Особенности использования в оценке бизнеса результатов анализа внешней и внутренней информации

Сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки, является одним из важнейших этапов проведения оценки стоимости бизнеса. Требования к процедуре сбора и анализа информации установлены ФСО № 1 (федеральным стандартом оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», утвержденным Приказом МЭРТ России от 20.07.2007 № 256). Информация, используемая при проведении оценки, должна быть проверена на соответствие требованиям достаточности и достоверности, а также соответствовать принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности в соответствие с ФСО №3 (федеральным стандартом оценки "Требования к отчету об оценке", утвержденным Приказом МЭРТ России от 20.07.2007 № 254).

По отношению к объекту оценки выделяют информацию внешнюю, характеризующую условия функционирования объекта в отрасли, регионе, экономике страны в целом. В соответствие с п.18 ФСО №1 к такой информации относятся данные о «политических, экономических, социальных и экологических и прочих факторах, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки», а также данные о «спросе и предложении на рынке, к которому относится объект оценки, включая информацию о факторах, влияющих на спрос и предложение». К внутренней информации относят данные, которые дают представление о деятельности оцениваемого объекта (предприя­тия). В первую очередь, это «правоустанавливающие документы, сведения об обременениях, связанных с объектом оценки, информацию о физических свойствах объекта оценки, его технических и эксплуатационных характеристиках, износе и устареваниях, прошлых и ожидаемых доходах и затратах, данные бухгалтерского учета и отчетности, относящиеся к объекту оценки».

Результаты анализа внешней информации оказывают непосредственное влияние на процесс оценки стоимости бизнеса.

Данные о политической нестабильности в стране диктуют необходимость учесть существующий политический риск в расчетах, например, путем увеличения ставки дисконтирования в методе дисконтирования денежных потоков и прогнозировании самого потока на пессимистическом уровне.

Если ретроспективный анализ показывает, что цены на продукцию, которую реализует оцениваемое предприятие, а также затраты данного предприятия существенно зависят от инфляционных процессов, следовательно, при планировании показателей валовой прибыли, выручка и себестоимость продукции должны быть увеличены как минимум на инфляционную составляющую. При этом учитывается структура выручки и себестоимости.

Данные о состоянии и темпах экономического развития дают возможность спрогнозировать различные финансовые показатели. Если анализ показывает существенный спад в экономике, то это может сигнализировать о повышении вероятности банкротств, следовательно, оптимистические прогнозы в отношении выручки, прибыли, денежного потока не будут обоснованы и достоверны. Напротив, данные об экономическом росте, положительной динамике совокупного общественного продукта, говорят об улучшении инвестиционного климата в стране, увеличении потребительского спроса. Это дает возможность прогнозировать увеличение сбыта продукции и ожидаемой прибыли.

Уровень доходности по государственным долгосрочным ценным бумагам играет значительную роль в оценке бизнеса, так как часто именно этот показатель используется в качестве безрисковой ставки в методах доходного подхода.

Данные о валютном курсе и его динамике необходимы оценщику, если принято решение о соответствующей корректировке финансовой отчетности, так как данная корректировка проводится именно по данным наиболее стабильной валюты.

Социальные факторы, в первую очередь, уровень занятости и жизни населения, также сигнализирует об активности и спаде потребительского спроса.

Налоговое законодательство и планируемые изменения в сфере налогов, непосредственно влияют на расчеты финансовых показателей. Так увеличение ставки единого социального налога или налога на прибыль приведет (при прочих равных условиях) к снижению чистой прибыли предприятия, предоставление предприятиям права перечислять налог на добавленную стоимость раз в квартал, а не раз в месяц, сохранит его денежный поток, расширение перечня расходов по обслуживанию долга (заемного капитала), которые предприятие может относить на уменьшение налоговой базы при исчислении налога на прибыль, повлияет на расчет средневзвешенной стоимости капитала.

Знание условий функционирования предприятия в отрасли необходимы для принятия решения о стоимости бизнеса. В первую очередь, это информация о нормативно-правовом регулировании данного вида бизнеса, условиях конкуренции, состоянии рынков сбыта продукции, темпах роста в данной отрасли.

В основе правового регулирования любого вида бизнеса лежат нормы гражданского законодательства, но для осуществления некоторых видов деятельности необходимо соблюдение специфических норм и правил (например, минимальный уровень уставного капитала, обязательность лицензирования, страхования ответственности, наличие специального образования руководителя и т.д.). Более того, по некоторым финансовым показателям могут быть установлены нормативы, характеризующие финансовое положение предприятие (показатели ликвидности, финансовой устойчивости, коэффициент утраты и восстановления платежеспособности и др.). Необходимо проверить насколько предприятия соответствует этим нормативам и рекомендациям (с учетом отраслевой принадлежности).

Выявление темпов роста (или снижения) основных показателей в данной отрасли, дает возможность, с одной стороны, сравнить оцениваемый бизнес с конкурентами и определить его место в отрасли (лидер, аутсайдер, типичный представитель отрасли), с другой стороны, знание основных отраслевых тенденций позволяет осуществить прогноз финансовых показателей предприятия. Если предприятие является типичным представителем отрасли, то в рамках метода капитализации (и при расчете стоимости в постпрогнозный период в методе ДДП), величина темпа прироста, например, чистой прибыли (или денежного потока), может быть установлена на среднеотраслевом уровне. В рамках затратного подхода, отраслевая информация позволяет сделать вывод о наиболее типичной структуре доходов и расходов предприятия, а для применения методов доходного подхода необходимо знание уровня собственного оборотного капитала, наиболее характерного для предприятий данной отрасли.

Анализ рынков сбыта дает информацию о спросе на продукцию данного предприятия, о его основных потребителях. Это позволяет оценщику спрогнозировать объем производства и сбыта, следовательно, уровень выручки и затрат, необходимых для ее получения.

Более того, анализ отраслевой информации, позволяет определить возможность применения различных подходов в оценке бизнеса. Если анализ показал, что информация о сделках купли-продажи бизнеса в данной отрасли носит закрытый характер, или ценовая информация не является достоверной, следовательно, применить методы сравнительного подхода оценщик не сможет. Если же информации о подобных сделках достаточно и финансовые данные по ним раскрываются, то возможен и подбор предприятий-аналогов, и расчет необходимых мультипликаторов.

К внутренней информации в оценке бизнеса относят: правоустанавливающие документы, а также сведения об обременениях, связанных с объектом оценки; организационно - правовая форма предприятия, размер уставного капитала, сведения о владельцах с наибольших долей уставного капитала; анализ истории предприятия с целью выявления будущих тенденций; информация о прошлых и ожидаемых доходах и затратах (сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков, прибыли); маркетинговая стратегия предприятия; данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности, относящиеся к объекту оценки и т.п.

Основная цель финансового анализа бухгалтерской отчетности - получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. Но задачи финансового анализа при проведении оценки бизнеса несколько отличаются от традиционно формулируемых и включают в себя:

· оценку реально сложившегося финансового положения объекта оценки и определение реальной доходности оцениваемого бизнеса;

· обоснование прогнозных значений доходов и расходов объекта оценки с учетом макроэкономической и отраслевой информации;

· выявление сходства оцениваемого бизнеса с предприятиями-аналогами;

· выявление скрытого или явного банкротства;

· выявление резервов организации с целью установления реальных возможностей наилучшего использования объекта оценки.

Необходимо обратить внимание, что отчетность любого предприятия составляется в соответствие с бухгалтерским и налоговым законодательством для целей представления в контролирующие инстанции и различным заинтересованным пользователям. Следовательно, для целей оценки бизнеса данная отчетность должна быть подвергнута определенной корректировки. Основные направления изменений ретроспективной финансовой отчетности:

• инфляционная корректировка;

• нормализация финансовой отчетности;

• трансформация финансовой отчетности.

Инфляционная корректировка проводится с целью приведения информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду. Например, возможет пересчет номинальной величины параметра с использованием индекса потребительских или оптовых цен, или переоценка параметров согласно изменению курса рубля относительно более стабильной валюты.

Нормализация финансовой отчетности необходима для выявления действительных доходов и расходов предприятия, а также установления его истинного финансового положения. Направления нормализации (основные виды корректировок):

• доходы и расходы (нетипичные, нерегулярные, чрезвычайные, непроизводственные);

• активы (недействующие, недостающие, неучтенные, избыточные);

• обязательства (неоперационные, неучтенные, просроченные);

• размер дебиторской задолженности (выявление просроченной и безнадежной к взысканию, установление не подлежащей корректировке задолженности ввиду надежности кредитора и малого срока возврата);

• корректировки, вызванные изменениями в принципах учета;

• корректировки, вызванные отклонениями от законодательных норм в ведении учета.

После проведения данных корректировок составляется нормализованный (экономический) баланс и нормализованный отчет о финансовых результатах, которые используются исключительно для целей оценки стоимости бизнеса.

Трансформация финансовой отчетности для целей оценки бизнеса проводится не всегда, а лишь в том случае, когда заказчик оценки планирует сделку с иностранным партнером. Трансформация отчетности осуществляется путем ее приведения к неким единым стандартам, например МСФО или ГААП.

Результаты полученного анализа влияют на процедуру оценки стоимости бизнеса.

В рамках затратного подхода, оценщик выбирает метод чистых активов, если анализ показал:

• у предприятия имеется значительный имущественный комплекс;

• отсутствует информация о длительной прибыльной работе предприятия или прогноз будущих доходов или денежных потоков затруднен;

• отсутствует информация о предприятиях-аналогах.

Если финансовый анализ выявил, что предприятие является несостоятельным (неплатежеспособным), т.е. имеет неудовлетворительную структуру баланса и ему угрожает банкротство, следовательно, в рамках затратного подхода оценщик выберет метод ликвидационной стоимости.

Если анализ нормализованного отчета о финансовых результатах выявил положительную тенденцию показателей выручки, чистой прибыли и есть уверенность, что возможен достоверный прогноз этих показателей на будущее, у оценщика имеются основания применить доходный подход. В рамках доходного подхода, выбирают метод капитализации, если финансовые показатели устойчивы, т.е. предприятие работает стабильно, и нет оснований предполагать, что величина дохода, выбранного для капитализации, будет существенно меняться в ближайшие годы. Если же денежные потоки и финансовые результаты предприятия носят не стабильный характер, выбирают метод ДДП.

Возможность применения методов сравнительного подхода определяется не только результатами отраслевого анализа (есть ли предприятия-аналоги и ценовая информация о сделках с ними?), но и результатами внутреннего финансового анализа. Если финансовое положение оцениваемого бизнеса сильно отличается от аналогичных предприятий (масштаб деятельности, зрелость и стадия развития бизнеса, структура активов и обязательств и т.д.), то от сравнительного подхода возможно придется отказаться или придать ему при взвешивании результатов небольшой вес.

10. «Гудвилл» компании и определение его стоимости

Репутация компании является нематериальным активом, способным принести, вполне материальные выгоды. Репутация может оказывать влияние на все аспекты бизнеса, привлекая или, наоборот, отталкивая клиентов, поставщиков, партнеров... Как оценить репутацию организации и в каких случаях это необходимо делать?

В последнее время все больше руководителей российских компаний задумываются об управлении, ориентированном на стоимость предприятия (value based management, VBM). Многие вопросы, до недавнего времени интересовавшие лишь профессиональных оценщиков бизнеса, входят в повседневные дела топ-менеджеров и собственников. Современный руководитель, помимо представлений о том, как те или иные решения влияют на стоимость компании, должен знать, в каких именно активах - материальных и нематериальных - заключена ее ценность. Отсюда интерес к такому относительно новому для российских хозяйственных отношений понятию, как нематериальные активы, важнейшим из которых является деловая репутация.

В мировой практике принято определять стоимость деловой репутации организации понятием "гудвилл" (от англ. good will - добрая воля). Одно из наиболее точных определений гудвилла дано Г. Десмондом и Р. Келли в книге "Руководство по оценке бизнеса". Гудвилл определяется "как совокупность тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов продолжать пользоваться услугами данного предприятия или данного лица и которые приносят компании прибыль сверх той, которая требуется для получения разумного дохода на все остальные активы предприятия, включая все те нематериальные активы, что могут быть выделены и отдельно оценены".[1]

Числовое значение деловой репутации может быть как положительным, так и отрицательным. Положительная деловая репутация складывается благодаря тому, что стоимость предприятия превышает стоимость его активов и пассивов. Это значит, что предприятие обладает неким качеством, мотивирующим клиентов приобретать его товары и услуги. По выражению Льва Баруха, репутация - это гарантия, за которую люди платят деньги.[2]

В большинстве случаев собственники бизнеса переоценивают имеющиеся у них нематериальные активы, из-за чего реализационная стоимость бизнеса существенно увеличивается. Важно учитывать, что неосязаемый (нематериальный) капитал должен конвертироваться в доход и показатель этого дохода должен существенно превышать среднерыночный.

Деловая репутация будет отрицательной (в этом случае иногда употребляют термин «badwill»), если рыночная стоимость предприятия окажется ниже балансовой стоимости чистых активов: к примеру, если бренд не выигрывает в конкурентной борьбе и не позволяет продавать товар дороже, чем у конкурента. В этом случае «репутация» негативно влияет на итоговую стоимость компании, поскольку при сопоставимых материальных активах реализовать продукцию будет сложнее, чем с положительной репутацией.

Одной из важнейших причин, по которой требуется оценить стоимость деловой репутации, является подготовка сделки купли-продажи или слияния-поглощения компании. Если приобретаемая организация генерирует доходы, превышающие норму возврата на ее материальные и идентифицируемые нематериальные активы, то владелец компании вправе требовать надбавку к цене сверх стоимости идентифицированных активов, равную приведенной стоимости этих дополнительных доходов. В данном случае гудвилл выступает в качестве компенсации будущих дополнительных доходов.

Другой важнейшей причиной проведения оценки деловой репутации является составление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. МСФО требует проведения ежегодного теста гудвилла на обесценение. Если таковое произошло, в отчетность должны вноситься коррективы. Возрастающий интерес отечественных организаций к МСФО и переход многих из них на эту систему отчетности являются одними из причин роста интереса к методам измерения стоимости такого нематериального актива, как гудвилл.

Оценка деловой репутации требуется и в тех случаях, когда необходимо оценить нанесенный ей ущерб. Это может происходить, например, если в СМИ опубликованы материалы, порочащие деловую репутацию компании (подобные публикации могут быть заказаны конкурентами). Самый известный пример причинения ущерба в российской практике - тяжба между ИД "КоммерсантЪ" и ОАО "Альфа-банк" летом 2004 г. Поводом для разбирательства послужила опубликованная в газете "КоммерсантЪ" статья "Банковский кризис вышел на улицу", в которой говорилось о возникших у "Альфа-банка" трудностях с ликвидностью. Заметка вызвала панику среди клиентов, в результате чего возросшее число требований о возврате вкладов поставило банк на грань краха. Нематериальный ущерб деловой репутации банка был оценен и удовлетворен судом в сумме 270 млн руб.

Другая категория случаев, когда пострадавшая сторона может обратиться в суд с требованием возмещения ущерба деловой репутации, - это ситуации с незаконным производством продукции и использованием брендов, торговых марок и т.д., принадлежащих другой компании либо схожих с ними. Подобные ситуации характерны и для строительного сектора, когда недобросовестный застройщик присваивает название, сходное до степени смешения с названием добросовестной компании, и таким образом вводит в заблуждение потребителей.

Если российская практика судебных разбирательств по делу об ущербе деловой репутации представлена лишь отдельными прецедентами, то на Западе такие дела весьма распространены, причем величина ущерба нередко составляет десятки миллионов долларов. Впрочем, как показывает пример тяжбы ОАО "Альфа-банк" и ИД "КоммерсантЪ", размер выплат в российской практике уже приближается к западным стандартам.

Но, даже если в российских судах и рассматриваются иски о нанесении ущерба деловой репутации той или иной компании, если репутация не была заранее достоверно оценена, невозможно и правильно определить сумму ущерба.

Различают два основных количественных подхода к определению стоимости деловой репутации:

· Метод избыточной прибыли предполагает оценку гудвилла как источника дополнительных поступлений прибыли. Согласно данной методике происходит прямое противопоставление уровней прибыльности (рентабельности) оцениваемого предприятия и его конкурентов (или аналогичных компаний по отрасли) с последующей капитализацией той части, которая не может быть объяснена "материальным" влиянием (активами).

· Балансовый метод основывается на учете результатов конкретных операций по купли-продажи бизнеса. Величина приобретаемого гудвилла представляется как разница между суммой, которую уплатили за предприятие, и совокупной стоимостью активов и пассивов этого предприятия, которая зафиксирована в последнем бухгалтерском отчете или балансе (именно этот метод представлен в ПБУ 14/2007, раздел VIII. Деловая репутация).

Рассматривая балансовый метод, нельзя не отметить его громоздкость и неудобство. Метод избыточной прибыли является более надежным, так как оценка гудвилла в бизнесе должна быть материально осязаемой.

Для проведения оценки гудвилла необходимы следующие документы:

- бухгалтерская отчетность за последние три года, а также бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах;

- аудиторские заключения по бухгалтерской отчетности компании (если есть);

- перечень основных материальных средств компании на дату проведения оценки;

- информация обо всех имеющихся активах предприятия (недвижимость, акции сторонних организаций, векселя, запасы, патенты, лицензии и т.д.) с расшифровкой и пояснениями;

- расшифровка дебиторской задолженности компании;

- информация о наличии дочерних компаний и финансовая отчетность по ним.

Качественный подход к оценке репутации базируется на утверждении о том, что репутация - это образ компании в глазах определенных целевых групп, который не поддается точному количественному определению. Разновидность метода качественного подхода - экспертный подход, который, в свою очередь, подразделяется на рейтинговый и рекомендательный. К первому относится составление рейтингов деловой репутации независимыми организациями.

Рекомендательный метод заключается в обсуждении гудвилла компании экспертами, участвующих в репутационном аудите ,и выработке рекомендаций. Анализ документов и опрос экспертов затрагивают, как правило, блок вопросов, касающихся репутации собственников и топ-менеджеров компании, ее корпоративной стратегии, финансового положения, состава и качества управленческой команды, репутации товара или услуги, а также социальной ответственности организации. Все это влияет на определение понятия "хорошая репутация бизнеса".

Практика проведения репутационных исследований показывает, что для географически локализованной компании оптимально проведение 35 - 37 интервью. Увеличение числа респондентов существенно затягивает и удорожает исследование, практически не повышая его качества.

Эксперты в области репутационного аудита считают, что оптимальным является применение как количественных, так и качественных методов исследований деловой репутации. Проводиться они могут собственными силами компании (бухгалтерия, отдел маркетинга и PR) или с помощью приглашенных консультантов.

Значимость корректной оценки репутации для некоторых сфер бизнеса очень велика. В частности, это относится к сфере торговли и услуг, где стоимость гудвилла является значительной величиной наряду с оценкой материальных активов. Наиболее показательны пока примеры из зарубежной практики. Так, корпорация Philip Morris купила фирму Kraft Foods почти за 13 млрд долл. США, что было в четыре раза больше ее балансовой стоимости.

Наши рекомендации