Понятие целей и задач туристского предприятия

Определение целей, ради достижения которых создается и функционирует туристская организация – это одна из главных задач ее управления.

Основой целевой функции является миссия организации, выражающей философию и смысл ее существования. В миссии дается представление о назначении организации, необходимости и полезности ее деятельности для общества и существования для сотрудников. Центральным моментом миссии являются интересы, ожидания и ценности потребителей туристской продукции или услуг, а также поставщиков, конкурентов и других лиц, в которых заинтересована туристская организация. В качестве примера можно привести следующие формулировки миссии туристской организации:

– «производство и реализация туристского продукта и услуг, доступных широкому кругу потребителей с различным уровнем дохода»;

– «наша цель – это решение проблем клиентов, создание комфорта и забота об условиях их труда и отдыха»;

– «качество – неотъемлемая часть нашей продукции и услуг»;

– «закрепление за собой положения лидирующей туристской компании России по всем видам туризма».

Структуру миссии составляют: правовой статус турфирмы, статус предприятия на четко очерченном сегменте рынка среди ему подобных, принципы его работы, важнейшие характеристики организации.

Миссия, которую ставит перед собой турфирма, должна служить сплочению коллектива, определять цель, направления ее деятельности, помогать ее персоналу поверить в свои возможности. Миссия должна иметь стимулирующее воздействие. Работники туристской организации должны чувствовать, что их работа значима и приносит людям удовлетворение.

Миссия не должна зависеть от текущего состояния турфирмы, форм и методов ее работы, т.к. она показывает, куда направляются усилия, и какие ценности являются приоритетными не только в настоящий момент, но и в будущем. Однако если прежние цели уже не определяют оптимального пути развития туристской организации, то необходимо отказаться от них и сформулировать новые.

Миссия образует фундамент для установления целей туристской организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели организации.

Цели– это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цели – это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Как правило, турфирмы преследуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. К ним относятся:

– стабилизация финансового состояния фирмы за счет осуществления маркетинговых мероприятий;

– повышение конкурентоспособности туристского продукта и услуг на рынках въездного и выездного туризма;

– исследование и прогнозирование текущих и перспективных потребностей клиентов для выработки основных направлений деятельности;

– поддержание имиджа туристской организации;

– целенаправленные информационно-рекламные мероприятия;

– обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников туристской организации и повышения уровня их удовлетворенности и заинтересованности в работе и т.д.

В реальных условиях эти цели должны быть достижимы и взаимосвязаны, конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей. В туристской организации количество целей и задач очень велико, поэтому для их определения необходимо использовать системный подход к их классификации (табл. 5.1.1.)

Система целей туристкой организации – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных общих и специфических целей.

Обязательным продолжением целеполагания является определение задач и видов управленческих работ, которые нужны для достижения поставленных целей. Задачи более конкретны и обладают не только качественными, но и количественными, пространственными и временными характеристиками; содержат ограничения и являются индивидуализированными.

Таблица 5.1.1.

Классификация целей

Признак классификации Вид цели
По степени важности Стратегические и тактические
По периоду времени Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные
По содержанию Технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические и социальные
По форме выражения Количественные и качественные
По уровню Общие и специфические

В качестве иллюстрации ниже рассматриваются примерные виды управленческих работ для туристских организаций, т.к. они являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации (табл. 5.1.2).

Таблица 5.1.2.

Наши рекомендации