Петрограду нужна топливная база. Ударный экономический фронт. Поселок становится городом
Титульный лист книги Н.М. Афонского «Сланцы».
Выходные данные книги.
Н.М. Афонский
Сланцы
___
ОТ АВТОРА
Сланцы — один из самых молодых городов Ленинградской области. Он растет, развивается, благоустраивается значительно быстрее многих других, занимая все более видное место в хозяйственной жизни не только Ленинградского экономического района, но и всей нашей страны.
Возникнув первоначально как топливная база промышленности Ленинграда, город Сланцы вскоре расширил свое топливно-энергетическое направление: горючий сланец перерабатывают теперь не только в бытовой газ и мазутное масло, но и в более сложную химическую продукцию, необходимую предприятиям страны.
После майского (1958 г.) Пленума ЦК КПСС перед коллективом шахтеров и химиков города встал вопрос об ускорении развития сланцеперерабатывающей промышленности в химическом направлении: налажено производство синтетического дубителя, увеличивается выработка шпалопропиточного масла и других продуктов химической переработки сланцев.
Но особенно широкие перспективы открылись перед Сланцами после декабрьского (1963 г.) Пленума ЦК КПСС, поставившего вопрос об ускоренном развитии химической промышленности как важнейшем условии подъема сельскохозяйственного производства и роста благосостояния народа. «Исходя из интересов коммунистического строительства, Пленум ЦК КПСС считает необходимым сосредоточить внимание партии и народа на ускоренном развитии химической индустрии, широком использовании достижений химии для технического прогресса в народном хозяйстве, дальнейшего увеличения производства продуктов сельского хозяйства и товаров народного потребления», — говорится в постановлении Пленума. Это указание стало определяющим во всей деятельности рабочих, инженеров, техников слан-цевских предприятий. Началась напряженная, настойчивая борьба за претворение в жизнь исторических предначертаний партии.
Город Сланцы становится одним из центров большой химии Северо-Запада.
Цель этой книги — познакомить читателей с городом Сланцы, его историей, сегодняшним днем и ближайшими перспективами развития.
ПО ПРЯМОМУ УКАЗАНИЮ ЛЕНИНА
Петрограду нужна топливная база. Ударный экономический фронт. Поселок становится городом
На крайнем юго-западе Ленинградской области, в 180 километрах от Ленинграда, находится город Сланцы. Широко и привольно раскинулся он на берегах Плюссы, там, где в нее впадает небольшая речка Кушолка, примерно в 20 километрах к югу от Нарвского водохранилища. А вокруг города на многие километры тянутся леса, перелески, пустошники, опасные трясины...
Возникновение города Сланцы связано с необходимостью создать для Ленинграда свою энергетическую базу.
До Великой Октябрьской социалистической революции энергетика Петербурга базировалась на угле, привозимом из Англии, нефти, доставлявшейся с Кавказа, и на дровах, поступавших из близлежащих лесных районов; но основное место в топливном балансе огромного промышленного города все же принадлежало английскому углю. Такое положение сложилось потому, что экспортно-импортные операции со странами Западной и Северной Европы Россия вела через порты Балтийского моря — Петербург (Кронштадт), Ревель, Ригу, Виндаву и Либаву, причем наибольший грузооборот приходился на Петербургский порт.
В силу аграрного характера дореволюционной экономики России из страны вывозили преимущественно объемные грузы — зерно, муку, лес, лен, пеньку и другие. Ввозили же главным образом тяжелые, но малогабаритные грузы: металл и изделия из него, сырье для химической промышленности и т.п. В результате неравного по объему тоннажа экспорта и импорта часть кораблей, следовавших в Россию, вынуждена была брать балласт. В качестве балласта в трюмы кораблей грузили преимущественно песок в мешках. Более 100 лет этот песок доставляли в Петербург со всего света и высыпали в Финский залив близ порта. Погрузка и выгрузка балласта не только занимали время, но и требовали денежных затрат, а это, естественно, удорожало стоимость перевозимых грузов.
С развитием промышленности в Петербурге и других городах Прибалтики стала расти потребность в топливе для пароэнергетических установок; владельцам промышленных предприятий пришлось покупать уголь в Англии. Корабли, следовавшие в Петербург порожняком, начали заходить в Англию и вместо балласта брать там уголь. Таким образом, судовладельцы не только не платили за балласт, как это было прежде, но и получали плату за перевозку угля. Тарифы на такую попутную перевозку угля были выгодны как для судовладельцев, так и для покупателей. В итоге уголь из Англии обходился дешевле отечественного — донецкого, поступавшего в столицу по железной дороге. Поэтому вся промышленность Прибалтики работала на привозном угле.
Во время первой мировой войны петроградская промышленность не получала английского угля. После окончания гражданской войны уголь из Англии снова стал поступать на предприятия Ленинграда — вплоть до 1927 г.