Внутренняя политика Александра II (1855—1881 гг.)
Россия в 1860—1890-е гг.
Внутренняя политика Александра II (1855—1881 гг.)
Основные задачи | Способы решения | Результаты |
Подготовка отмены крепостного права и начало (в конце 50-х гг. XIX в.) разработки других реформ | 1855 г.— закрытие высшего цензурного комитета. Разрешение свободной выдачи заграничных паспортов. Прощение недоимок и освобождение податных сословий от рекрутских наборов на три года. 1857 г.— упразднение военных поселений. Август 1856 г.— амнистирование политических заключенных: декабристов, участников польского восстания 1830—1831 гг., петрашевцев | Либерализация общественной жизни |
Увольнение со службы наиболее одиозных деятелей прошлого царствования — министра внутренних дел Д. Г. Бибикова, главного управляющего путями сообщений и публичными зданиями П. А. Клейнмихеля, министра иностранных дел К. В. Нессельроде, управляющего III отделением С. Е. И. В. Канцелярии и начальника корпуса жандармов Л. В. Дубельта. Определение круга будущих реформаторов: чиновники «второго эшелона» — братья Н. А. и Д. А. Милютины, С. И. Зарудный, П. А. Валуев; высшие сановники государства — председатель Государственного Совета Д. Н. Блудов, министр внутренних дел С. С. Ланской, начальник военно-учебных учреждений Я. И. Ростовцев, брат царя великий князь Константин Николаевич, тётка императора великая княгиня Елена Павловна | Созданы кадровые предпосылки для проведения реформ |
Реформы 1860—1870-х гг.
19 февраля 1861 г.— Крестьянская реформа: отмена крепостного права | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | · Труд крепостных являлся малопроизводительным и не способствовал развитию аграрного сектора и экономики в целом. · Кризис крепостнической системы хозяйствования (сокращение экспорта русского хлеба за границу; крестьянские повинности (барщина и оброк) достигли наивысшего уровня, кризис дворянства как сословия (3,5% дворян являлись беспоместными, 45,9% имели менее 20 душ крепостных)). · Военно-техническая отсталость России (продемонстрировала Крымская война). · Крепостное право как форма рабства осуждалась всеми слоями общества. · Правительство опасалось стихийных крестьянских выступлений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | · Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и наделялись общегражданскими правами: право заниматься торговыми операциями, право переходить в другое сословие, право заниматься предпринимательством, выборное крестьянское самоуправление (сход). · Крестьяне освобождались с землёй, т. е. с полевым наделом, размер которого в зависимости от природных и экономических условий региона России (чернозёмные, нечернозёмные, степные губернии) был разный и колебался от 3 до 12 десятин. · Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (т. н. «отрезки»). Они составляли 1/5 прежних крестьянских наделов. · Крестьяне получали землю в собственность не безвозмездно, а должны были выкупать у помещика. Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал её в течение 49 лет под 6% годовых (выкупные платежи: отменены в 1907 г.). · Крестьянская община и круговая порука в деревне сохранялись, чтобы облегчить государству получение выкупных платежей. · До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1881 г.). · Крестьяне в течение 9 лет (до 1870 г.) не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину. · Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами», в которых определялись размеры наделов и повинности. Данные грамоты должны были быть составлены в течение первых двух лет. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | · Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. · Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обременённость крестьян различными платежами и повинностями. · Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место: апрель 1861 г.— восстания крестьян в селе Бездна (Казанская губерния) и Кандеевке (Пензенская губерния), которые были подавлены войсками. · С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства ® необходимость преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1864 г.— Земская реформа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | Отмена крепостного права поколебала монополию дворянства на местное управление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | В губерниях и уездах создавалась система органов местного самоуправления — земств, которые решали вопросы местного хозяйственного значения: строительство дорог, школ, больниц, обеспечение продовольствием, развитие местной промышленности и т. д. Земское самоуправление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Председатель — губернский предводитель дворянства | Председатель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Губернское земское собрание | Губернская земская управа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Председатель — уездный предводитель дворянства | Председатель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уездное земское собрание | Уездная земская управа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выборы гласных (членов земских собраний) 1 раз в 3 года по избирательным группам (куриям) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Землевладельческая | Городская | Крестьянская | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крупные и средние земельные собственники | Городские собственники | Сельские крестьянские общества (сельский сход ® волостной сход) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
выборы прямые | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
выборы многостепенные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ввиду различных причин земских учреждений были лишены Архангельская, Астраханская, Оренбургская губернии, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Средняя Азия и Кавказ. Процесс введения земств растянулся до 1911 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | · Попытка создать новую систему местного управления, основанную на всесословном представительстве. · Земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству. · Земские учреждения сыграли роль в подъёме местного хозяйства и улучшении жизни деревни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1870 г.— Городская реформа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | Необходимость замены сословно-бюрократических органов управления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | Создавались всесословные органы общественного самоуправления — городские думы и управы, которые ведали вопросами благоустройства, школ, медицины, благотворительности Городское самоуправление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Городской голова — глава городской думы и управы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Городская дума | Городская управа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гласные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выборы 1 раз в 4 года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I избирательное собрание | II избирательное собрание | III избирательное собрание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крупные налогоплательщики | Средние налогоплательщики | Мелкие налогоплательщики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | · Шаг вперёд в сравнении с дореформенной организацией городского управления. · Способствовала развитию городского хозяйства, промышленности и торговли | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1864 г.— Судебная реформа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | Отмена крепостного права поколебала монополию дворянства в делах суда | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | · В основе реформы лежали следующие принципы: — бессословность суда, т. е. формальное равенство всех сословий перед законом; — несменяемость судей и их независимость от администрации; — гласность (открытые судебные заседания, кроме Сената — суда высшей инстанции) и состязательность судопроизводства. · Учреждение адвокатуры (присяжные или частные поверенные). · Создание института присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел. · Введение выборности ряда судебных органов (мировые судьи). · Упрощение системы судопроизводства и сокращение числа судебных инстанций. · Изменение системы предварительного следствия: осуществляется не полицией, как было раньше, а судебными следователями, входившими в состав окружных судов. · Создание института нотариусов. Судебная система | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Император | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сенат (кассационная инстанция) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Съезд мировых судей | Судебная палата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мировой суд | Особые суды | Окружной суд | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
· волостной для крестьян · для духовенства · для военных · для высших сановников | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Избирается уездным земским собранием и утверждается Сенатом | утверждаются императором | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | · Являлась наиболее демократичной, радикальной и последовательной в ряду реформ 60—70-х гг. XIX в. · Проложила рельсы для развития в России правосудия, правосознания и правовой защищённости | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1861—1874 гг.— Военная реформа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | · Поражение в Крымской войне обнажило многие слабые стороны русской армии, её техническую и тактическую отсталость. · Европейские державы быстро увеличивали свой военный потенциал. · Порядок комплектования и управления войсками, взаимоотношения в армии не соответствовали преобразованиям, происходившим в обществе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | · Создание военных округов (во главе с главнокомандующими, они же — генерал-губернаторы) в целях совершенствования военного управления. · Расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицеров: учреждение юнкерских училищ и военных гимназий. · Введение новых воинских уставов. · Осуществление перевооружения армии (нарезное скорострельное оружие, паровой флот). · 1 января 1874 г.— введение всеобщей воинской повинности, которая распространялась на всё мужское население, достигшее 20-летнего возраста. Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет — на флоте. Существовала гибкая система льгот, отсрочек, а также освобождения от воинской службы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | · Преобразования в армии — важный фактор демократизации общества. · Повышение боеспособности армии, что проявилось в войне с Турцией (1877—1878 гг.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1863—1864 гг.— Реформа в области просвещения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | · Капиталистическое развитие страны, рост промышленности, торговли, сельского хозяйства требовали расширения народного образования. · Само осуществление реформ обусловило увеличение числа грамотных людей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | 1863 г.— университетский устав, расширяющий автономию университетов: — создание советов университетов, решавших все внутренние вопросы; — избрание ректора и преподавателей. 1864 г.— Положение о начальных народных училищах: — ликвидация государственно-церковной монополии на образование; — разрешено открывать учебные заведения земствам, общественным организациям и частным лицам. 1864 г.— Устав средней школы: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гимназии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классические | Реальные (с 1871 г.— реальные училища) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
готовили к поступлению в университет | готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Увеличение числа женских гимназий (создаются с 1858 г.), открытие высших женских учебных заведений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | Создание в России достаточно массовой народной школы, система которой охватила все губернские, уездные города, многие сельские районы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1865 г.— Цензурная реформа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | Общественно-демократический подъём в стране после окончания Крымской войны требовал смягчения цензурных правил | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | Отмена предварительной (т. е. на стадии после сдачи рукописи) цензуры для большинства книг и литературных журналов. Для них вводилась карательная цензура — применение различных санкций уже после публикации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | Характеризуется половинчатостью: с одной стороны, произошло смягчение цензурных притеснений, возникновение новых периодических изданий, с другой,— сохранялась предварительная цензура для провинциальных изданий, а также церковная цензура | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1862—1866 гг.— Финансовая реформа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | Потребности капиталистического развития страны и расстройство финансов в годы Крымской войны требовали упорядочения всего финансового дела | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | · Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получил министр финансов, деятельность которого подлежала учёту со стороны государственного контролёра. · 1860 г.— учреждение Государственного банка. · 1863 г.— упразднение винных откупов, введение патентных сборов и особого акциза | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | Установление гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Россия в 1860—1890-е гг.
Внутренняя политика Александра II (1855—1881 гг.)
Основные задачи | Способы решения | Результаты |
Подготовка отмены крепостного права и начало (в конце 50-х гг. XIX в.) разработки других реформ | 1855 г.— закрытие высшего цензурного комитета. Разрешение свободной выдачи заграничных паспортов. Прощение недоимок и освобождение податных сословий от рекрутских наборов на три года. 1857 г.— упразднение военных поселений. Август 1856 г.— амнистирование политических заключенных: декабристов, участников польского восстания 1830—1831 гг., петрашевцев | Либерализация общественной жизни |
Увольнение со службы наиболее одиозных деятелей прошлого царствования — министра внутренних дел Д. Г. Бибикова, главного управляющего путями сообщений и публичными зданиями П. А. Клейнмихеля, министра иностранных дел К. В. Нессельроде, управляющего III отделением С. Е. И. В. Канцелярии и начальника корпуса жандармов Л. В. Дубельта. Определение круга будущих реформаторов: чиновники «второго эшелона» — братья Н. А. и Д. А. Милютины, С. И. Зарудный, П. А. Валуев; высшие сановники государства — председатель Государственного Совета Д. Н. Блудов, министр внутренних дел С. С. Ланской, начальник военно-учебных учреждений Я. И. Ростовцев, брат царя великий князь Константин Николаевич, тётка императора великая княгиня Елена Павловна | Созданы кадровые предпосылки для проведения реформ |
Реформы 1860—1870-х гг.
19 февраля 1861 г.— Крестьянская реформа: отмена крепостного права | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | · Труд крепостных являлся малопроизводительным и не способствовал развитию аграрного сектора и экономики в целом. · Кризис крепостнической системы хозяйствования (сокращение экспорта русского хлеба за границу; крестьянские повинности (барщина и оброк) достигли наивысшего уровня, кризис дворянства как сословия (3,5% дворян являлись беспоместными, 45,9% имели менее 20 душ крепостных)). · Военно-техническая отсталость России (продемонстрировала Крымская война). · Крепостное право как форма рабства осуждалась всеми слоями общества. · Правительство опасалось стихийных крестьянских выступлений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | · Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и наделялись общегражданскими правами: право заниматься торговыми операциями, право переходить в другое сословие, право заниматься предпринимательством, выборное крестьянское самоуправление (сход). · Крестьяне освобождались с землёй, т. е. с полевым наделом, размер которого в зависимости от природных и экономических условий региона России (чернозёмные, нечернозёмные, степные губернии) был разный и колебался от 3 до 12 десятин. · Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (т. н. «отрезки»). Они составляли 1/5 прежних крестьянских наделов. · Крестьяне получали землю в собственность не безвозмездно, а должны были выкупать у помещика. Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал её в течение 49 лет под 6% годовых (выкупные платежи: отменены в 1907 г.). · Крестьянская община и круговая порука в деревне сохранялись, чтобы облегчить государству получение выкупных платежей. · До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1881 г.). · Крестьяне в течение 9 лет (до 1870 г.) не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину. · Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами», в которых определялись размеры наделов и повинности. Данные грамоты должны были быть составлены в течение первых двух лет. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | · Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. · Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обременённость крестьян различными платежами и повинностями. · Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место: апрель 1861 г.— восстания крестьян в селе Бездна (Казанская губерния) и Кандеевке (Пензенская губерния), которые были подавлены войсками. · С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства ® необходимость преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1864 г.— Земская реформа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | Отмена крепостного права поколебала монополию дворянства на местное управление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | В губерниях и уездах создавалась система органов местного самоуправления — земств, которые решали вопросы местного хозяйственного значения: строительство дорог, школ, больниц, обеспечение продовольствием, развитие местной промышленности и т. д. Земское самоуправление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Председатель — губернский предводитель дворянства | Председатель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Губернское земское собрание | Губернская земская управа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Председатель — уездный предводитель дворянства | Председатель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уездное земское собрание | Уездная земская управа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выборы гласных (членов земских собраний) 1 раз в 3 года по избирательным группам (куриям) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Землевладельческая | Городская | Крестьянская | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крупные и средние земельные собственники | Городские собственники | Сельские крестьянские общества (сельский сход ® волостной сход) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
выборы прямые | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
выборы многостепенные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ввиду различных причин земских учреждений были лишены Архангельская, Астраханская, Оренбургская губернии, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Средняя Азия и Кавказ. Процесс введения земств растянулся до 1911 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | · Попытка создать новую систему местного управления, основанную на всесословном представительстве. · Земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству. · Земские учреждения сыграли роль в подъёме местного хозяйства и улучшении жизни деревни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1870 г.— Городская реформа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | Необходимость замены сословно-бюрократических органов управления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | Создавались всесословные органы общественного самоуправления — городские думы и управы, которые ведали вопросами благоустройства, школ, медицины, благотворительности Городское самоуправление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Городской голова — глава городской думы и управы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Городская дума | Городская управа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гласные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выборы 1 раз в 4 года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I избирательное собрание | II избирательное собрание | III избирательное собрание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крупные налогоплательщики | Средние налогоплательщики | Мелкие налогоплательщики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | · Шаг вперёд в сравнении с дореформенной организацией городского управления. · Способствовала развитию городского хозяйства, промышленности и торговли | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1864 г.— Судебная реформа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | Отмена крепостного права поколебала монополию дворянства в делах суда | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | · В основе реформы лежали следующие принципы: — бессословность суда, т. е. формальное равенство всех сословий перед законом; — несменяемость судей и их независимость от администрации; — гласность (открытые судебные заседания, кроме Сената — суда высшей инстанции) и состязательность судопроизводства. · Учреждение адвокатуры (присяжные или частные поверенные). · Создание института присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел. · Введение выборности ряда судебных органов (мировые судьи). · Упрощение системы судопроизводства и сокращение числа судебных инстанций. · Изменение системы предварительного следствия: осуществляется не полицией, как было раньше, а судебными следователями, входившими в состав окружных судов. · Создание института нотариусов. Судебная система | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Император | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сенат (кассационная инстанция) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Съезд мировых судей | Судебная палата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мировой суд | Особые суды | Окружной суд | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
· волостной для крестьян · для духовенства · для военных · для высших сановников | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Избирается уездным земским собранием и утверждается Сенатом | утверждаются императором | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | · Являлась наиболее демократичной, радикальной и последовательной в ряду реформ 60—70-х гг. XIX в. · Проложила рельсы для развития в России правосудия, правосознания и правовой защищённости | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1861—1874 гг.— Военная реформа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | · Поражение в Крымской войне обнажило многие слабые стороны русской армии, её техническую и тактическую отсталость. · Европейские державы быстро увеличивали свой военный потенциал. · Порядок комплектования и управления войсками, взаимоотношения в армии не соответствовали преобразованиям, происходившим в обществе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | · Создание военных округов (во главе с главнокомандующими, они же — генерал-губернаторы) в целях совершенствования военного управления. · Расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицеров: учреждение юнкерских училищ и военных гимназий. · Введение новых воинских уставов. · Осуществление перевооружения армии (нарезное скорострельное оружие, паровой флот). · 1 января 1874 г.— введение всеобщей воинской повинности, которая распространялась на всё мужское население, достигшее 20-летнего возраста. Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет — на флоте. Существовала гибкая система льгот, отсрочек, а также освобождения от воинской службы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | · Преобразования в армии — важный фактор демократизации общества. · Повышение боеспособности армии, что проявилось в войне с Турцией (1877—1878 гг.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1863—1864 гг.— Реформа в области просвещения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | · Капиталистическое развитие страны, рост промышленности, торговли, сельского хозяйства требовали расширения народного образования. · Само осуществление реформ обусловило увеличение числа грамотных людей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | 1863 г.— университетский устав, расширяющий автономию университетов: — создание советов университетов, решавших все внутренние вопросы; — избрание ректора и преподавателей. 1864 г.— Положение о начальных народных училищах: — ликвидация государственно-церковной монополии на образование; — разрешено открывать учебные заведения земствам, общественным организациям и частным лицам. 1864 г.— Устав средней школы: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гимназии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классические | Реальные (с 1871 г.— реальные училища) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
готовили к поступлению в университет | готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Увеличение числа женских гимназий (создаются с 1858 г.), открытие высших женских учебных заведений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | Создание в России достаточно массовой народной школы, система которой охватила все губернские, уездные города, многие сельские районы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1865 г.— Цензурная реформа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | Общественно-демократический подъём в стране после окончания Крымской войны требовал смягчения цензурных правил | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | Отмена предварительной (т. е. на стадии после сдачи рукописи) цензуры для большинства книг и литературных журналов. Для них вводилась карательная цензура — применение различных санкций уже после публикации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | Характеризуется половинчатостью: с одной стороны, произошло смягчение цензурных притеснений, возникновение новых периодических изданий, с другой,— сохранялась предварительная цензура для провинциальных изданий, а также церковная цензура | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1862—1866 гг.— Финансовая реформа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причины проведения реформы | Потребности капиталистического развития страны и расстройство финансов в годы Крымской войны требовали упорядочения всего финансового дела | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные положения реформы | · Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получил министр финансов, деятельность которого подлежала учёту со стороны государственного контролёра. · 1860 г.— учреждение Государственного банка. · 1863 г.— упразднение винных откупов, введение патентных сборов и особого акциза | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение реформы | Установление гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||