Правила рационального поведения потребителя

Кардиналистский (количественный) подход к анализу полезности.

Постулаты теории поведения потребителя:

1) Денежный доход потребителя ограничен;

2) Цены не зависят от количества покупаемых благ;

3) Потребитель прекрасно представляет предельную полезность всех продуктов;

4) Потребитель стремится максимизировать функцию полезности потребляемых благ.

5) Функция полезности максимизируется в том случае, если потребитель сможет распределить свой ограниченный бюджет таким образом, что каждая последняя денежная единица, потраченная на приобретение того или иного блага, принесет потребителю одинаковую полезность (потребитель будет находиться в состоянии равновесия). Это второй закон Госсена.

Условием равновесия потребителя является равенство отношения предельной полезности товаров и их цен.

Следующий подход к анализу полезности - ординалистский (порядковый).

Ординалисты нашли метод соизмерения не отдельных полезностей благ, а наборов полезностей.

От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-либо единицах, достаточно упорядочить товарные наборы по их предпочтительности. Понятие «полезность» означает порядок предпочтения.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребления. Т.е. это множество точек, каждая из которых представляет такой набор двух благ, что потребителю безразлично, какой набор выбрать.

· Зона замещения - участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим.

· Предельная норма замещения (MRS) - это количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено или уменьшено, чтобы полностью скомпенсировать потребителю уменьшение или увеличение потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

· Карта кривых безразличия - это совокупность кривых безразличия, которые отличаются друг от друга по уровню полезности. Чем дальше от начала координат находится кривая, тем большую полезность она обеспечивает потребителю.

· Бюджетная линия показывает все возможные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на эти блага и данной величине его дохода.

· Точка касания кривой безразличия с линией бюджетного ограничения означает условие равновесия потребителя.

На рациональный выбор потребителя оказывают влияние эффекты замещения и дохода.

Эффект замещения заключается в сохранении достигнутого уровня потребления при изменении рыночных цен на какой-либо товар и при сохранении уровня дохода потребителя.

Эффект дохода заключается в изменении достигнутого уровня потребления при изменении дохода потребителя и неизменных рыночных ценах.

Линия «доход - потребление» проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с различным уровнем дохода. Эта кривая названа Дж. Хиксомкривой уровня жизни.
Рассмотрим некоторые свойства кривых безразличия:
• кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Между количествами благ X и Y существует обратная связь. При уменьшении потребления одного блага, для компенсации потерь и сохранения прежнего уровня полезности, потребитель должен увеличить потребление другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон;
• кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Выше отмечалось, что при увеличении потребления одного блага потребитель должен уменьшить потребление другого блага. Выпуклость кривой безразличия по отношению к началу координат является следствием падения предельной нормы замещения. Пологий спуск кривой безразличия вниз или подъем наверх свидетельствует об убывании темпов замещения одного блага другим по мере уменьшения доли данного блага в потребительской корзине;
• абсолютная величина наклона кривой безразличия равна предельной норме замещения. Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Данное соотношение характеризуется предельной нормой замещения;
• кривые безразличия не пересекаются. Один и тот же потребитель не может характеризовать один и тот же набор благ различными уровнями полезности. Следовательно, две кривые безразличия, представляющие различные уровни полезности, не могут пересечься;
• возможно построить кривую безразличия, проходящую через любой набор благ. Кривую безразличия можно построить для любой пары благ, приносящих определенный уровень полезности. Именно по этому принципу строится карта безразличия, дающая полную информацию о системе предпочтений потребителя.



Наши рекомендации