Россия в годы царствования Александра II (1855-1881 гг.).

Отмена крепостного права. К середине XIX века многие в России понимали, что жить так дальше нельзя. Выступая в марте 1856 г. перед предводителями московского дворянства Александр II сам предложил начать уничтожение крепостного права, призывая помещиков начать это делать «сверху» нежели ждать, когда оно начнет само уничтожаться «снизу». После длительной работы, споров и согласований 19 февраля 1861 г. Манифест об отмене крепостного права был подписан императором. Вскоре документ был обнародован. Его текст зачитывали в церквях, а перед войсками его прочитал сам Александр II. Крепостное право в России пало. Отныне крестьяне стали лично свободными гражданами. Они получали ряд гражданских прав – свободу распоряжения своим имуществом, заключения сделок, открытия торговых и промышленных заведений и т.д. Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельское общество (общину). Взаимоотношения между сельскими обществами и помещиками регулировались мировыми посредниками, которые назначались Сенатом из местных дворян. Они имели широкие полномочия и руководствовались только положениями закона. Помещики при этом сохраняли право собственности на все принадлежавшие им земли, однако были обязаны предоставить в постоянное пользование крестьянам «усадебную оседлость» а также полевой надел. За пользование землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Крестьяне не имели права отказа от полевого надела в течение первых 9 лет. Размеры надела фиксировались в уставных грамотах. Крестьянам предоставлялось право выкупа своего надела. За землю, 70-80 % ее стоимости, платило государство. Крестьяне же должны были в течение последующих 49 лет выплачивать государству этот кредит. Крестьяне, выкупившие свои наделы, именовались крестьянами-собственниками, а не выкупившие –временнообязанными. Однако крестьяне так и не стали владельцами земли. Субъектом собственности на землю было определено сельское общество, т.е. община. Поэтому правомерно говорить о том, что после 1861 г. в России наряду с дворянским землевладением появляется общинное землевладение. Последствия отмены крепостного права были колоссальными. По выражению А.А.Корнилова, «Положением 19 февраля народ впервые выводился на историческую арену». Это был первый и важнейший шаг по пути модернизации страны.

Зарождение гражданского самоуправления. Важным направлением в проведении реформ в России была земская реформа. Основная идея земской реформы предполагала признание существования человеческого сообщества с его собственными хозяйственными нуждами и потребностями, независимыми от диктата государства. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» вводилось Указом от 1 января 1864 г. Земства вводились не везде, а главным образом в губерниях с явным преобладанием помещичьего землевладения. С 1865 г. земства начали действовать в 19 губерниях, в 1866 г. – еще в девяти. За 12 лет земства были созданы в 34 из 78 губерниях России. По своей роли земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительным органом являлось земское собрание гласных, которое заседало один раз в год. Оно решало хозяйственные вопросы, утверждало сметы, земские налоги, а также выбирало исполнительный орган – земскую управу. Основная часть поступлений земства получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Земства занимались вопросами местной промышленности, торговли, снабжения. В их компетенцию входило народное образование, здравоохранение, землеустройство, агрономия, ветеринария, статистика и другие вопросы. Земства отличались высокой функциональностью, которая обеспечивалась высоким профессионализмом их кадров. Органы местного самоуправления не имели право заниматься политическими вопросами.

С земской реформой была тесно связана городская реформа, которая проходила на основе специального Городового положения, принятого в июле 1870 г. В городах были созданы всесословные органы общественного управления, избираемые на основе имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись купцам, промышленникам и владельцам недвижимости в пределах данного города. Распорядительным органом самоуправления была Городская дума, исполнительным – Городская управа под руководством городского головы. В компетенцию городского самоуправления входили преимущественно хозяйственные вопросы: благоустройство городов, развитие торговли, промышленности, здравоохранения и народного образования. Городская дума устанавливала и налоги. К 1892 г. городское самоуправление было установлено в 621 городе их 707 имевшихся тогда в России. Создание органов местного самоуправления способствовало развитию в России гражданского общества.

Реформирование суда. Наиболее продвинутой можно считать судебную реформу. Начало ей положили новые судебные уставы, принятые в ноябре 1864 г. Они вводили новые судебные принципы: отделение суда от администрации, равенство всех перед законом, гласность, устность и публичную состязательность судопроизводства, независимость судей от администрации и их несменяемость. Еще в 1860 г. следствие было изъято у полиции и передано специальному институту судебных следователей. В рамках реформы был создан суд присяжных и институт присяжных поверенных. Важную роль в подготовке и проведении реформы сыграли В.П.Бутков, Н.А. Будковский, С.И.Зарудный, К.П.Победоносцев, Д.А.Ровинский, Н.И.Стояновский и др.

В рамках проведения реформы вводились два вида судов: мировой и коронный. Мировой суд с упрощенным судопроизводством создавался как в городах так и в уездах. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями (в столицах – Городскими думами). Мировой суд учреждался для разбора уголовных преступлений и решения малозначительных гражданских дел. Решение мирового судьи можно было обжаловать в более высокой инстанции – на съезде мировых судей. Гражданские дела рассматривались без участия присяжных заседателей, уголовные – с участием заседателей. Вердикт, вынесенный присяжными заседателями, считался окончательным и аппеляции не подлежал. Коронный суд состоял из окружных судов первой инстанции, и второй инстанции – судебных палат.

В каждой губернии создавалось от 1 до 3 окружных судов. Высшей судебной инстанцией был Сенат. В Сенате были созданы кассационные департаменты, которые помимо кассации рассматривали должностные преступления, совершенные чинами выше пятого класса. Для суда над членами Государственного совета, министрами и равными им лицами учреждался Верховный уголовный суд. Судебные уставы изменили функции прокуратуры – органа судебного надзора, которая до реформы осуществляла лишь общий надзор. Необходимо отметить, что в силу определенной социальной и культурной специфики были сохранены военные и духовные суды. Крестьян судил крестьянский волостной суд. Новая судебная система имела прогрессивное значение. Она была наиболее последовательным и радикальным преобразованием в цепи реформ, проводившихся в период царствования Александра II.

Военная реформа ликвидировала введенные Петром I рекрутские наборы из крестьян. Армия из них не смогла противостоять войскам буржуазных государств Европы. Вводилась всесословная воинская повинность мужчин. Срок службы был сокращен с 25 лет до 6 (на флоте - до 7). Офицерский состав формировался из дворян, окончивших военные учебные заведения.

Реформы коснулись также образования и печати. Были изданы «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное образование. Фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические (в основе –гуманитарные дисциплины) и реальные (преобладали «естественные» предметы). В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение. Появились новые университетские уставы, вернувшие автономию университетам, ликвидированную Николаем I.

«Временные правила» о печати отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий.

Эти реформы, по сути, приближали Россию к европейской социально-политической модели буржуазной монархии. Инициаторами реформ были некоторые государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов даже разработал конституционные предложения. Но убийство народовольцами императора Александра II развенчало либеральные иллюзии в обществе и изменило общее направление правительственного курса.

Наши рекомендации