Основные итоги реструктуризации угольной отрасли
Закрытие неперспективных и особо убыточных шахт и разрезов оказало положительное влияние на состояние шахтного фонда. Если в 1992 году преимущественный объем составляла добыча угля из особо убыточных и неперспективных шахт, то в 2000 г. доля добычи угля перспективными шахтами увеличилась почти до 70%.
В процессе реструктуризации отрасли численность работников снизилась с 859,6 тыс. чел. в 1994 году до 339,5 тыс. чел. на начало 2002 года.
В результате закрытия убыточных предприятий, сокращения численности персонала, концентрации производства на эффективно действующих предприятиях с 1997 г. удалось вывести угольную отрасль страны на устойчивый рост производительности труда, а также увеличить нагрузку на очистной забой по сравнению с 1992 годом. В 2001 году среднемесячная производительность труда рабочего по добыче угля составила 116 т.
К 2001 году были завершены ликвидационные работы на 158 шахтах. В отрасли в это время действовало 116 разрезов и 103 шахты. В это время объем добычи угля частными угольными компаниями составил 77,2%.
Выделение дотаций на покрытие убытков с 2002 г. полностью прекращено. В настоящее время угольная отрасль Кузбасса полностью передана в частные руки.
В целом реструктуризация угольной отрасли, несмотря на немалые социальные издержки, привела к положительным результатам. Угольная отрасль России сегодня – это потенциально перспективная отрасль.
Потенциал ископаемого угля
В XXI веке нарастающими темпами формируется постиндустриальное общество, в котором кардинально перестраивается весь уклад жизни человечества: стремительно развиваются технологии, формируется единое общемировое информационное пространство, главной основой прогресса становится человек с его высоким образовательным и профессиональным уровнем, происходит процесс глобализации мировых рынков.
В конце XX века, когда мир вступил в постиндустриальную эпоху и энергопотребление неизмеримо увеличивалось, современная энергетическая модель должна учитывать такие факторы, как энергетическая безопасность, экономическая эффективность (цена этой безопасности), охрана здоровья людей, окружающей среды и т.д.
Энергетическая безопасность подразумевает бесперебойное энергоснабжение в текущий момент, краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Экономическая эффективность подразумевает обеспечение энергетической безопасности с наименьшими издержками и наибольшей отдачей.
Повышение энергопотребления должно находиться в гармонии с окружающей средой и способствовать улучшению качества жизни населения.
Ископаемый уголь с долгосрочных и глобальных позиций мировой энергетической безопасности остается самым надежным и первичным энергетическим ресурсом. Уголь остается энергоносителем, способствующим научно-техническому прогрессу и в XXI веке. Мировые запасы угля многократно превышают запасы других видов первичных энергоносителей. На долю угля приходится более 80% мировых ресурсов ископаемых энергоносителей, на долю нефти и газа – 17%.
Общие геологические ресурсы углей мира оценены в 14810 млрд. т. Причем 5 стран – Россия, США, КНР, Австралия, Канада – обладают 80% мировых ресурсов и 65% запасов угля.
На земле насчитывается более 3600 угольных бассейнов и месторождений. 7 из них относятся к бассейнам-гигантам, геологические запасы каждого из них превышают 500 млрд.т.: Ленский, Тунгусский, Таймырский, Канско-Ачинский, Кузнецкий (Россия), Алма-Амазона (Бразилия) и Аппалачский (США).
Ископаемый уголь подразделяется на два типа – энергетический и коксующийся. Он необходим для производства тепловой и электрической энергии, для выплавки чугуна и стали, а так же уголь используется как сырья для глубокой химико-технологической переработки и получения новых полезных для общества продуктов. В настоящее время существуют технологии по созданию из угля синтетического бензина (искусственное жидкое топливо, ЮАР «Сасол»), подземной газификации угля. Так же существуют разработки по применению нанотехнологий при добычи угля, к примеру еще в 70-х гг. XX века были созданы бактерии способные поглощать метан в угольных пластах.
Так же предполагается, что в глубоких горизонтах Кузнецкого бассейна (6-9 км) есть нефть, а, значит, должен быть и попутный газ зажатый огромной толщей углевмещающих пород и угольных пластов. Значимость данной проблемы выходит за пределы Кузбасса и приобретает международные значения.