Внутренняя политика Александра III (1881-1894).

Цареубийство 1 марта 1881 г., однако, не привело к революции, которой так ожидали народовольцы. Зато оно резко изменило расстановку сил в верхах.

Позиции М.Т. Лорис-Меликова, не сумевшего уберечь императора, равно как и в целом позиции либерально настроенных сановников существенно ослабли. Сын и преемник убитого царя Александр III, опираясь на мнение консерватив- ных кругов в правительстве, резко осудивших план Лорис-Меликова, отверг "конституционную" затею министра внутренних дел. 29 апреля 1881 г. был опубликован Манифест, в котором новый император известил своих подданных о своем твердом намерении "охранять для блага народного" самодержавную власть. Лорис-Меликову и его сторонникам пришлось уйти в отставку.

Народовольцы после 1 марта 1881 г. уже не могли продолжать борьбу. Их силы были исчерпаны. Казнь организаторов цареубийства практически обез- главила "Народную волю". Власти перешли в наступление, и к 1886 г. остатки организации были окончательно разгромлены.

Драматические события 1 марта 1881 г. во многом определили характер внутренней политики самодержавия в царствование Александра III. Народо- вольческий террор показал императору, что проведенные его отцом в 1860-

1870-е гг. либеральные реформы не обеспечили стране спокойствия. Впрочем, новый монарх и так придерживался весьма консервативных убеждений. В его

окружение (еще в бытность Александра III наследником) входили лица, недо- вольные реформаторским курсом Александра П. В отличие от своих предшест- венников, которые, начиная с Петра I, ориентировались, прежде всего, на

различные западные образцы (даже Николай I, взявший на вооружение тезис о самобытности России), Александр III тяготел к русской национальной тради- ции и ему были не чужды отдельные элементы воззрений славянофилов.

"Новый курс" в правительственной политике обрисовался, однако, не сра- зу. Ушедшего, как отмечалось, в отставку Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел сменил Н.П. Игнатов. Деятельность "Народной воли" показала властям необходимость всемерного укрепления репрессивного аппарата. 14 ав- густа 1881 г. Александр III утвердил "Положение о мерах к сохранению госу- дарственного порядка и общественного спокойствия", в соответствии с которым те или иные местности "для водворения полного спокойствия и иско- ренения крамолы" могли объявляться на "исключительном положении", имев- шем две степени: усиленной охраны и чрезвычайной охраны. Администрации в этом случае предоставлялись широкие полномочия: право закрывать торговые и промышленные заведения, арестовывать и высылать разного рода "вредных" лиц и т.п. Принятое как временное "Положение" 14 августа 1881 г. сохраняло силу до Февральской революции.

Вместе с тем близкий к славянофилам, Игнатов попытался реализовать на практике некоторые их идеи. В связи с этим он предложил Александру III со- звать Земский собор (депутаты должны были представлять различные сословия и национальные районы) для обсуждения проблем развития местного само- управления. Собор должен был также сформировать комиссию, которой вменя-

лось в обязанность рассматривать по указанию императора соответствующие законопроекты до их внесения в Государственный совет.

В сущности, предложения Игнатова мало чем отличались от "конститу- ции" Лорис-Меликова. Поэтому против замысла министра внутренних дел ре- шительно выступили консервативно настроенные сановники. В результате Александр III отверг план Игнатова, а сам Игнатов в мае 1882 г. был уволен в отставку.

С уходом Н.П. Игнатова с поста министра внутренних дел (его преемни- ком был назначен Д.А. Толстой) политический курс нового царствования об- рел, наконец, достаточно четкие контуры. Начавшаяся ревизия реформаторского наследия 1860-1870-х гг. имела своей идейной основой про- грамму самобытного развития России, теорию "народного самодержавия", ко- торая базировалась на мысли о единении царя с народом и о дворянстве как о связующем звене между ними. Одним из творцов нового курса стал обер- прокурор Синода К.П. Победоносцев, сблизившийся с Александром III еще в бытность того наследником (Победоносцев преподавал будущему монарху за- коноведение). Умный и широко образованный человек, Победоносцев был про- тивником любых проблесков либерализма в правительственной политике, видя в твердой, все и вся контролирующей власти единственную силу, способную помешать проявлениям злых свойств человеческой природы. Новый курс во многом являлся также детищем М.Н. Каткова. Талантливый публицист, редак- тор газеты "Московские ведомости", Катков, не занимая никаких должностей в государственном аппарате, оказывал тем не менее большое влияние на полити- ку самодержавия.

Начавшаяся при Александре III ревизия того, что было сделано при его отце, осуществлялась в самых разных направлениях. В 1882 г. царь утвердил Временные правила о печати, призванные усилить административный контроль за содержанием периодических изданий. В 1884 г. пересмотру подвергся Уни- верситетский устав 1863 г. Новый Устав существенно урезал автономию уни- верситетов. Так, ректоры и деканы отныне должны были назначаться Министерством народного просвещения, а не избираться преподавателями, как это предусматривалось Уставом 1863 г.

Постоянным объектом для нападок со стороны консервативных кругов служили созданные при Александре II органы местного самоуправления, преж- де всего - земские учреждения. В их деятельности, разумеется, было немало не- достатков. Однако верхи прежде всего беспокоила перспектива превращения органов самоуправления в опорные пункты оппозиции. В 1890 г. Александр III утвердил новое положение о земских учреждениях. Согласно этому акту дво- рянское представительство в земствах еще более увеличивалось. Крестьяне те- перь могли избирать только кандидатов в гласные уездных земских собраний. Сами же гласные назначались из числа этих кандидатов губернатором. Поло-

жением 1890 г. предусматривалось также усиление административного надзора за деятельностью земских учреждений.

В 1892 г. было издано новое Городовое положение. Число горожан, имевших возможность участвовать в выборах гласных городских дум, сущест- венно уменьшилось. Если по закону 1870 г. избирательные права получило в среднем по городам 5,3% жителей, то по закону 1892 г. - 1%. Администрация, таким образом, приобрела более широкие возможности для вмешательства в деятельность органов городского самоуправления. Ряд правительственных ак- тов, изданных при Александре III, внес коррективы в судебные уставы 1864 г. Так, было ограничено применение принципа гласности судопроизводства, по- вышался имущественный и образовательный ценз присяжных заседателей и т.п. До радикального пересмотра основных положений судебной реформы 1864 г. дело, однако, так и не дошло.

В целях укрепления экономических позиций дворянства в 1885 г. был уч- режден Дворянский банк. Ему вменялось в обязанность оказывать поддержку помещичьему землевладению. В 1889 г. царь утвердил Положение о земских начальниках. Земские начальники, назначавшиеся губернаторами из среды ме- стного дворянства, должны были осуществлять надзор за деятельностью орга- нов крестьянского самоуправления. Благодаря институту земских начальников дворяне, утратившие при отмене крепостного права власть над крестьянами, получили возможность оказывать заметное воздействие на жизнь сельского "мира".

Политика самодержавия в отношении крестьянства в царствование Алек- сандра III характеризовалась стремлением укрепить подтачивавшиеся развити- ем капитализма патриархальные структуры, общинный уклад. Закон от 18 мая

1886 г. ставил преграды семейным разделам, в которых власти видели "великое зло, ведущее к обеднению сельского населения". В целях предотвращения обез- земеливания крестьян в 1893 г. был издан закон "О неотчуждаемости крестьян- ских надельных земель". Некоторому облегчению положения сельского

населения способствовали такие меры, как перевод временнообязанных кресть- ян на выкуп (с 1 января 1883 г.) и понижение выкупных платежей, отмена по- душной подати. В 1883 г. по инициативе Александра III был основан

Крестьянский банк, призванный содействовать расширению крестьянского землевладения.

Быстрое развитие отечественной промышленности в пореформенную эпоху, сопровождавшееся увеличением численности рабочего класса, ставило на повестку дня так называемый рабочий вопрос. Конфликты между рабочими и предпринимателями беспокоили императора, охотно бравшего на себя в та- ких случаях роль посредника и стремившегося, не слишком ущемляя интересы буржуазии, вместе с тем удовлетворять и некоторые требования противопо- ложной стороны. В целом политика Александра III в рабочем вопросе носила

попечительный характер. Так, в 1883 г. был издан закон об ограничении труда малолетних, в 1885 г. - о "запрещении ночного труда женщин и детей". 3 июня

1886 г. император подписал закон об определении условий найма и порядке

расторжения договоров с предпринимателями, в тексте которого в той или иной мере нашли отражение отдельные требования, выдвинутые участниками вспыхнувшей в 1885 г. Морозовской стачки.

Важной составной частью внутренней политики самодержавия в царство- вание Александра III являлась линия на всемерное вовлечение окраинных тер- риторий в единую общеимперскую систему. В этой связи ограничениям подвергалась автономия Великого княжества Финляндского, ликвидировались последние остатки польской государственности. В Прибалтике были упраздне- ны архаичные судебные и административные порядки, позволявшие остзей- ским дворянам - потомкам ливонских рыцарей - по-прежнему ощущать себя полновластными хозяевами края.

Стремясь в принципе законсервировать традиционные общественные структуры, не допустить их разрушения, Александр III, однако, продолжал по- литику поощрения промышленного роста, что способствовало в конечном счете дальнейшему развитию России по капиталистическому пути. При этом правя- щими кругами принимались меры, ставившие командные высоты в экономике под контроль государства. Так, частные железные дороги активно приобрета- лись казной, причем государством строились и новые магистрали. Ускоренно- му промышленному росту способствовал таможенный тариф 1891 г., защищавший высокими пошлинами отечественную индустрию от иностранной конкуренции. Противоречия между традиционными институтами и структура- ми складывавшегося капиталистического, индустриального общества станови- лись все более ощутимыми, что готовило почву для социальных катаклизмов.

Наши рекомендации