности психологических свойств, которая делает человека максимально восприимчивым к освоению соответствующей культуры и порождает у него состояние удовлетворенности порядками, существующими в рамках данной культуры.
Маргинальной личностью называют человека, который по своей психологии и особенностям поведения находится между несколькими разными, несовместимыми или трудно совместимыми друг с другом культурами, но полностью не принадлежит ни к одной из них. В его личности, соответственно, причудливым и противоречивым образом сочетаются свойства и признаки, относящиеся к людям различных культур.
Личностью типа А называют такого человека, чей характер отличается чрезмерной активностью, стремлением к соревнованию, к конкуренции с другими людьми, нереальным чувством хода времени, неадекватными амбициями, отсутствием склонности к критическому самоанализу, тенденцией ориентироваться на количество, а не на качество выполненной работы и потребностью во внешнем контроле поведения.
Личность типа Б – это человек, чей характер, напротив, отличается легким и поверхностным подходом к жизни. В центре внимания такой личности находится качество, а не количество проделанной работы, у нее отсутствует склонность к конкуренции, к соревнованию с людьми, а также тенденция к самоанализу, самоконтролю или рефлексии.
Социальные установки
Одной из основных социально-психологических характеристик личности является ее социальная установка(social attitude – англ.), которая определяется как устойчивое отношение человека к людям, социальным группам, организациям, процессам и событиям, происходящим в обществе.
Объектами социальной установки могут быть: сам человек, окружающие его люди, группы людей, социальные процессы и события, предметы материальной или духовной культуры и т. п. Изучение социальной установки показало, что она представляет собой сложное явление, которое не только можно отнести к разряду психических состояний, но и рассматривать как психологическое свойство личности. Как состояние социальная установка выражает собой готовность человека к определенным социальным действиям, а как свойство – внутренне характеризует человека как личность.
В ходе изучения социальных установок были выделены и описаны три основные функции, которые они выполняют в обществе.
1. Познавательная функция проявляется в том, что установки (если они верные) позволяют человеку оперативно получать знания о социальных объектах до того, как эти объекты будут познаны. Эта функция социальной установки реализуется через ее когнитивную составляющую.
2. Выразительная функция проявляется в том, что социальные установки представляют человека как личность в его отношениях к людям и к обществу в целом. Данная функция в основном реализуется через эмоциональный компонент социальной установки.
3. Приспособительная функция состоит в том, что социальные установки, если они соответствуют реальному состоянию общества (социальной группы) и существующим в нем отношениям, позволяют индивиду адаптироваться в соответствующем обществе (в данной социальной группе). Соответствующая функция социальной установки реализуется в основном через ее поведенческий компонент.
Американский ученый К. Ховланд показал, что на социальные установки людей оказывают влияние три группы факторов, связанные, соответственно, с источником информации, направленной на изменение социальных установок, содержанием информации и аудиторией, которой эта информация адресована.
Социализация
Социализация в ее широком понимании определяется как процесс и результат усвоения человеком социального опыта.
Это также приобщение людей к достижениям человеческой цивилизации, усвоение и воспроизводство людьми человеческой культуры.
В более узком, специальном смысле слова под социализацией может пониматься следующее.
1. Процесс и результат освоения отдельно взятым человеком доступного и необходимого ему социального опыта.
2. В промышленной и организационной психологии социализация – это процесс, посредством которого новый член соответствующей организации адаптируется к нормам и ролям в данной организации.
В социальной психологии социализация– процесс вхождения индивида в социальную среду, его становление как личности через социальные влияния, а также приобщение индивида к системе социальных связей и отношений, словом – превращение человека из биологического существа в полноценного члена общества, в личность, хорошо адаптированную к нему.
Это двухсторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом в этих группах социального опыта и, в свою очередь, обогащение этого опыта за счет собственной социальной активности – общения и деятельности в этих группах. Традиционно выделяются три сферы, в которых реализуется процесс социализации:
1)деятельность;
2) общение;
3) самопознание.
Наряду с описанными выше сферами (аспектами или сторонами) социализации, выделяются и обсуждаются ее стадии. Данный вопрос пересекается с периодизацией психического развития человека, представленной в возрастной психологии. Но в социальной психологии делается акцент на социальных аспектах отношений человека с людьми и обществом.
Несомненно, главными периодами жизни, в которых происходит социализация человека, являются детство, отрочество и юность. Здесь периодизация возрастного развития в основном совпадает с периодами социализации. Что касается периодов социализации взрослого человека, то в их выделении и понимании среди ученых нет единства.
Один из подходов к решению данного вопроса заключается в выделении основных сфер в жизни общества и соответствующих им процессов освоения человеком тех видов деятельности, через которые он включается в эти сферы. Например, освоение человеком трудовой деятельности включает следующие стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Среди немногих теорий, представляющих и описывающих в социальной психологии процесс социализации, выделяется социально-когнитивная теория А. Бандуры. Здесь подчеркивается способность человека научаться путем наблюдения за поведением других людей и подражания им. При этом обучающийся человек имеет дело с когнитивными процессами или способностями, которые, наряду со стимулами (подкреплениями), оказывают влияние на процесс его научения.
А. Бандура установил, что большинство людей выбирают в качестве объектов для подражания людей своего пола и примерно такого же возраста, как они сами. Главное, по его мнению, заключается в том, что объектами подражания становятся для многих такие люди, которые успешнее, чем они сами, решают характерные для них проблемы. Кроме того, люди чаще подражают тем, кто занимает более высокое положение, и тем, с кем данный человек непосредственно контактирует. Дети, как правило, сначала подражают взрослым, а затем, взрослея, своим сверстникам, чье поведение приводит к достижению желанных целей.
Каузальная атрибуция
Каузальной атрибуциейназывается стремление людей найти объяснение тому, что происходит с ними и вокруг них.
Такие объяснения необходимы людям по разным причинам.
1. Когда человеку понятно то, что происходит с ним и вокруг него, он в состоянии управлять происходящим и, по мере возможности, избегать неприятных последствий, непредвиденных событий как для себя самого, так и для близких ему людей.
2. Человек в этом случае избавляется от чувства тревоги, связанного с непониманием происходящего.
3. Понимание происходящего позволяет человеку вести себя разумно в сложившейся ситуации, выбирать рациональный способ действий.
Один из вариантов теории каузальной атрибуции был предложен американским ученым Ф. Фидлером. В его трудах утверждается, что восприятие одним человеком поведения других людей в значительной степени зависит от того, в чем этот человек усматривает причины поведения воспринимаемых им людей.
Предполагается, что существует два основных вида каузальной атрибуции: интерналъная (внутренняя) и экстерналъная (внешняя). Первая – это приписывание причин поведения собственным психологическим свойствам и особенностям человека, а вторая – приписывание причин поведения человека внешним, не зависящим от него обстоятельствам.
Возможна также и комбинированная, интернально-экстернальная атрибуция.
Современная атрибутивная теория– это более широкое понятие, чем каузальная атрибуция. Она описывает и объясняет всевозможные атрибутивные процессы, то есть процессы приписывания чего-либо чему-либо или кому-либо, например определенных свойств – некоторому объекту.
Ф. Хайдер, автор другой известной теории каузальной атрибуции, пришел к выводу о том, что всевозможные объяснения людей разделяются на два варианта:
1) объяснения с ориентацией на внутренние, психологические или субъективные причины;
2) объяснения, в которых преобладают ссылки на внешние, не зависящие от людей обстоятельства.
Еще один специалист по теории и феноменологии каузальной атрибуции, Г. Келли, выделяет три основных фактора, которые влияют на выбор человеком способа внутреннего или внешнего объяснения происходящего:
1) постоянство поведения;
2) его зависимость от ситуации;
3) сходство поведения данного человека с поведением других людей.
В причинно-следственном объяснении собственного поведения и поведения других людей человек поступает по-разному. Точно так же по-разному человек объясняет и поведение тех людей, которые ему нравятся или не нравятся. Здесь действуют свои закономерности, которые, в частности, могут проявляться в следующем:
• если человек совершил хороший поступок, то он склонен объяснять его собственными достоинствами, а не влиянием ситуации;
• если совершенный человеком поступок плох, то он, напротив, больше склонен объяснять его воздействием ситуации, а не собственными недостатками.
Когда человеку приходится давать объяснение действиям других людей, то он, как правило, поступает следующим образом.
1. В случае, если хороший поступок совершил человек, который данному индивиду несимпатичен, такой поступок объясняется влиянием ситуации, а не личными достоинствами того человека, который его совершил.
2. Если хороший поступок совершил человек, который данному индивиду симпатичен, то он будет склонен объяснять его собственными достоинствами совершившего поступок человека.
3. Если плохой поступок совершен тем человеком, который данному индивиду антипатичен, то он объясняется личными недостатками совершившего его человека.
4. Если же плохой поступок совершен человеком, который оценивающему его индивиду симпатичен, то в данном случае такое действие объясняется ссылками на сложившуюся ситуацию, а не на недостатки совершившего его человека.
Еще одна распространенная ошибка каузальной атрибуции заключается в том, что человек, объясняя причины чего-либо, ищет и находит их именно там, где он их искал. Имеется в виду тот факт, что если человек определенным образом настроен, то этот настрой неизбежно проявится в том, каким образом он будет объяснять происходящее. К примеру, если, наблюдая за поведением человека, мы изначально настроены его оправдать, то обязательно найдем соответствующие оправдания; если же мы с самого начала настроены то же самое поведение осудить, то непременно осудим его.
Характерным образом это проявляется, например, в судопроизводстве, которое с давних времен ориентировано на наличие и исключение субъективности в человеческих суждениях и оценках. Однако прокурор всегда настроен против подсудимого. Он, соответственно, ищет и находит аргументы, направленные на то, чтобы его осудить. Защитник, наоборот, изначально настроен в пользу подсудимого, и он, соответственно, всегда ищет и находит веские аргументы для того, чтобы его оправдать. С психологической точки зрения эта практика представляет интерес потому, что в установках и действиях прокурора и защитника отчетливо проявляются описанные выше ошибки каузальной атрибуции.
Контрольные вопросы
1. Чем изучение личности в социальной психологии отличается от ее исследования в социологии и общей психологии?
2. Что называют самоэффективностью личности?
3. Каким образом социальные установки представляют личность?
4. В чем выражается самопрезентация личности?
5. Что такое самоуничижение и самовосхваление как социально-психологические аспекты феноменологии личности?
6. Что называют самомониторингом?
7. Какую личность обозначают как авторитарную?
8. Что такое базовая личность?
9. Какую личность в социальной психологии называют маргинальной?
10. Что представляет собой личность типа А? .
11. Как характеризуется личность типа Б?
12. Что такое локус контроля?
13. Кого называют интерналом или экстерналом?
14. Что такое социальная установка в ее современном понимании?
15. Каковы основные функции социальных установок?
16. Что такое социализация?
17. Что называют стадиями социализации?
18. Что такое каузальная атрибуция?
19. Чем отличается причинное объяснение людьми своего и чужого поведения?
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006. – С. 256-293.
2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб., 2004. – С. 149-250.
3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. – М., 2001. – С. 7-62, 136-260.
4. Глейпгман Г., Фридлунд А., РайсбергД. Основы психологии. – СПб., 2001.– С. 655-714.
5. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. – М., 2005. – С. 415-559.
6. Коростылева А. А. Психология самореализации личности: брачносемейные отношения. – СПб., 2000. – С. 7-123.
7. Лютова С. Н. Социальная психология личности (теория и практика).– М., 2002. – С. 5-11.
8. МайерсД. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 6-195, 434-483.
9. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.; Воронеж, 1995. С. 5-169.
10. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М., 2002. – С. 24-62.
11. Социальная психология личности / Под ред. В. А. Лабунскои. – М., 1999. – С. 14-58, 129-257, 288-339.
12. Фернхем А., Хейвен А. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001. – С. 15-67, 346-349.
13. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 2002. – С.153-272,396-509.