Рационального потребителя
Поскольку поведение потребителя определяется и его бюджетными возможностями, и его предпочтениями, то попробуем это изобразить графически. Для этого совместим на графике карту кривых безразличия и бюджетную линию (рисунок 5.4).
На рисунке бюджетная линия пересекает одну кривую безразличия и касается второй. Точки пересечения и касания соответствуют трем вариантам набора товаров. Какой же именно набор товаров принесет
Рисунок 5.4–Равновесие потребителя
покупателю максимально возможное удовлетворение его потребностей в двух товарах? Этому условию удовлетворяет точка С.
Именно в ней потребитель достигает наибольшей полезности от потребления товаров, возможной при его уровне дохода, а если это так, то он не стремится к дальнейшему поиску другого соотношения двух товаров. В этом случае говорят, что он находится в состоянии равновесия.
На поведение потребителя и количество покупаемых товаров в значительной мере влияет изменение цены этих товаров. Это влияние проявляется двумя эффектами:
1. Эффект дохода, суть которого в том, что снижение цены позволяет, не изменяя сумму расходов на данный товар, приобретать его в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя по отношению к данному товару, что повышает возможности потребления этого товара.
2. Эффект замещения, состоящий в том, что если упала цена на определенный товар, то по сравнению с ним остальные выглядят более дорогими, хотя их собственные цены могут и не изменяться. Следовательно, покупатель чисто психологически стремится «заменить» другие товары подешевевшими, увеличивая их потребление, так как это обеспечивает ему дополнительный эффект дохода, расширяет его покупательские возможности.
Таким образом, потребитель стремится вести себя на рынке рационально, а это значит, что:
· он стремится максимально удовлетворить свои потребности (чем больше товаров, тем лучше);
· он приходит на рынок с уже сложившимися предпочтениями;
· его потребительские предпочтения транзитивны (спрос может перемещаться: если набор товаров А лучше набора товаров В, а набор товаров В лучше набора товаров С, то набор товаров А предпочтительнее набора товаров С);
· он старается так распределить свои денежные средства при данных ценах и доходе, чтобы получить максимум полезности.
Ключевые понятия
Полезность– это удовлетворение, которое получает покупатель, используя купленную вещь.
Предельная полезность –полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы товара.
Общая полезность –сумма предельных полезностей каждого из товаров.
Закон убывающей предельной полезности –предельная полезность товара уменьшается с увеличением потребляемого его количества.
Предпочтение потребителя –желание потребителя из множества товаров и услуг выбрать их оптимальный набор.
Бюджетные ограничения потребителя –ограничение возможностей потребителя в удовлетворении потребностей в товарах и услугах его денежным доходом и ценами на эти товары и услуги.
Рациональный потребитель –потребитель, который ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе. Это потребитель, расходующий свои деньги наиболее эффективно.
Кривая безразличия – это совокупность точек, каждая из которых демонстрирует возможную комбинацию двух товаров, дающих потребителю одинаковое удовлетворение потребности, то есть имеющих для него одинаковую общую полезность.
Бюджетная линия – это совокупность точек, каждая из которых представляет собой комбинацию двух товаров, которые могут быть приобретены при данном уровне дохода покупателя и данном уровне цен на эти товары.
ТЕМА 6. ТЕОРИЯ ФИРМЫ
Цель темы – дать представление об основных производителях товаров и услуг – предприятиях (фирмах) и важнейших функциях, выполняемых ими, раскрыть суть издержек и доходов предприятий (фирм).
План темы
6.1 Понятие, цели и функции фирмы. Организационно-правовые формы фирм.
6.2 Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы.
6.3 Издержки производства: явные и неявные, внешние и внутренние, постоянные и переменные.
6.4 Доход фирмы.
Понятие, цели и функции фирмы.