Профессиональное развитие персонала в организациях индустрии туризма
Для эффективного решения задач организации требуются пригодные для этого люди, которые должны развиваться и как работники, и как личности.
Развитие кадров должно стоять на первом плане, для чего необходимы поддержка способных к обучению работников, распространение знаний и передового опыта, обучение молодых квалифицированных сотрудников, осознание управленческим персоналом важности развития сотрудников; снижение текучести кадров.
Развитие персонала является одним из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и факторов успешной деятельности предприятия. Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников. Это охватывает, прежде всего:
– обучение, которое в форме общего и профессионального образования дает необходимые знания, навыки и опыт;
– повышение квалификации, задача которого – улучшение профессиональных знаний и навыков;
– переквалификацию, которая, по сути, дает второе образование.
Под переквалификациейпонимается любая профессиональная переориентация, целью которой предоставление возможности работникам освоить новую для них специальность.
Помимо внутрипроизводственного значения в развитии кадров, играют важную роль осуществление профессионального обучения; снятие финансового бремени с других образовательных учреждений; активизаций потенциальных возможностей работника; поднятие общеобразовательного уровня; воздействие на социальные структуры; укрепление духа творчества и соревновательности в коллективе.
Развитие персонала на предприятиях туризма должно представлять собой систему взаимосвязанных действий, элементами которой являются выработка стратегий, прогнозирование и планирование потребности в персонале той или иной квалификации, управление карьерой, профессиональным ростом, организация процесса адаптации, обучения, формирования корпоративной культуры.
Система развития персонала турфирмы должна состоять из следующего комплекса элементов, соответствующих повышению кадрового потенциала организации в соответствии с ее целями:
– элемент организационной структуры;
– элемент профессионального развития кадрового потенциала;
– элемент развития личного потенциала;
– информационные элементы.
Развитие персонала должно быть построено на четырех факторах: информированности, мотивации, поведении и знаниях сотрудников.
В литературе и в практической деятельности можно найти ряд толкований процесса профессионального развития персонала: продвижение кадров, их переподготовка и обучение, повышение квалификации, кадровый резерв, регулирование карьеры и т.п. Все это, так или иначе, связано с обучением, т.е. профессиональной подготовкой.
Профессиональная подготовка представляет собой целевое, конкретно направленное обучение, конечная цель которого – обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям предприятия.
Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты компании, капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении. Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.
Профессиональное обучение – важнейший компонент развития персонала. В зависимости от организационного оформления и целей обучения можно выделить два вида профессионального обучения:
– без конкретной специализации, то есть получение каких-либо общепрофессиональных знаний независимо от уровня квалификации обучающихся;
– с конкретной специализацией, когда, кроме основной профессии, предусматривается специализация по определенным направлениям и проблемам.
В зависимости от целей и задач обучения существует несколько устоявшихся и принятых во всем мире форм и методов обучения. Наиболее распространенными являются:
1. Обучение при приеме на работу руководителей и специалистов, впервые принятых на работу, проводится для изучения специфики деятельности предприятия, организации производства, экономики, технологии, социальных условий труда, техники безопасности и промышленной санитарии, экологических требований.
2. Ежегодное обучение для руководителей и специалистов проводится для ознакомления их с новой техникой и прогрессивными технологиями, эффективными приемами управления и анализа производства, инновациями на производстве и в сфере управления человеческими ресурсами.
3. Повышение квалификации должно проводиться на протяжении всей трудовой деятельности для обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков руководителей и специалистов в соответствии с постоянно возрастающими требованиями государственных образовательных стандартов и особенностями развития отрасли.
4. Стажировка – форма обучения, в процессе которого закрепляются на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки. Осуществляется также для изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка туристских работников организуется как в РФ, так и за рубежом.
5. Профессиональная переподготовка направлена на получение руководителями и специалистами дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
6. Переподготовка руководителей и специалистов проводится для получения ими второго образования по новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования.
Возможности профессионального развития должны быть предоставлены всем желающим, так как развитие повышает не только эффективность работы турфирмы, но и гибкость ее управления, улучшает психологический климат в коллективе, облегчает делегирование полномочий. Игнорирование фирмой потребностей в развитии персонала усиливает в организации текучесть кадров.