Если на систему, находящуюся в равновесии, оказывается какое-либо внешнее воздействие, то равновесие в системе смещается в сторону процесса, который компенсирует (уменьшает) эффект воздействия.
II. Практическая часть.
II.1 Примеры решения задач
1. Синтез фосгена проходит по уравнению: СО(г) + Cℓ2(г)↔ СОCℓ2(г), ∆H°298>0.
Определить направление смещения равновесия в системе при: повышении температуры, повышении давления, повышения объема, добавлении хлора в систему. Какие факторы повышают выход фосгена?
Решение:
1. Провести анализ, в ходе которого определить, как меняются температура (t°) и давление(р) в прямой и обратной реакциях.
а) Изменение температуры:
Прямая реакция – эндотермическая (∆H°298>0), теплота поглощается, t° понижается;
Обратная реакция – экзотермическая, теплота выделяется, t° повышается.
б) Изменение давления: СО(г) + Cℓ2(г)↔ СОCℓ2(г)
2 моль 1 моль
Прямая реакция проходит с уменьшением числа моль газов (∆ν = - 1 моль), р понижается.
Обратная реакция проходит с увеличением количества газов, р повышается.
2. Сделать вывод о направлении сдвига равновесия в системе с применением принципа Ле-Шателье:
а) ↑ t°: →
Согласно принципу Ле-Шателье, при повышении температуры равновесие в системе сместится в сторону реакции, в ходе которой она понижается (эндотермической). В данной системе эндотермической является прямая реакция, равновесие сместится вправо.
б) ↑р: →
Согласно принципу Ле-Шателье, при повышении давления равновесие в системе сместится в сторону реакции, в которой оно снижается. В данной системе давление снижается в прямой реакции, равновесие сместится вправо.
в) ↑V: ←
При повышении объема снижается давление. Равновесие сместится влево.
г) добавление Cℓ2: →
Согласно принципу Ле-Шателье, при увеличении концентрации одного из веществ равновесие сместится в сторону реакции, в которой данной вещество расходуется. Хлор участвует в прямой реакции, равновесие сместится вправо.
Вывод: Для повышения выхода продукта, то есть смещения равновесия вправо, необходимо повысить давление, температуру и обеспечить приток исходных веществ.
2. Реакция происходит по уравнению: CS2(ж) + O2(г) → CO2(г) + SO2(г), ∆H°298<0.
Определить, как влияет на полноту сгорания сероуглерода: повышение температуры, повышение давления, повышение объема, добавлении СО2 в систему.
Решение:
1. Провести анализ, в ходе которого определить, как меняются температура (t°) и давление(р) в прямой и обратной реакциях.
а) Изменение температуры:
Прямая реакция – экзотермическая (∆H°298<0), теплота выделяется, t° повышается;
Обратная реакция – эндотермическая, теплота поглощается, t° понижается.
б) Изменение давления: CS2(ж) + O2(г) → CO2(г) + SO2(г),
3 моль 3 моль
В ходе реакции число моль газов не меняется, давление также остается неизменным.
2. Сделать вывод о направлении сдвига равновесия в системе с применением принципа Ле-Шателье:
а) ↑ t°: ←
Согласно принципу Ле-Шателье, при повышении температуры равновесие в системе сместится в сторону реакции, в ходе которой она понижается (эндотермической). В данной системе эндотермической является обратная реакция, равновесие сместится влево.
б) ↑р: ↔
В данной системе давление на равновесие в системе не влияет.
в) ↑V: ↔
г) Добавление СО2: ←
Согласно принципу Ле-Шателье, при увеличении концентрации одного из веществ равновесие сместится в сторону реакции, в которой данной вещество расходуется. Диоксид углерода участвует в обратной реакции, равновесие сместится влево.
Вывод: Повышение температуры и добавление СО2 в систему снижают полноту сгорания сероуглерода, так как смещают равновесие в сторону обратной реакции.
II.2 Примеры для самостоятельной работы:
Определить направление смещения равновесия в системе при: повышении температуры, повышении давления, повышения объема, добавлении воды в систему. Какие факторы повышают выход продукта?
1. S02(г) + O2(г) ↔ S03(г) ; ∆H°298<0.
2. H2(г) + Cℓ2(г) ↔ HCℓ(г) ; ∆H°298<0.
3. CaCO3 (кр) ↔ CaO (кр) + CO2 (г) ; ∆H°298>0
4. NH4Cl (тв.) ↔ NH3(г) + HCl(г); ∆H°298>0
5*. гидратация этилена
6*. термическое разложение карбоната аммония
Оформление отчета:
Отчет должен содержать:
1. Тему и цель работы.
2. Основные понятия (принцип Ле-Шателье).
3. Примеры задач (1 и 2).
4. Выполненное задание для самостоятельной работы (задачи со знаком *выполняются по желанию на дополнительную оценку).
Практическое занятие №15