Понятие и виды самопрезентации
Тема 3. Самопрезентация.
План.
Понятие и виды самопрезентации.
Аспекты самопрезентации.
3. Искусство самопрезентации: основополагающие факторы.
Понятие и виды самопрезентации.
3.1.1. Самопрезентация - это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее. Важно, что самопрезентация происходит всегда, независимо от того, насколько оратор себе ее представляет и как к ней относится. Самопрезентация бывает «природная» и «искусственная»: в первом случае речь идет о привычной манере поведения и подаче себя, во втором – о создании определенного образа в контексте. В этом случае самопрезентация является демонстрацией желаемой формы социального поведения. Главное, на что человек нацелен, - это получение определенного вида власти.
А) Согласно американским исследователям феномена самопрезентации Дж. Тедеши и М. Риес, существует пять стратегий самопрезентации, направленных на получение определенного вида власти:
1. Стараться понравится. Такая стратегия обязывает окружающих быть любезными, доброжелательными к субъекту, таким образом достигается власть обаяния.
2. Самореклама, или самопродвижение человеком своей компетентности, дает власть эксперта.
3. Запугивание – демонстрация силы; обязывает окружающих подчиниться, таким образом достигается власть страха.
4. Пояснение примером – демонстрация духовного превосходства, которой достигается власть наставника.
5. Мольба – демонстрация слабости, дает власть сострадания.
Б) Еще одно исследование феномена самопрезентации представлено именами Р. Аккина и А. Шутца. Они рассматривают самопрезентацию как «поведенческую реализацию мотивации достижения или избегания неудач».
Существует два вида самопрезентации:
1) Приобретающая самопрезентация. Человек осознанно выстраивает свое поведение для решения поставленных им самим целей. Возможности он видит вне себя через адекватный выбор роле и задач.
2) Защитная самопрезентация. Человеком движет мотивация избегания неудач. Цель выбирается либо слишком легкая, либо непомерно сложная. Причина выбора в неосознанности мотива.
В) И. Гоффман рассматривал самопрезентацию как «театральный акт». «…Когда человек предстает перед лицом других, окружающие обычно стремятся собрать информацию о нем или строят свое поведение на основе той информации, которой уже владеют. /…/ Информация о человеке помогает определить характер ситуации, позволяет понять, что человек ожидает от окружающих и чего они могут ожидать от него. Поняв это, окружающие будут знать, как лучше себя вести, чтобы в дальнейшем вызвать желаемую реакцию».
Г) В отечественных исследованиях самопрезентация рассматривается как процесс управления образами другого человека; процесс управления его восприятием через привлечение внимания; как правила делового общения.
Это субъект-объект ориентированный подход, когда для достижения своих целей человек использует любые средства. Главное – воздействие на образ себя, которые сформировался у другого человека. В дальнейшем самопрезентация раскладывается на правила и техники, которые используются для достижения этих целей.
Итак, самопрезентация складывается из трех составляющих:
1) тот, кто самопрезентуется
2) тот, кому самопрезентуются
3) то, что самопрезентуется
Вывод:
1) Самопрезентация – средство организации своего поведения;
2) Самопрезентация – форма социального поведения (демонстративное поведение);
3) Самопрезентация – средство подтверждения образа своего «Я» и поддержание самооценки;
4) Самопрезентация – средство самовыражения;
5) Самопрезентация – поведенческая реализация мотивации достижения или избегания неудач;
6) Самопрезентация – стремление к власти в межличностных отношениях;
7) Самопрезентация – управление восприятием через привлечение внимания;
8) Самопрезентация – правила делового общения.
Аспекты самопрезентации.
Понятие самопрезентации связывают с понятием «имидж» (образ). Имиджем можно назватьмнение, суждение, содержащее оценку и отношение. Имидж оратора важен, поскольку он формирует готовность слушателей действовать тем или иным образом.
Представьте, что происходит выступление двух ораторов перед аудиторией, главной целью которых является положительная реакция аудитории, аудитория должна совершить необходимые оратору действия - проголосовать, купить, прийти, принять решение, утвердить план и т.п. Первый оратор осуществляет следующую самопрезентацию: появляется перед аудиторией точно в условленное время, начинает минута в минуту, одет современно, в деловом стиле, владеет правильной русской речью, говорит доходчиво.
Другой оратор - опаздывает, на глазах аудитории пьет таблетки, выглядит неопрятно, притоптывает ногами, вертит в руках листы с текстом, редко смотрит в глаза слушателям, злоупотребляет словами-паразитами.
Очевидно, что первый оратор скорее вызовет интерес и доверие, чем второй.
В формирование ораторского имиджа также необходимо включить представление о законах привлекательности, т.е. о тех усилиях, которые затрачивает оратор для соответствия социально одобряемому типу внешности: оратор относится либо к привлекательным людям, и тогда переоцениваются все его невидимые качества, либо к непривлекательным, когда недооцениваются все его невидимые качества.
То есть в оформлении внешности важны не одежда, прическа, аксессуары сами по себе, а усилия, стремления, затраты оратора выглядеть социально одобряемым. В создании привлекательности особую роль играют хорошие манеры и ухоженность, владение речевым этикетом и общая культура мышления и поведения.
Не менее важен момент произведения первого впечатления на аудиторию.При этом впечатление на 60% зависит от того, как человек выглядит, на 35% – от того, как звучит его голос, и только на 5% – от того, что он говорит.
Аксиома публичного выступления гласит: у оратора никогда не будет второго случая произвести первое впечатление.Продумайте момент вашего появления: помните, что публика оценивает вас именно в первые минуты, поэтому любое движение и слово будут мгновенно восприняты, и только от вас зависит - положительно или отрицательно. Намного сложнее заинтересовать аудиторию после блеклого и неуверенного начала. Исследования показывают, что особую важность имеет впечатление, создающееся у человека в первые четыре минуты контакта. После их истечения он решает продолжить или прервать данный контакт. Научитесь использовать оказываемое вам внимание, которое не всегда означает, что люди только и ждут вашего провала: прежде всего они ждут интересного, захватывающего выступления.
Исследования подтверждают, что в 75 % случаев первое впечатление оказывается верным.
Что фиксируется при формировании первого впечатления*:
- Внешний облик.
- Оформление внешности.
- Экспрессия, внешняя выразительность.
- Выполняемые действия.
- Предполагаемые качества личности.
Очевидно, что оратору имеет смысл специально продумывать, как будет формироваться первое впечатление о нем, какие акценты уместно расставить в момент появления перед публикой.