Систематизация информации по оценке видов бизнеса и портфеля заказов
Оценка силы бизнеса проводится по каждому товару и сегменту рынка. Параметры оценки:
- лидерство по инноватики и издержкам относительно конкурентов;
- конкурентные преимущества;
- доля рынка;
Для оценки видов бизнеса уточняются центры прибыли, т.е. бизнес-единица, для чего разрабатываются специальные матрицы, которые могут охватывать группы товаров по схожим потребительным свойствам или по сегментам рынка.
На основе оценки видов бизнеса по их прибыльности оценивается портфель заказов, по результатам оценки которого разрабатывается стратегия диверсификации ассортимента и видов бизнеса.
1. Выбор альтернативного варианта стратегии включает:
- оценку потенциала фирмы и развитие возможностей завоевания новых рынков с учетом распределения ресурсов и подготовки персонала;
- на основе имеющихся возможностей уточняется анализ конкурентных преимуществ.
В связи с этим проводится тщательная оценка и выбор стратегической зоны хозяйствования. Стратегическая зона хозяйствования оценивается по привлекательности сегментов рынка и по параметрам построения фирмы.
А именно, оценивается:
- уровень конкуренции
- уровень спроса
- технологичность рынка
- платежеспособность
- доступность
- отраслевые ограничения
- уровень монополизации
- уровень развития инфраструктуры
- стратегические зоны хозяйствования
Дополнительно по стратегической зоне хозяйствования оценивается как центр прибыли (на региональном рынке).
Параметры оценки:
- оценка существующего спроса на товар и на заменитель без участия фирмы
- оценка уровня технологичности и качества на основе сертификатов, лицензий
- особенности поведения потребителя, связанные с потреблением товара
Параметры привлекательности сегментов рынка
- ценовая политика
- уровень спроса
- ожидаемый объем продаж
- уровень конкуренции (конкурентные преимущества лидеров)
- уровень технологичности рынка
- демографические особенности
- уровень развития инфраструктуры
- действенность рекламы
- фин. устойчивость и сбалансированность
- потенциальные возможности роста, лидерства, интеграции
- уровень угроз и рисков
Кроме основных параметров оценка привлекательности стратегической зоны осуществляется на основе прогнозирования параметров рынка:
1) прирост численности потребителей
2) степень насыщения спроса
3) темпы роста рынка
4) степень обновления технологий
5) гос. регулирование параметров рынка
6) колебания рентабельности в отрасли
7) колебание цен
8) уровень стабильности структуры рынка
9) интенсивность рекламы
10)уровень диверсификации
Т.о. сочетание возможностей роста, изменение рентабельности, оценка уровня нестабильности факторов окр. среды дает возможность измерить и получить оценку привлекательности выбранного сегмента рынка. На основании полученных данных делается оценка конкурентного статуса в выбранном сегменте рынка, что дает возможность формировать потенциал и стратегию фирмы.
Оценка конкурентного статуса
Конкурентный статус фирмы представляет собой потенциальные возможности, соответствующие требованиям мирового рынка, поэтому формирует свой потенциал на основе оценки конкурентного статуса по параметрам ведущего конкурента.
Параметры:
- технологичность
- конкурентные силы бизнеса и самой фирмы
- способность конкурировать с силами данного сегмента
- доля рынка
- предполагаемый объем продаж
- ценовая политика
- рейтинговый коэффициент фирмы
Для обеспечения конкурентного статуса фирма должна управлять стратегическим набором роста:
- фин. стабильность
- уровень издержек
- рыночный баланс
- совершенствование технологий
- перспективы роста рентабельности
- перспективы роста объема продаж
- интегральная матрица жизненного цикла товара
- конкурентные преимущества
- ценовая политика
На основе стратегического набора роста рассчитываются потенциальные возможности стратегического развития фирмы. Кроме того, фирма должна осуществлять мониторинг факторов, влияющих на конкурентоспособность фирмы:
- определение темпов замедления роста спроса
- увеличение издержек
- учет конкурентных преимуществ лидеров отрасли
- загруженность производственных мощностей возрастание себестоимости
- переход на другой вид товаров или услуг
- выпуск новой продукции лидерами
- появление новых конкурентов
- изменение курса валют и уровня инфляции
Т.о. фирма учитывает динамику факторов окр. среды, прогнозирует динамику данных параметров, осуществляет экстраполяцию тенденций увеличения риска, нестабильности среды.
Оценка привлекательности сегмента рынка осуществляется на основе контроля за динамикой основных параметров бизнеса фирмы.
На основе полученных данных дается оценка стратегического потенциала фирмы.
Уточняется миссия и цели фирмы, отрабатываются конкурентные преимущества на основе сильных сторон фирмы.
В условиях рыночных отношений оценка потенциала имеет важное значение:
1) формирование потенциала, совершенствование и развитие как материального фактора повышения эффективности бизнеса;
2) потенциал организации - совокупность динамически связанных локальных потенциалов, т.е. возможностей фирмы, он указывает на конкурентоспособность фирмы и ее бизнеса.