Работа с талантами - обязанность каждого руководителя
Любой руководитель — СЕО, президент компании или руководитель подразделения, директор завода, начальник отдела информационных систем, директор магазина или школы — имеет возможность усилить свой коллектив талантов. Он постоянно должен спрашивать себя: «Насколько сильна моя команда и что я могу сделать для ее усиления?»
Усиливая свой коллектив, руководитель должен добиться прихода талантливых сотрудников на все уровни организации. Мы определили шесть действий, которые он должен предпринять для этого:
1. Установить «золотой стандарт» для талантов.
2. Активно участвовать в кадровых решениях на раз
ных уровнях своей организации.
3. Руководить простым, но глубоким процессом оценки
потенциала сотрудников.
4. Внушать установку на таланты всем управленцам во
всей организации.
5. Вкладывать достаточно средств в развитие талантов.
6. Нести самому и возлагать на своих менеджеров
ответственность за силу создаваемых команд.
1. Руководители устанавливают эталон требований к сотрудникам
Вы, как руководитель, должны установить «золотой стандарт» для сотрудников в своей организации. Вы делаете это каждый день: ведь есть определенные стандарты для людей, которых вы нанимаете и удерживаете в компании, и есть критерии оценки их работы. Как часто вы открыто подвергали их сомнению?
На вопрос, есть ли у их высшего руководства единое представление о высокой эффективности, лишь 10% респондентов ответили полностью утвердительно.3 Если высшим руководителям не ясны параметры эталона продуктивности, как можно ожидать от нижестоящих менеджеров ясности в определении талантливости и критериев эффективности?
2. Руководители активно участвуют в кадровых решениях на разных уровнях своей организации
Компании и руководители с установкой на таланты верят, что управленческие таланты принадлежат компании в целом; они рассматривают 100—500 высших руководителей как активы компании. Более того, им понятно, что талантливые люди стремятся к рассмотрению их кандидатур на высшие должности во всех подразделениях компании.
Это не значит, что такие руководители принимают все кадровые решения по сотрудникам, которые на 2-3 уровня ниже их в иерархии. Однако они участвуют в процессе, обеспечивая применение «золотого стандарта» и дополняя список кандидатов. Когда открывается вакансия, они проводят собеседования с финалистами, высказывают свое мнение, а затем обычно позволяют непосредственному начальству принять решение.
Особенно важно участие президента в распределении, развитии, найме и удержании 100—500 высших руководителей компании. Несколько лет назад в компании PepsiCo ее тогдашний президенг Уэйн Каллауэй наложил вето на 30% «окончательных» рекомендаций на вакансии из числа 500 высших руководителей и настоял на том, чтобы организация искала лучших кандидатов в своих рядах и вне компании. Однажды Каллауэй провел не одно, а два собеседования с каждым из двух окончательных кандидатов на должность вице-президента подразделения новой продукции во Frito-Lay, хотя эта должность находилась на три уровня ниже его.5
Если президент постоянно принимает все окончательные решения о найме и продвижении по службе людей, находящихся на два уровня ниже, то другие руководители будут чувствовать, что их полномочия урезаны. Но чаще встречается другая ошибка: недостаточное участие. Всего 31% респондентов в наших исследованиях «Война за таланты» полностью согласились с тем, что их президент «активно участвует в оценке и перемещениях 200 высших руководителей».
3. Руководитель проводит простую, но глубокую оценку потенциала сотрудников
Обсуждаете ли вы таланты в своей компании так же регулярно, подробно и серьезно, как бюджет? Это необходимо делать, однако лишь 18% опрошенных нами директоров компаний полностью согласились, что «ежегодная оценка талантов в нашей компании — такой же серьезный и важный процесс, как и подготовка бюджета».7 Руководители с такой установкой на таланты регулярно проводят эти обсуждения, а результатом становятся четкие планы действий каждого подразделения для усиления своей команды.
Например, Джек Уэлч тридцать дней в год возглавляет процесс оценки талантов в General Electric (знаменитая «Сессия Си»), где обсуждаются 20—50 генеральных директоров каждого подразделения и разрабатываются планы действий. При этом подробно рассматривается соответствие одаренных сотрудников главным приоритетам компании, а также цепочка преемственности по каждому направлению работы. Джек Уэлч, когда его спрашивали, как же GE сможет работать без него, называл «Сессию Си» неотъемлемой частью хорошо работающего механизма компании, которая снимает эту проблему Он объяснял, что процесс оценки талантов продолжится после его ухода из компании и обеспечит наличие плана по усилению команды талантов у каждого руководителя и в каждой организационной единице. Старший вице-президент по кадровым вопросам Билл Конати добавляет: «Нет сомнений в том, что «Сессия Си» — определяющий процесс в GE. Джек вложил в него огромную энергию, но на самом деле «Сессия Си» появилась до его избрания на должность СЕО, и ей будет уделяться огромное внимание и после его отставки».
4. Руководители должны внушать установку на таланты всем управленцам во всей организации
СЕО не могут добиться результатов в одиночку и должны внушать установку на таланты другим руководителям на всех уровнях компании. СЕО могут добиться этого, часто обсуждая с другими руководителями вопросы талантов и включая управление талантами в ключевые сферы компетенции руководства.
Руководители должны демонстрировать эту установку своим собственным поведением. Однако лишь 9% респондентов в наших опросах полностью согласны, что «высшее руководство нашей компании подает пример образцового управления талантами»8, и только 18% полностью согласились, что их высшие руководители рассматривают управление талантами как важную часть своих обязанностей.9 Сравните это с точкой зрения Джека Уэлча: «Я считаю, что моя первоочередная задача — усиливать наши команды. Поэтому я рассматриваю каждый разговор, каждую встречу как возможность поговорить о наших способных сотрудниках, узнать о них и помочь им. Так мы управляем GE». По словам одного управленца, «каждая поездка в лифте с Джеком — «Сессия Си». Такое постоянное внимание со стороны СЕО очень хорошо передает важность талантов и управления ими.
Вы объективно оцениваете результативность работы своих непосредственных подчиненных и пути ее улучшения? Вы решаете вопрос отстающих работников? Вы активно помогаете своим сотрудникам расти и развиваться? Кроме ваших подчиненных, есть ли сотрудники, для которых вы регулярно выступаете наставником? Если вы всего этого не делаете, зачем это делать остальным вашим сотрудникам?
5. Руководители должны вкладывать в таланты достаточно средств
Так как зарплаты, премии и льготы непосредственно влияют на отчет о прибылях и убытках, многие руководители неохотно идут на активные вложения в таланты. Причина в том, что большинство компаний не считают эти расходы инвестициями. Однако руководители, имеющие установку на таланты, делают настоящие инвестиции в новых сотрудников: повышение зарплат, компенсации за переезд, выходные пособия, премии за приход в компанию, опционы на акции и другие элементы, которые могут помочь построить сильный коллектив.
Когда нужно привлекать и удерживать самых талантливых, не ограничивайтесь рамками старых правил определения заработной платы — при необходимости нарушайте или переписывайте их, чтобы привлечь нужных людей со стороны, удержать сотрудников класса А и инвестировать в достаточное количество талантов для роста компании. Давайте рассмотрим пример SunTrust Banks.
В 1995 г. темп роста прибылей в SunTrust Banks — диверсифицированной компании, оказывающей финансовые услуги, — составлял около 4% в год. Чтобы повысить доходность для акционеров до 15% в год, ей необходимо было повысить прибыль от существующих направлений с 4% до 10%. Для достижения этой цели SunTrust действовал на четырех уровнях: новые и улучшенные продукты; новые каналы; усовершенствованные и более экономные операции; и — «больше хороших людей». Поставленная цель была достигнута, и СЕО Фил Хьюманн убежден, что ключевым фактором успеха было привлечение новых лидеров и повышение эффективности работы всех сотрудников.
6. Руководитель должен нести сам и возлагать на своих менеджеров ответственность за силу создаваемых команд
Почти все опрошенные директора компаний сказали нам, что «руководители основных подразделений должны нести ответственность за силу своего коллектива» Это весьма разумно. Но лишь несколько из опрошенных ответили, что в их компании это действительно практикуется. Это одно из самых удивительных открытий, сделанных нами за четыре года исследований.
Почему же компании не требуют от управленцев ответственности за силу их коллектива? Можно возразить, что управление талантами слишком трудно измерить или что компании обычно рассматривают таланты как ресурс на входе, тогда как результативность измеряется на выходе — по темпам роста и прибыльности. Такие рассуждения обоснованны; но уверены ли вы, что у вас никто не должен отвечать за силу коллектива, особенно когда очевидна связь между конкурентным преимуществом и экономической ценностью с одной стороны и вашей способностью создать талантливую команду с другой стороны?
Двадцать лет назад большинство компаний знали, что важны производительность, качество и удовлетворение клиентов. Однако лишь немногие умели измерять эти показатели, а управленцы несли за них ответственность очень редко (если вообще несли). И только когда все компании научились измерять эти факторы, они стали основными критериями бизнеса.
А сейчас пришло время взять на себя ответственность и за силу коллективов. Ответственность может и должна быть основой. Но как этого добиться?
Каждая единица организации — магазин, исследовательская лаборатория, торговое подразделение — должна поставить от 3 до 6 конкретных целей по усилению команды талантов на будущий год. (Конечно, цели из года в год будут меняться.) В процесс определения целей должны быть вовлечены несколько человек из подразделения и несколько — из вышестоящего звена организации. Для измерения успеха также потребуются ряд дискуссий и постоянная оценка силы коллектива. К сожалению, большая часть компаний сейчас не проводит такую оценку.
Эти шесть действий будет нелегко осуществить: на них уйдет от 30 до 50% вашего времени. Вы спросите: «Где же его взять? У меня уже есть три основных приоритета». Во-первых, на каждой встрече, в каждом телефонном разговоре и поездке говорите о связанных с талантами аспектах рассматриваемого вопроса. Возвращайте каждую дискуссию к плану действий, который возник в результате оценки способностей сотрудников. Поднимайте эту
тему по 10—12 раз за день. Во-вторых, вопросы талантов должны вытеснять менее важные темы: делегируйте некоторые свои задачи талантливым управленцам, работающим с вами.
Проще говоря, как лучше использовать свое время? Председательствовать на собраниях по бюджетным вопросам? Посещать клиентов? Выбирать товары? Но если бы у вас работали более профессиональные сотрудники, вы могли бы делегировать им некоторые из этих заданий. Подумайте, сколько выгодно проведенных часов вы получите за каждый час, потраченный на усиление своей команды или на помощь в этом вашим сотрудникам.
Нет ничего необязательного
CEO Amgen Кевин Шерер уделяет много времени и внимания управлению талантами. Он убежден, что построение сильной цепочки преемственности талантов так же важно для успеха компании, как и построение непрерывного потока продукции. Он даже убежден, что эти вещи взаимосвязаны и что это — два основных приоритета Amgen.
Шерер так описывает построение цепочки преемственности талантов: «Я попытался убедить высшее руководство, что они глубоко заблуждаются, если считают кадровые вопросы обязанностью только лишь отдела персонала. Каждый управленец должен нести за это ответственность. Только так мы усилим цепочку преемственности талантов».
Чтобы определить перспективных сотрудников для развития и увеличения ответственности и построить цепочку преемственности талантов, Шерер внедрил систему оценки для 500 высших руководителей компании. Также были определены важные пробелы в кадрах по направлениям исследований, продаж, маркетинга, планирования и управления персоналом. Чтобы ликвидировать эти пробелы, Шерер нанял на должности из высшей сотни несколько десятков высокоталантливых людей со стороны, а также начал активно развивать перспективных сотрудников из рядов компании.
На вопрос, насколько Шерер уверен в своей способности убедить руководителей, менеджеров и ученых принять установку на таланты, он ответил: «Мы делаем заметные успехи. Те, кто работает со мной, не могут отказаться от усиления своего коллектива».