Методика оценки уровня притязаний (Ф. Хоппе)
Предмет диагностики:
- в терминах рубрикатора: мотивационная сфера личности;
- в терминах автора методики: уровень притязаний и его динамика.
Сопряженные практические задачи: произвести оценку уровня притязаний испытуемого и выявить его динамику в экспериментальной ситуации как характеристики мотивации достижения; учет этих показателей в индивидуальной консультации для планирования определенных корригирующих воздействий на личность и т.д.
Комплектность, состав методики: стимульный материал: 10 заданий возрастающей степени трудности; инструкции по проведению и интерпретации: исследованию динамики уровня притязаний должно предшествовать установление контакта с испытуемым; исследование занимает от 10 до 15 минут.
Оборудование:1) секундомер или часы с секундомером;
2)Комплекты карточек (по 10 в каждом комплекте) по числу испытуемых на рабочем месте.
Под уровнем притязаний понимают целевую установку субъекта по отношению к известной, более или менее освоенной и снова решаемой им задаче.
Уровень притязаний обычно оценивается с помощью эксперимента по следующей схеме: совокупность однотипных заданий ранжируется по степени трудности и испытуемым предлагается последовательно выбирать для выполнения определенное (часто фиксированное количество) этих заданий любых степеней трудности. Об уровне притязаний человека судят по средней степени трудности выбранных им заданий.
В любой деятельности независимо от ее специфики, у каждого человека будет формироваться характерный для него уровень притязаний. В многочисленных исследованиях установлено, что после успеха уровень притязаний, как правило, повышается, а после неудачи – снижается. Переживание успеха и неудачи в основном связаны с задачами средней трудности. Вместе с тем. Чем степень трудности решенной задачи выше имеющегося уровня достижения, тем сильнее переживается успех, и наоборот, чем ниже достигнутая испытуемым степень трудности заданий по сравнению с уровнем притязаний, тем сильнее ощущается неудача. Это сочетается с тенденцией к возрастанию уровня притязаний при постепенном росте уровня достижений в повторном выполнении заданий. Разница между последним достижением и базирующимся на нем уровне притязаний к очередному выполнению для каждого индивида в известной степени постоянна. Она (разница) может быть позитивной или негативной, т.е. уровень притязаний всегда или несколько выше (иногда значительно) уже имеющегося уровня достижений, или несколько ниже. Тенденция повышения уровня притязаний позднее превратилась в понятие мотива достижения, определяемого Х. Хекхаузеном как «стремление повышать свои способности и умения или поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными, так что их выполнение может удаться, либо, не удаться».
Таблица 1 – Изменение силы мотивации («+» - усиление или «-» - ослабление) у разных групп испытуемых (по Х.Хекхаузену)
Смещение вероятности успеха после: | Мотивированные на успех | Мотивированные на избегание | ||
Задача | ||||
легкая | трудная | легкая | трудная | |
Успеха | - | + | + | - |
неудачи | + | - | - | + |
Стимульный материал: размер карточек 7х12 см, на одной стороне которых четко обозначены цифры от 1 до 10, на другой – написано задание.
Вариант 1 (общеобразовательные задания):
1. три слова на букву «Т».
2. Название четырех животных на букву «Л».
3. Пять полных имен на букву «Д».
4. Расшифровать общепринятые сокращения: АПН, СЭВ, НТР, МВД, ТАСС, ДОСААФ.
5. Шесть предметов одежды на букву «Т».
6. Фамилии пяти известных киноактеров на букву «М».
7. Семь государств, начинающихся с буквы «И».
8. Фамилия восьми президентов США.
9. Все зодиакальные созвездия.
10. Фамилия пяти известных западноевропейских художников на букву «Р».
Вариант 2 (общеобразовательные задания):
1. Три слова на букву «Н».
2. Название четырех фруктов на букву «А».
3. Шесть имен на букву «П».
4. Название шести государств на букву «И».
5. Двадцать слов на букву «С».
6. Все материки на букву «А».
7. Название пяти государств на букву «М».
8. Название пяти фильмов на букву «М».
9. Фамилия пяти известных русских художников на букву «К».
10. Фамилии пяти известных русских композиторов (писателей) на букву «К».
Испытуемому предлагается 10 карточек с заданиями, степень трудности которых соответствует порядковому номеру: чем выше номер карточки, тем сложнее задания. Для ответа на поставленные вопросы (решения задачи) ориентировочно требуется время (Т), соответствующее сложности задачи и оцениваемое по следующей формуле:
T=10*N (сек),
Где N – порядковый номер карточки (степень трудности задания).
Так, например, на выполнение карточки под номером 1 (степень трудности 1) отводится 10 сек, а на выполнение заданий карточки под номером 7 (степень трудности 7) испытуемому отводится 70 сек (или 1 мин 10 сек). В течении эксперимента испытуемый должен сделать 5 выборов заданий.
Инструкция испытуемому: «Перед Вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности задания; чем больше порядковый номер, тем труднее задание. Выбор задания осуществляется самостоятельно. Всего нужно сделать 5 таких выборов заданий. Отвечать на них будете устно. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое Вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если не уложитесь в отведенное время, я буду считать, что задание Вами не выполнено».
После предъявления инструкции испытуемому необходимо предложить выбрать себе первую задачу. По выполнении этой задачи (и каждой последующей) экспериментатор во всех случаях говорит испытуемому: «Теперь берите задачу какой хотите степени трудности». При этом фиксируется время решения задачи и после каждой задачи оценивается ответ испытуемого: «Эту задачу Вы выполнили в срок, ставлю Вам «плюс» или «Вы не уложились во времени, ставлю Вам «минус». Только если после оценки экспериментатора испытуемый должен выбрать очередное задание.
Экспериментатор может по своему усмотрению увеличить или уменьшить отведенное на выполнение задания время и таким образом произвольно вызывать у испытуемого переживание удачи или неудачи. В течении эксперимента экспериментатор следит за самостоятельностью выполнения заданий испытуемым, контролирует в целом ход эксперимента.
Обязанности протоколиста: протоколист получает карточки у экспериментатора, раскладывает их так, чтобы были видны их номера, фиксирует последовательность перехода от одной карточки к другой, успешность выполнения заданий. Полученные данные заносит в заранее заготовленную таблицу (см. таблицу 2), причем знаком «+» отмечаются успешно выполненные задачи, знаком «-» - неуспешно выполненные. При необходимости протоколист записывает ответы испытуемых.
Обработка данных:
1. В качестве оценки уровня притязаний (УП) используется суммарное количество выбранных очков. Просуммировав порядковые номера выбранных карточек (степени трудности выбранных заданий). Необходимо оценить уровень притязаний личности. Ориентировочно можно считать, что:
низкому УП соответствует сумма баллов, меньше 23;
среднему УП – от 24 до 31 балла;
высокому УП – больше 32 баллов.
2. По данным таблицы необходимо на каждого испытуемого построить график динамики уровня притязаний в ходе эксперимента (см.рисунок 2). На график отмечается как номер карточки ( степень трудности), которую выбрал испытуемый, так и результат выполнения задания («+» или «-»).
Таблица 2 – Результаты выполнения работы (образец)
№ п/п | ФИО испытуемого | Номер выбора (п/п) | Номер выбираемой задачи | Оценка выполнения («+» или «-») |
Иванов Сергей Дмитриевич | + + - - + | |||
Петрова Дина Алексеевна | ||||
и т.п. |
10.Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Cоциометрия»
Назначение и содержание.Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках. Метод разработан Дж. Морено, который и ввел термин «социометрия», означающий измерение межличностных взаимоотношений в группе. В настоящее время этот метод имеет много модификаций. Внедрение его в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л.Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.
Оснащение: бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица, ручка.
Обследованию может подвергнуться группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометрического выбора. Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).
В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.
Перед началом опроса инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно, выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Инструкция:«При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Методические указания. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
а) количество выборов ограничивается 3-5;
б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов - третий.
Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение: за отрицательный выбор.