Азосоединения. Азокрасители.
Азосоединения – органические вещества, в молекулах которых содержится азогруппа (– N = N – ), связанная с двумя ароматическими радикалами. Общая формула Ar – N = N – Ar. Простейшим представителем является азобензол:
Азобензол – оранжевое кристаллическое вещество, нерастворимое в воде, не является красителем. Чтобы окрашенное вещество было красителем, оно должно закрепляться на различных материалах, сообщая им окраску. Азосоединение будет азокрасителем, если в нем присутствуют хромофорная и ауксохромная группы.
Хромофорные группы – носители цветности. К ним, например, относятся группы:
Ауксохромные группы – закрепляющие краску на материалах. К ним относят группы:
– NН2; – ОН; – СООН; – SО3Н и др.
В лабораторной практике широко используется краситель метилоранж (индикатор), получаемый диазотированием сульфаниловой кислоты с последующим сочетанием с диметиланилином.
Метилоранжевый хорошо растворим в воде, меняет окраску в зависимости от среды: в нейтральной и щелочной – желтая, в кислой – красная.
Азосоединения, азокрасители способны при действии сильных восстановителей (SnCl2; NаНSО3) расщепляться по двойной связи азогруппы с образованием аминогрупп по месту разрыва.
Красители применяются для окрашивания бумаги, древесины, волокон искусственных и синтетических, тканей, кожи, плстмасс, древесины, лаков, резины, пищевых продуктов.
22.5 Вопросы для самоконтроля.
1. Какие соединения называются азо- и диазосоединениями?
2. Таутомерия диазосоединений, строение, общие формулы.
3. Получение диазосоединений, условия протекания реакции.
4. Химические свойства диазосоединений: реакции, протекающие с выделением свободного азота, реакции, идущие без выделения свободного азота.
5. Азосоединения, их получение.
6. Азокрасители, хромофорные и ауксохромные группы. Применение азокрасителей.
7. Какие азо- и диазосоставляющие необходимо взять, чтобы получить краситель метилоранжевый?
8. Какие соединения являются красителями?
а) в)
б) г)
|
|
10. Напишите уравнения реакций диазотирования:
а) n-толуидина; б) м-нитроанилина; в) n-хлоранилина.
22. 6 Обучающее задание №1.
Напишите уравнения реакций получения йодбензола из бензола.
Решение: С6Н6 ¾® С6Н5J
Обучающее задание №2.
Имея в наличии бензол получите м-дихлорбензол.
Решение:
Обучающее задание №3.
Напишите схемы синтеза 2-амино-4-хлорфенола из n-хлоранилина, написав необходимые уравнения реакции.
Решение:
Для решения этого синтеза необходимо группу NН2 заменить на группу ОН и по отношению к ней в о-положение ввести группу NН2. Вначале проводим реакцию диазотирования
n-хлоранилина
Направление группы NО2 в о-положение ориентирует группа ОН, так как она более сильный заместитель I рода, чем группа Сl.
Обучающее задание №4.
Получите краситель, в котором диазосоставлящей является амид сульфаниловой кслоты, а азосоставляющей
м-диаминофенилен, если исходным сырьем является природный газ (СН4). Напишите все уравнения реакций, используя неорганические реагенты.
Решение. Для решения этого синтеза напишем формулы
11) Реакция сочетания:
Обучающее задание №5.
Какие продукты получатся при действии на
п-нитроанилиновый красный сильного восстановителя.
Решение:
Обучающее задание №6.
При действии избытка NаNO2 и НСl на раствор массой 0,1782 г неизвестной аминокислоты выделяется 44,8 мл азота (н.у.). Какова молярная масса аминокислоты и какое строение она может иметь?
Решение: В реакции взаимодействия аминокислоты с NaNO2 и HCl из 1 моля кислоты выделяется 1 моль N2
Исходя из общей формулы аминокислоты СnH2n(NН2 )–COOH определяем количество С атомов 12n+2n+14+2+12+32+1=89, n=2, C2Н4(NН2) – СООН. Это могут быть кислоты:
22. 7 Контрольное задание №1.
Укажите формулы следующих соединений: | |||
1) сульфаниловая кислота | А. [С6Н5N º N]ОН | ||
2) п-аминоазобензол | |||
3) хлорид п-толилдиазония | |||
4) азобензол | |||
5) гидроксидифенилдиазония | |||
6) салициловая кислота | |||
7) хлорид п-нитрофенилдиазония |
| ||
8) п-диметил-аминоазобензол |
| ||
9) о-гидроксиазобензол | |||
10) краситель метилоранжевый |
|
Контрольное задание №2.
Какие из указанных справа реакций являются реакциями: | |||||
1) диазотирования | |||||
2) диазосоединений с выделением N2 | |||||
3) диазосоединений без выделения N2 | |||||
4) восстановление диазосоединений до углеводородов | |||||
5) азосочетания | |||||
6) получение красителей |
| ||||
7) реакция Готтермана-Зандмейера |
| ||||
8) расщепление азокрасителей |
| ||||
|
Контрольное задание №3.
Осуществите следующие превращения:
4)
X1 | X2 | X3 | X4 | |||
А | С6Н5N2Cl | C6Н5ОН | С6Н5N2С6Н4ОН |
| ||
Б | НО3SС6Н4N2Сl | |||||
В | СН3С6Н4N2С6Н4ОН | |||||
Г | С6Н4(NО2)2 | С6Н4(NН2)2 | С6Н4N4Сl2 | C6Н4(ОН)2 | ||
Д | С6Н5NО2 | С6Н4NО2Br | С6Н4NН2Br | |||
Напишите указанные уравнения реакций. |
Контрольное задание №4.
Какие красители получаются при взаимодействии следующих диазо- и азосоставляющих веществ: | |||
А. анилин с диметиланилином | 1) СН3 – С6Н4 – N = N – C6Н4ОН | ||
Б. анилин с фенолом | 2) НО3S – С6Н4 – N = N – C6Н4 – N(СН3)2 | ||
| |||
Г. сульфаниловая кислота с фенолом | 4) NН2SO2 – C6H4 – N = N – C6H4NНСН3 | ||
Д. сульфаниловая кислота с диметиланилином | 5) С6Н5 – N = N – С6Н4 – N(СН3)2 | ||
| |||
Ж. амид сульфаниловой кислоты с метиланилином | 7) С6Н5 – N = N – C6Н4ОН | ||
З. анилин с резорцином | 8) НО3S – С6Н4 – N = N – C6Н4ОН | ||
Напишите уравнения реакций получения красителей. |
Контрольные упражнения.
1. Назовите следующие соединения:
2. Напишите уравнения реакций диазотирования: а) п-толуидина; б) м-нитроанилина; в) о-хлоранилина;
г) сульфаниловой кислоты.
3. Напишите уравнения реакций получения: а) п-хлортолуола из п-толуидина; б) йодбензола из анилина; в) о-крезола из о-толуидина; г) бензойной кислоты из анилина.
|
|
|
|
|
|
| |||
5. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно через диазосоединения получить: а) м-хлорфенол из бензола; б) п-гидроксибензойную кислоту из толуола; в) салициловую кислоту из анилина.
6. Исходя из этана и неорганических реагентов получите йодбензол.
7. Осуществите превращения:
бензол ¾¾® нитробензол ¾¾® резорцин
8. Какие соединения получатся при взаимодействии: а) хлорида фенилдиазония с о-крезолом; б) п-хлорида толилдиазония с о-толуидином;
в) о-хлорфенилдиазония хлорид с диметиланилином.
9. Какие красители получатся при взаимодействии следующих веществ:
диазосотавляющая | азосоставляющая | |
А | п-толуидин | диметиланилин |
Б | сульфаниловая кислота | анилин |
В | анилин | салициловая кислота |
Г | п-хлоранилин | фенол |
Д | амид сульфаниловой кислоты | м-диаминофениленом |
10. Какие диазосоставляющие необходимо взять для получения следующих азокрасителей:
11) Какие амины образуются при восстановлении следующих азокрасителей:
|
13) Предложите схему синтеза: а) п-нитробензойной кислоты из анилина и уксусного ангидрида; б) терефталевой кислоты из анилина и уксусной кислоты.
14) Исходя из метана и неорганических веществ получите краситель метилорнажевый.
15) Рассчитайте массу йодбензола, полученную из 300 мл 3%-ного раствора анилина r = 1,03 г/мл, если выход продукта составил 80%. Ответ: 10,16 г.