Понятие общения в психологии

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Методические указания

Составитель Д.О. Кашин

Томск 2016

Психология общения: методические указания / Сост. Д.О. Кашин. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2016. – 35 с.

Рецензент к.филос.н., доцент А.В. Платонова

Редактор д.ф.н., профессор В.Г. Ланкин

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения при подготовке к семинарским занятиям и для самостоятельного изучения темы при изучении курса психологии.

Печатаются по решению методического семинара кафедр общественных наук от, протокол № 8 от 8.09.2016 г.

с 1.10.201

до 1.10.2017

Оригинал макета подготовлен Д.О. Кашиным

Подписано в печать 1.10.2016

Формат 60х90/16. Бумага офсет. Таймс, печать офсет.

Уч.-изд. л. Тираж 50 экз. Заказ №

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.

Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15.


Оглавление

Введение4

Понятие общения в психологии

2. Виды и формы общения 5

3. Основные функции общения 13

Основные механизмы общения

5. Эмоциональный компонент общительности 19

6. Барьеры общения 26

Список рекомендуемой литературы34

Контрольные вопросы 35

Методические указания составлены для студентов всех направлений подготовки бакалавров и специалистов, изучающих дисциплину Б1.Б.2. – «Психология».

В указаниях даны общие представления о понятии общения в психологии, а также рекомендации по освоению теоретического материала и сведения, необходимые для выполнения практических заданий по теме.

Компетенции обучающегося, формируемые в процессе изучения данных методических указаний:

ОК-1 Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
ОК-2 Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
ОК-7 Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, умение намечать пути и выбрать средства развития достоинств и устранить недостатки.
ОК-9 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

В результате освоения данной темы обучающийся должен:

Знать:

1. Сущность проблемы общения в психологии.

2. Сложность и многогранность проблемы общения в психологии.

3. Основные теоретические подходы к проблемам общения.

Уметь:

1. Применять полученные знания в профессиональной и личной деятельности.

2. Различать основные виды общения.

3. Адекватно оценивать современное понимание понятия общения в психологии.

Владеть:

1. Основными теоретическими представлениями о состоянии проблемы общения в современной психологии.

2. Теоретическими знаниями об основных психологических концепциях общения.

3. Критическими навыками анализа психологических подходов к понятию общения.

ВВЕДЕНИЕ

Общение является одной из трех основных сфер жизнедеятельности человеческого общества наряду с трудовой деятельностью и познанием. Выступая необходимым элементом трудовой деятельности людей и реальным бытием их сознания. общение пронизывает всю материальную и духовную жизнь общества, организует и обеспечивает нормальное функционирование общест­венного организма. Иначе говоря, оно представляет собой одну из необходимых предпосылок существования человеческого общества. Впоследствии оно становится необходимой и существенной стороной любого вида человеческой деятельности. С развитием общества, материальной и духовной культуры общение превращается в самостоятельный вид человеческой деятельности, занимая важное место в жизни людей и удовлетворяя их все более усложняющиеся эмоционально-нравственные потребности.

Отношения общения имеют индивидуально-избирательный характер, зависят от субъективных стремлений личностей, выражают их волеизъявления, их личные привязанности, симпатии и антипатии.

В социально-психологическом плане общение представляет собой сложный и многогранный процесс. Прежде всего, оно выступает как информационный процесс, то есть как процесс передачи и восприятия информации участниками общения, причем не только словесной, но и эмоциональной. Общение – это и психологические отношения людей друг к другу, отношения привязанности, доверия, симпатии, антипатии. Это и эмоциональный контакт, который выражается в эмоциональном созвучии общающихся людей – сопереживании, сочувствии, соучастии. Общение – в то же время и акт волеизъявления; это выражается в стремлении участников общения воздействовать

друг на друга и проявляется в форме внушения, убеждения, просьбы, приказа и т. д. Общение – это и установление взаимопонимания между общающимися. Внутренней основой и необходимой предпосылкой взаимопонимания является возможность идентификации, взаимного уподобления общающихся людей друг другу, способность вообразить себя на месте другого. На этой основе вырастает сочувствие и соучастие. Можно говорить о высоком уровне взаимопонимания, для которого характерна адекватность взаимооценки и совпадение системы социальных и индивидуальных значений и о низком уровне взаимопонимания, когда системы социальных и индивидуальных значений у общающихся резко различны или нет совпадения в уровне взаимооценки. Взаимопонимание особенно необходимо в межличностном общении.

Таким образом, общение между людьми в социально-психологическом аспекте представляет собой сложное, комплексное явление. Начинаясь с психического контакта, общение перерастает в сложный психологический процесс взаимодействия, имеющий свои, психологические предпосылки и условия протекания, динамику развития и определенный результат. По своей сущности оно представляет собой конкретное осуществление социальной связи между людьми, как реальное проявление системы общественных отношений. Иначе говоря, общение, возникая на основе общественных отношений людей и являясь по своей сущности формой их реализации, практически, конкретно выступает как сложное психологическое взаимодействие, как своеобразный психологический процесс установления взаимосвязи между людьми. Содержание самого процесса общения объективно обусловлено основаниями и ситуацией общения и в то же время зависит от субъективных целей, желаний, представлений его участников. Характер и результаты общения также испытывают на себе влияние индивидуально-психологических свойств общающихся людей. Поэтому изучение общения между людьми не может вестись без учета объективного социального содержания его и в то же время предполагает анализ конкретных психологических характеристик его предмета, характера и результатов.

Исходя из всего сказанного, общение в социально-психологическом аспекте можно определить как процесс активного психологического взаимодействия, совершающийся посредством обмена мыслями и чувствами и являющийся способом реализации взаимосвязи людей в их социальной жизнедеятельности.

Понятие общения в психологии

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Общаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, по и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на выбранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.

Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни с чем сообщенным ему не разберется. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Единство общения и деятельности. Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, гранью совместной деятельности или общение и деятельность - это два самостоятельных, равноправных процесса?

В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как часть деятельности, как важнейшая ее информативная сторона, как коммуникация (общение первого рода).

Но, создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т.д.) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях (в том числе и в тех, с кем он коммунпцирует для достижения цели деятельности) и даже в себе как в другом.

Произведенный предмет (построенное здание, точная поэтическая строка, посаженное дерево, мастерски выточенная деталь, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) - это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой - средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет произведен для других людей. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается, общение как производство общего, равно принадлежащего и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает.

Отметим, что, к примеру в рабовладельческом обществе, в результате отчуждения результатов труда блокировалось и разрушалось общение как производство общего между людьми. Запечатлев в произведенном предмете свой труд, его создатель не мог надеяться, что он тем самым продолжает себя в тех, кому он предназначен, потому что предъявлял себя другим через этот предмет не он сам, а его хозяин. Общение, взаимопонимание, взаимоуважение людей, таким образом, изначально подрывалось.

Общение как продолжение себя в другом есть уже общение второго рода. Если общение первого рода (общение как коммуникация) выступило как сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной своем стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно значимого предмета. Здесь зависимость перевертывается, и уже деятельность выступает как часть, необходимая предпосылка общения.

Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой - общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.

Общение и язык. Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде всего является язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.

Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить на одном языке. Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они не могут добиться взаимопонимания и успеха совместной деятельности. Библейская легенда о строительстве вавилонской башни, сорвавшемся вследствие неожиданного смешения языков строителей, отражает факт невозможности взаимодействия при блокировании процессов кодификации и декодификации, так как говорящие на разных языках люди не могут договориться друг с другом, что делает совместную деятельность неосуществимой. Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.), известны участвующим в общении лицам.

Значение - это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего освоение окружающей действительности. Подобно тому, как орудие опосредствует трудовую деятельность людей, знаки опосредствуют их познавательную деятельность и общение.

Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта.

Язык как средство накопления и передачи общественного опыта возник в процессе труда и начал развиваться еще на заре доклассового общества. Для передачи друг другу существенно значимой информации люди стали пользоваться членораздельными звуками, за которыми закреплялись определенные значения.

Пользоваться членораздельными звуками для общения было удобно, особенно в тех случаях, когда руки были заняты предметами и орудиями труда, а глаза обращены на них. Передача мыслей посредством звуков была удобна и на значительном расстоянии между общающимися, так же как в темноте, в тумане, в зарослях.

Благодаря общению с помощью языка отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей, - происходит обмен мыслями, передача информации.

В общении человек постоянно учится отделять существенное от несущественного, необходимое от случайного, переходить от образов единичных предметов к устойчивому отражению их общих свойств в значении слов, в котором закрепляются существенные признаки, присущие целому классу предметов и тем самым относящиеся и к конкретному предмету, о котором идет речь. Говоря «газета», мы имеем в виду не только тот газетный лист, который держим в руках, но тем самым указываем, к какому классу предметов относится данный предмет, принимая во внимание его отличие от другой печатной продукции, и т.д.

Слова имеют определенное значение, т.е. некую отнесенность к предметному миру. Когда преподаватель использует то пли иное слово, то и он, и его слушатели обычно имеют в виду одно и то же явление и у них не возникнет недоразумение. Система значений развивается и обобщается на протяжении всей жизни человека, и ее целенаправленное формирование - центральное звено образования.

Основные функции общения

Природой, сущностью общения обусловлены и его основные функции. Первой и главной функцией общения является информационная функция. Она вытекает из сущности общения как сообщения, взаимной передачи и восприятия информации, причем передается и воспринимается и мысль, и переживание, чувство, и волеизъявление, то есть стремление, пожелание, приказ, просьба.

Второй, не менее важной является функция объединения людей. Предпосылкой общения людей является коллективная, целесообразная, определенным образом организованная деятельность, общественный труд. Трудовая деятельность в ее различных исторически-конкретных формах существования — решающий интегри­рующий фактор: совместная социальная деятельность людей предполагает их объединение. Лишь на основе общественного труда возникает действительное, устойчивое, целостное объединение людей, которое является основной сферой жизнедеятельности человека, обеспечивающей его существование и индивидуальное развитие. Общение возникает из потребности коллективной деятельности, необходимости координации и согласованности действий и выполняет функцию объединения. Однако эта важнейшая функция человеческого общения является достаточно сложной и социально дифференцированной. Она включает в себя два взаимно отрицающих и взаимно предполагающих друг друга процесса — уподобление и обособление. В процессе общения на основе имеющейся системы разделения труда и структуры общественных отношений происходит все более тесное сплочение (уподобление) одних общностей (классов, групп, коллективов), в психологическом плане — формирование понятия «МЫ», ощущения принадлежности к единому коллективу и одновременное их обособление, отграничение от других социальных групп. Процесс общения предполагает не только элемент общности, но и обособления. Нельзя рассматривать акт обособления как нечто, находящееся за пределами человеческого общения. Уподобление и обособление являются различными сторонами единого процесса общения и существуют в органической взаимосвязи, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Третьей функцией общения является функция социализации, развития личности человека. Нельзя не согласиться с А. Н. Леонтьевым в том, что общение — «необходимое и специфическое условие развития человека в обществе», осуществляемого в форме совместной деятельности или в форме речевого общения или даже мысленного.

С момента рождения человека удовлетворение всех его потребностей и желаний долгое время полностью зависит от тех людей, которые его окружают. С течением времени, вступая во взаимоотношения с физической средой, с миром предметов, ребенок осуществляет это также через посредство окружающих людей. Развитие его психической жизни и реакций в своих истоках опять-таки имеет форму человеческих отношений.

Если в раннем возрасте тесный и непрерывный контакт со взрослыми — необходимое условие для нормального психо-физиологического и умственного развития ребенка, то в последующей истории развития личности человека его общение с окружающими людьми — это естественная предпосылка и условие его социализации и нормального функционирования как члена определенного общества. Достижения исторического развития не просто даны человеку в объективных явлениях материальной и духовной культуры, а лишь заданы в них. Чтобы овладеть этими достижениями, чтобы сделать их своими, «органами своей индивидуальности», человек должен вступать в отношения с явлениями окружающего мира через других людей, в процессе общения с ними. В этом процессе человек и научается адекватной деятельности и только так осваивает богатства человеческой культуры и сам приобщается к ним. Иначе невозможна была бы преемственность исторического развития, прогресс истории.

Общение людей — то необходимое условие общественного развития, которое не просто передает, сообщает информацию, но через посредство которого человек приобщается к продуктам общественного труда, духовной культуры, сам очеловечивается, научается специфическим человеческим процессам и способам психической жизни и деятельности: способности логически мыслить, способности радоваться, сопереживать специфически человеческим эмоциям т. д. И если верно то, что труд создал человека, то также верно и то, что решающая роль трудовой деятельности для формирования личности человека опосредована формами человеческого общения.

И, наконец, следующая функция общения — это регулирование общественным поведением людей. Социально-психологическая сущность общения заключается во взаимовлиянии и вытекающем отсюда воздействии общающихся друг на друга, результатом чего является соответствующее изменение в поведении людей. Смысл человеческого общения состоит в обмене информацией о скрытых от поверхностного взгляда мотивах и побуждениях человеческого поведения, о состоянии взаимоотношений между людьми в той или иной сфере социальной практики. Потребность в новой информации важна, в свою очередь, как механизм корректировки человеком своего поведения в социальной среде по принципу прямой и обратной связи.

Виды и формы общения

Вербальная коммуникация. Речь. Речь - это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значении (так называемая дактилология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов).

Речь бывает письменная и устная, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Сплошь и рядом в семейной обстановке педагог строит диалог совсем не так, как в классе при общении с учениками. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, он не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность устной речи - монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т.п. Монологическая речь сложна в композиционном отношении, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Ее развернутые формы в онтогенезе по сравнению с диалогической речью развиваются позднее, и поэтому формирование ее у учащихся представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседо­вать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с ясным сообщением (докладом, публич­ным выступлением и т.п.). В немалой степени это следствие недостаточного внимания учителей школы к работе по формированию у учащихся монологической речи.

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв.

Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов. Письмо и чтение, развитие которых является важнейшей задачей школы, начиная с первых дней обучения ребенка, раздвигает его умственные горизонты и является важнейшим средством приобретения и сообщения знаний. Письменная речь заставляет добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей. Нередко записать что-либо значит хорошо уяснить это и запомнить.

Механизм речи. Речь своей физиологической основой имеет деятельность слухового и двигательного анализаторов. В коре мозга замыкаются временные связи между различными раздражениями со стороны внешнего мира и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов. Речь функционирует на основе второй сигнальной системы. Слово, по словам И.П.Павлова, это «сигнал сигналов». Слова, сигнализируя сигналы первой сигнальной системы, всевозможные впечатления, существующие в виде образов мира, могут вызывать те же действия, что и непосредственные раздражители. Слова и их сочетания всегда представляют собой результат отвлечения и обобщения. Сложный процесс вербального общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его механизмов.

Первым этапом является программирование речи - построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная.

Второй этап - построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих.

Наконец (третий этап) осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Таким образом, развертывается процесс «говорения», в ходе которого коммунитор кодирует информацию, подлежащую передаче.

В процессе слушания собеседник (реципиент) декодирует полученную информацию, что, в свою очередь, представляет собой поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание того, что хотел сказать коммуникатор. Правильность понимания слушающим того, что ему было сообщено, становится для коммуникатора очевидным, лишь когда реципиент сам превращается в коммуникатора (смена коммуникативных ролей) и своим высказыванием дает знать, что он принял и понял сообщенное. В диалогическом общении коммуникативные роли попеременно меняются, в результате чего постепенно складывается взаимопонимание, оказывается возможным согласование действий и поведения общающихся, без чего было бы невозможно достичь результата в совместной деятельности.

Функционирование процессов кодирования и декодирования речевых высказываний оказывается возможным при сохранности мозговых центров и систем, обеспечивающих успешность вербального общения. Если возникают нарушения в работе этих систем, у человека появляются различные расстройства речи - афазии. В одних случаях оказывается невозможным построение фразы, но понимание речи сохраняется, в других - нарушается членораздельность речи (возникает дезартрия), хотя слова больной подбирает правильно, в третьих - утрачивается возможность восприятия речевого высказывания при сохранении возможности высказаться и т.д.

Уже в середине XIX века двумя учеными были открыты участки мозга, при нарушении работы которых наблюдаются расстройства речи. Так, П. Брока выяснил, что при поражении задней трети нижней лобной извилины левого полушария у больных появляются нарушения произношения слов. Позднее К. Вернике описал случаи нарушения понимания слов в результате поражения задней трети верхней височной извилины левого полушария. Эти участки мозговой ткани были обозначены как центры моторной речи (центр Брока) и понимания речи (центр Вернике). Однако в дальнейшем, благодаря работам психофизиологов (А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин и др.), стало очевидным, что физиологической основой речи является не столько деятельность изолированных участков мозга (центров речи), сколько сложная организация деятельности мозга как единого целого. Таким образом, сложилось представление о динамической (т.е. не строго анатомической, а подвижном) локализ ации речевых функций, имеющее исключительно важное значение для коррекции расстройств речи в связи с использованием широких компенсаторных возможностей центральной нервной системы.

Невербальная коммуникация. Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию. Средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова. Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.

Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.

В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Коммуникативный характер, который приобретает у детей плач, хорошо передает их нередко встречающееся предупреждение «Я не тебе плачу, а маме!»

Существенно важное значение для усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, четко показывает отношение коммуникатора к реципиенту. В некоторых видах обучения (в частности, при обучении «говорению» на иностранных языках) преподаватель предпочитает размещать учеников не «в затылок друг другу», как это принято в классе, а по кругу, лицом друг к другу, что существенно повышает коммуникабельность общающихся и интенсифицирует приобретение навыков общения на иностранном языке.

К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с помощью которых коммуникатор информирует о чем-то значимом для пего возможных реципиентов. Траурная лента (черная в России и на Западе, белая в Китае) сообщает о постигшей человека потери. Звездочки и просветы на погонах - о высоком воинском звании, татуировка - о месте, которое в воровской иерархии занимает или занимал правонарушитель.

Социальное бытие человека включает не только отношение к природному и созданному человеком миру, но и к людям, с которыми этот человек вступает в прямые или опосредованные контакты. В своем индивидуальном развитии человек овладевает тем, что создано человечеством, посредством не только деятельности, но и общения с другими людьми.

Общение выступает как специфическая форма взаимодействия субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностями индивидов, в которых фиксируются идеи, интересы, чувства, установки, приемы, результаты, Общение охватывает особый класс отношений между субъектами, где обнаруживаются содействие или противодействие, согласие или противоречие, сопереживание или эмоциональная глухота. Общение между людьми может происходить в разных формах, из которых явно выделяются три.

Анонимное общение — это взаимодействие между незнакомыми или же несвязанными личными отношениями людьми. Это могут быть временные связи между субъектами, в которых они выступают как граждане, жители одного микрорайона, пассажиры транспорта, зрители одного зала. Они встречаются, вступают в контакты друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимными.

Функционально-ролевое общение предполагает связи между его участниками, выполняющими определенные социальные роли на временных отрезках различной длительности. Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач — больной, руководитель — подчиненный, лектор — слушатель, педагог — учащийся. В основном функционально-ролевое общение обусловлено должностными позициями его участников. Так, на производстве мастер выполняет распоряжения начальника цеха и исполняет социальную роль подчиненного, а вернувшись домой, в отношениях отец — дети он же занимает ведущую позицию.

Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений. Это, например, общение между друзьями. Его особенностью является избирательность в отношении партнера.

Различают общение первого и второго рода. В совместной деятельности человек устанавливает двусторонний контакт с другими людьми: передает информацию, получает ее от партнера, добивается взаимопонимания. Это общение первого рода, выступающее как коммуникация, как сторона совместной деятельности.

Человек не ограничивается в совместной деятельности лишь установлением контактов. Произведя материальный или идеальный продукт (построенное здание, взращенное растение, высказанная мысль, сочиненная и спетая песня), человек через него передает свою индивидуальность другим людям, закрепляет и продолжает себя в других людях. Этим продуктом опосредуются отношения между людьми, возникает общение как производство общего, в равной степени принадлежащего и тем, кто производит, и тем, кто этот продукт потребляет. Здесь уже сама совместная деятельность является стороной общения. Общение как продолжение себя в других есть общение второго рода. Таким образом, общение — часть деятельности, а деятельность — часть общения. Во всех случаях они образуют единство.

Наши рекомендации