Количественный и порядковый подходы к анализу мотивов рационального поведения потребителя. Кардинализм и рационализм

Что скорее всего спросят (жирным в оглавлении – то, что точно спросят):

1 Что значит рациональное поведение потребителя (определение + смысл)?

2 Что значит мотивы рационального поведения (определение + связь)?

3 Что такое количественный и порядковый подходы (определение + смысл)?

___________________________________

1)Рациональное поведение потребителя:

Потребительский выбор – оптимальный выбор, обеспечивающий

достижение потребителем наибольшей полезности в условиях ограничен-

ности ресурсов (денежного дохода).

Т.к. всякий потребитель стремится к получению максимальной полезности* (т.е. к максимальному удовлетворению своей потребности) от потребления блага. Однако если благо и обладает полезностью для потребителя, то существуют факторы, ограничивающие возможность приобретения благ. Это цена товара и доход потребителя (бюджетные ограничения).

Поскольку величина дохода и цены заданы, то потребитель не может купить все те блага, которые ему хотелось бы. Бюджетное ограничение и, следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляют потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности)выбираемых товаров. Потребитель, который стремится максимизировать совокупную полезность в условиях бюджетного ограничения, определяемого уровнем его доходов и существующими ценами, – это рациональный потребитель.

2)Мотивы рационального поведения:

Мотивы (фр. motif) — это побуждения, мечты, желания или соображения, которые инициируют некоторую последовательность действий, представляющих собой поведение. Поведение человека определяется бесчисленным множеством мотивов, поскольку в любой момент он испытывает различные потребности. Однако большинство из них не являются достаточно сильными, чтобы заставить его действовать. Потребность становится мотивом только тогда, когда достигает достаточного уровня интенсивности. Мотивы совершения покупок можно подразделить на рациональные и эмоциональные.

Итак, рациональный мотив заставляет потребителя объективно оценивать:

• что ему нужно для удовлетворения потребности;

• количество товара, которое ему нужно получить(купить) сразу;

• количество финансов, которое он может выделить на покупку;

• критерии выбора, которые он установит в зависимости от степени важности;

• источники информации о продукте;

• более рациональное место покупки;

• выгоды, все функциональные и эстетические характеристики продукта.

3)Количественный и порядковый подходы:

Существуют две концепции(два подхода) теории потребительского поведения:

-количественная или кардиналистская (от математического понятия – кардинальное (количественное) число: один, два, три и т.д.);

-порядковая или ординалистская (от математического понятия – ординальное (порядковое) число: первый, второй, третий и т.д.).

Представители кардиналистской теории (К. Менгер, Е. Бем-Бавери, У. Джевонс, Л. Вальрас) полагали, что потребитель в состоянии достаточно точно оценивать величину полезности потребляемых им товаров. Она может быть измерена в абсолютном выражении – в такой единице, как «ютиль» (от лат. utility – полезность).

Целью же потребления является получение максимума полезности. При этом полезность от потребления товара зависит лишь от количества потребляемых единиц этого товара. Поэтому теория и получила название «количественной».

Достоинства:

1. Позволяет достаточно легко и быстро определить полезность любого товара или его единицы. Так как полезность выражается через конкретные величины — посредством этого можно легко сравнить полезности по всем наборам благ и выделить оптимальную величину потребления.

Недостатки:

1. Невозможно ранжировать все вещи, товары и услуги по величине полезности. Ютиль — это нестандартная единица измерения, поэтому нельзя абсолютно точно сказать, чему он равен и как устанавливается, т. е. отсутствует сам механизм соотнесения.

2. В соответствии с этим получается, что каждому благу совершенно необоснованно может быть приписана практически неопределённая величина. Иными словами, не существует в мире такого прибора, который бы мог измерять полезность.

3. Невозможность рассчитать общую полезность благ, если она сама по себе различается по всем общественным группам и на уровне индивида.

То, что может быть удобно одному человеку, что полностью удовлетворяет его потребности, не может быть применимо к другим. Дело в том, что потребности носят различный характер, дифференцированную структуру и удовлетворяются каждым экономическим субъектом по-разному.

4. Полезность практически не может быть измерена в абсолютных величинах. К примеру, температура в 100° С (100 градусов по Цельсию) «в два раза выше», чем 50° С. Однако по Фаренгейту данные величины будут составлять соответственно 212° F и 122° F, т. е. порядок сохраняется прежним, но первая температурная величина уже не в два раза превышает вторую.

В ординалистской теории потребления (от нем. «die Ordinun» – порядок) при анализе используются не количественные, а порядковые показатели, поскольку в количественных единицах (ютилях) измерить полезность блага очень сложно и практически невозможно.

Основная идея ординалистов (В. Парето, Е. Слуцкого, Дж. Хикса) заключается в том, что если потребитель не может количественно измерить полезность определенного набора благ, то он может сравнивать различные потребительские наборы с точки зрения их предпочтительности, т. е. их расстановки в соответствии с порядковым номером.

Функция полезности принимает большее значение для тех товаров, которые предпочтительнее для потребителя. Для равноценных наборов товаров полезность принимает одинаковое значение.

Достоинства:

1. Предоставляет возможность установления между различными благами отношений предпочтения и безразличия

2. Использование относительного анализа, который определяет предпочтений одних комбинаций товаров покупателей другим комбинациям.

Недостатки:

1. Относительный (неточный) подход

Наши рекомендации