Указания для студентов очной формы обучения
Методика написания курсовой работы
Последовательность выполнения курсовой работы:
- определение темы курсового проекта;
- подбор литературы, справочников и других источников по теме исследования;
- изучение литературы и отбор на ее основе нужной информации;
- обоснование актуальности темы курсовой работы;
- определение структуры курсовой работы;
- анализ литературы по теме исследования и критическое изложение состояния изучаемого вопроса;
- поиск, анализ и обобщение практического опыта;
- написание введения и теоретического раздела курсовой работы;
- оформление практического материала курсовой (расчеты, графики, таблицы, диаграммы, и тд.);
- формулирование выводов и заключения;
- составление списка используемой литературы;
- подготовка приложений;
- оформление титульного листа и представление работы преподавателю (руководителю);
- подготовка к публичной защите курсовой работы.
Работа выполняется по вариантам.Номер варианта определяется по последней цифре зачетной книжки студента. Если последняя цифра равна 0, то выполняется вариант 10.
В соответствии с обозначенным вариантом следует остановиться на одной из предложенных тем. В отдельных случаях по согласованию с преподавателям возможно представление работы по теме, не указанной в перечне, но с обязательным ее соответствием содержанию курса.
Введение курсовой работы - это вступление научно-исследовательской работы, где доказывается актуальность темы, объясняется практическая значимость ее, определяются цели и задачи практического задания по комплексному анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Первый раздел - теоретический , исследуется история и теория проблемы, дается критика литературы и показывается мнение автора
Второй раздел является практическим, в нем представлены расчеты, графики, таблицы, схемы, иллюстрации и т.п. социальной эффективности предлагаемых мероприятий.
В заключении содержатся итоги работы, выводы и рекомендации автора. Заключение должно быть кратким, обстоятельным и соответствовать поставленным задачам.
Список литературы представляет собой перечень использованных книг и статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходе списка указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.
Приложения к курсовой работе оформляются на отдельных листах, причем каждый должен иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: « Приложение 1».
Требования к теоретическому разделу курсовой работы.
Теоретическая часть курсовой работы должна демонстрировать умение студента:
· самостоятельно осуществлять аналитический обзор научных монографий, трудов и статей;
· применять навыки обработки и анализа статистической информации по исследуемой проблеме;
· производить оценку накопленного хозяйственного опыта (отечественного и зарубежного) решения изучаемой задачи;
· доказать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой гипотезы;
· делать определения и уточнения основных понятий и положений теоретического вопроса;
· связно обобщать изученный материал и давать рекомендации по результатам научного исследования.
Объем теоретического раздела курсовой работы не должен превышать 20 страниц печатного текста.
Указания для студентов очной формы обучения.
Теоретический раздел курсовой работы должен быть представлен в форме реферата. Реферат – это самостоятельное научное исследование, где студент раскрывает суть поставленной проблемы, называет различные точки зрения, а также собственные взгляды на ее решение. Содержание реферата должно быть логичным, изложение материала – проблемно-тематическим.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть изложены в письменном виде или в форме публичного доклада на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам. Требования к оформлению реферата аналогичны указаниям к выполнению курсовой работы.
Содержание курсовой работы зависит от тематики разработки, индивидуального задания каждого исполнителя и конкретной задачи, которая определена темой работы. Однако во всех случаях основное содержание работы представляется в виде пояснительной записки, которая должна давать полное представление о цели работы, задачах, решаемых студентом, проведенных им расчетах и сделанных на их основании выводах. Для каждого направления работы в пояснительной записке выделяется отдельный раздел, где кратко излагается необходимый теоретический материал и приводятся выполненные на его базе расчеты.
В таблице 1 приведено типовое содержание, которое в зависимости от темы может быть изменено как по структуре, так и по объему. Предельный объем пояснительной записки до 30 страниц рукописного текста. При возможности студент может представлять пояснительную записку в машинописном виде.
При пользовании литературой студент должен критически оценивать материал, выбирать самое основное, необходимое для работы. Излагать лучше своими словами, учитывая специфические особенности выбранной отрасли, а также современную ситуацию в ней. Помните, что отрасль динамично развивается, постоянно обновляются технологии организации и обслуживания, нормативно законодательная база, совершенствуется рынок. Знакомство с современной нормативно-законодательной базой, регламентирующей деятельность предприятия в данной области, является обязательным. Студент обязан освоить выбранный раздел курса более глубоко, чем он излагается в базовом учебнике по курсу "Экономика предприятия", свободно пользоваться всеми экономическими терминами, которые использованы в работе, хорошо изучить всю нормативно-законодательные ограничения и понимать суть проблем, стоящих перед предприятиями и данной конкретной области.
Таблица 1.
Типовое содержание работы
название раздела | назначение и суть содержания | примерный объем |
Введение | определяются цели выполнения работы, основные задачи и проблемы, стоящие перед предприятиями в той области, которая излагается в работе. | 1-2 стр. |
Теоретическая часть | реферат по теме курсовой работы | 10-15 стр. |
Практическая часть | выполнение расчетной работы по заданным исходным данным и параллельным изложением теоретического материала, необходимого для правильного выполнения расчетов | 5-8 стр. |
Заключение | обобщаются знания, полученные студентом в процессе выполнения курсовой работы | 1-2 стр. |
Список литературы | указывается вся (в том числе и нормативно-справочная литература) которая использовалась при выполнении работы в соответствии с требованиями ГОСТ. | 1 стр. |
Оглавление | Указание названия всех разделов работы и страниц, на которых они изложены | 1 стр. |
После выбора темы и получения задания на курсовую работу студент совместно с руководителем составляют календарный план-график работы, в котором отражены основные этапы и контрольные сроки, включая заключительный этап - защиту работы. Примерный календарный план-график работы для 3 семестра обучения длительностью 18 недель представлен в таблице 2.
Студенты заочного отделения планируют свою работу самостоятельно, придерживаясь учебных графиков, полученных в заочном отделении. Однако следует руководствоваться тем, что к моменту сессии, в которую включен проект, он должен быть проверен преподавателем и допущен к защите. Поэтому студент-заочник должен рационально спланировать в графике время работы над проектом в период между сессиями и своевременно передать его на проверку руководителю.
Таблица 2.
Календарный план-график выполнения курсовой работы
Название этапа работы | длительность этапа | контрольный срок |
знакомство с задачами курсовой работы и выбор темы | 2 недели | 10.02 |
получение задания на курсовую работу | 1 неделя | 17.02 |
библиографический поиск необходимой литературы | 2 недели | 3.03 |
знакомство со специальной литературой и нормативно-законодательной базой | 4 недели | 31.03 |
выполнение расчетов | 3 недели | 21.04 |
оформление пояснительной записки | 2 недели | 5.05 |
проверка работы преподавателем и исправление замечаний для получения допуска к защите | 2 недели | 19.05 |
защита курсовой работы | 2 недели | 2.06 |
Первым этапом работы над темой следует считать ознакомление со специальной литературой в библиотеке. Для этого нужно предварительно ознакомиться с библиографией и составить список необходимой литературы. Очень полезно систематически прорабатывать специальную литературу, включая издания экономических журналов и газет.
Проведя библиографический поиск и ознакомившись с литературой, необходимо составить примерный план реферата. План вместе с составленным списком литературы лучше всего согласовать с руководителем работы до начала выполнения реферата. Преподаватель может внести изменения в них с целью более полного раскрытия темы, уточнения последовательности изложения материала, проверит, все ли необходимые нормативно-законодательные документы вами найдены. Консультация с руководителем на данном этапе работы избавит Вас от ненужной работы или необходимости доработки реферата.
К защите допускаются работы, отражающие требования задания на курсовую работу и успешное решение поставленных целей. Преподаватель, проверяющий работу, делает отметку на титульном листе о проверке и допуске к защите.
Защита проводится в дни и часы, назначенные руководителем. Студент излагает кратко в своем сообщении (до 5 минут) поставленную перед ним задачу, анализ состояния вопроса, методы его решения и конкретные результаты работы. После этого руководитель или присутствующие на защите могут задать интересующие их вопросы по данной работе. В ответах на вопросы студент должен четко излагать свои знания и суть выполненной работы, чтобы можно было дать объективную оценку его труду.
Оценка производится по установленной бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно). В случае неудачи, студент должен получить рекомендации по устранению дефектов в работе с целью успешной последующей защиты. По решению руководителя в отдельных случаях может быть определена новая тема и выдано задание на другую работу.