Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Проблемы доказательств и доказывания в уголовном процессе

Учебно-методическое пособие

Для магистрантов дневного отделения

по специальности

030900 Юриспруденция

Краснодар

Турилов Г.Г. Проблемы доказательств и доказывания в уголовном процессе:Учебно-методическое пособие для магистрантов дневного отделения юридического факультета по специальности 030900 Юриспруденция С.81.

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено методической комиссией юридического факультета и факультета прикладной информатики.

Печатается по решению совета юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

6. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Проблемы доказательств и доказывания в уголовном процессе»являются - уяснение студентами необходимых знаний о методологических основах и гносеологической природе уголовно-процессуального доказывания; о проблемах объективной истины как цели доказывания в уголовном судопроизводстве; предмета и пределов доказывания в уголовно-процессуальном судопроизводстве; сущности, понятии и обязательных признаках уголовно-процессуальных доказательств; классификации уголовно-процессуальных доказательств; проблемных вопросах отдельных видов доказательств в уголовном судопроизводстве; о проблемах собирания доказательств в уголовном судопроизводстве; проверки и оценки доказательств в уголовном судопроизводстве; проблемных вопросах субъектов уголовно-процессуального доказывания, а также об актуальных проблемах доказывания в отдельных стадиях уголовного судопроизводства.

Место дисциплины в структуре магистерской программы

Данная дисциплина является базовой частью профессионального учебного цикла Б.3 ООП.

Для успешного освоения дисциплины необходимы знания по следующим дисциплинам и разделам ООП:

— Проблемы уголовного процесса

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК):

— осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

б) профессиональные (ПК):

в правоприменительной деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

в экспертно-консультационной деятельности:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-9);

в педагогической деятельности:

способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12) ;

способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- методологическую основу и гносеологическую природу уголовно-процессуального доказывания; проблемы объективной истины как цели доказывания в уголовном судопроизводстве; проблемы предмета и пределов доказывания в уголовно-процессуальном судопроизводстве; проблемы сущности, понятии и обязательных признаков уголовно-процессуальных доказательств; проблемы классификации уголовно-процессуальных доказательств; проблемные вопросы отдельных видов доказательств в уголовном судопроизводстве; проблемы собирания доказательств в уголовном судопроизводстве; проблемы проверки и оценки доказательств в уголовном судопроизводстве; проблемные вопросы субъектов уголовно-процессуального доказывания; актуальные проблемы доказывания в отдельных стадиях уголовного судопроизводства.

Уметь:

- применять законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по доказыванию в конкретных ситуациях при производстве по уголовным делам; составлять основные уголовно-процессуальные документы, в которых разрешаются проблемные вопросы доказывания и доказательств по уголовным делам.

Владеть:

— практическими навыками использования и применения положений закона, регламентирующих проблемные вопросы доказывания и доказательств по уголовному делу.

Иметь представление:

— о методологических основах и гносеологической природу уголовно-процессуального доказывания; о проблемах объективной истины как цели доказывания в уголовном судопроизводстве; о проблемах предмета и пределов доказывания в уголовно-процессуальном судопроизводстве; о сущности, понятии и обязательных признаках уголовно-процессуальных доказательств; о проблемах классификации уголовно-процессуальных доказательств; о проблемных вопросах отдельных видов доказательств в уголовном судопроизводстве; о проблемах, возникающих при собирании, проверке и оценке доказательств в уголовном судопроизводстве; о проблемных вопросах субъектов уголовно-процессуального доказывания; об актуальных проблемах доказывания в отдельных стадиях уголовного судопроизводства.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

План лекций

Номер Тема и основные тезисы лекции Используемая образовательная (инновационная) технология
недели лекции темы по рабочей программе
Методологические основы и гносеологическая природа уголовно-процессуального доказывания 1. Доказывание, доказательственное право и теория доказательств в уголовном процессе. 2. Теория познания - основа теории судебных доказательств. 3. Частные методы познания в уголовно-процессуальном доказывании. 4. Роль логики и психологии в уголовно-процессуальном доказывании. 5. Понятие доказывания. Основные элементы процесса доказывания. 6. Содержательная и удостоверительная стороны уголовно-процессуального доказывания. 7. Единство мыслительной и практической деятельности в процессе доказывания при производстве по уголовному делу. 8. Способы уголовно-процессуального доказывания. Информационное и логическое доказывание - этапы (ступени) уголовно-процессуального доказывания.  
Проблемы предмета и пределов доказывания в уголовно-процессуальном судопроизводстве 1. Понятие, значение и структура предмета доказывания. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. 2. Нормативное закрепление предмета доказывания по уголовному делу. 3. Обстоятельства, имеющие уголовно-процессуальное значение. Промежуточное (доказательственные) факты и их значение.  
Проблемы сущности, понятия и обязатель- ных признаков уголовно-процессуальных доказательств 1. Эволюция взглядов в науке уголовного процесса по вопросу о понятии доказательств. 2. Содержание уголовно-процессуальных доказательств как структурный элемент их понятия. 3. Форма уголовно-процессуальных доказательств как структурный элемент их понятия. Признаки уголовно-процессуальных доказательств.  
Проблемные вопросы отдельных видов доказательств в уголовном судопроизводстве 1. Показания свидетелей, их предмет и значение. Лица, допрашиваемые в качестве свидетелей. Свидетельский иммунитет. Основные факторы, влияющие на достоверность свидетельских показаний. Оценка показаний свидетеля. 2. Показания потерпевшего, их предмет и значение. Особенности оценки его показаний. 3. Показания подозреваемого, обвиняемого их предмет и значение. Особенности оценки показаний подозреваемого, обвиняемого. 1. Заключение эксперта, его предмет и значение. Экспертиза как основная форма использования специальных знаний в уголовном процессе. Отличие экспертизы от участия специалиста в уголовном процессе. Оценка заключения эксперта. Показания эксперта, их предмет, содержание и значение. Особенности оценки показаний эксперта. 1. Вещественные доказательства, их понятие и виды. Процессуальное закрепление вещественных доказательств. Их оценка. Хранение вещественных доказательств и решение вопроса о них при рассмотрении уголовного дела. Оценка вещественных доказательств. Протоколы следственных и судебных действий как доказательство. Их виды. Процессуальные гарантии их полноты и достоверности. Особенности оценки протоколов следственных и судебных действий.  

План практических (семинарских) занятий

Номер недели Тема лекции и наименование занятия Количество часов Используемая образовательная (инновационная) технология
4,5 Методологические основы и гносеологическая природа уголовно-процессуального доказывания  
Проблема объективной истины как цели доказывания в уголовном судопроизводстве  
6,7 Проблемы предмета и пределов доказывания в уголовно-процессуальном судопроизводстве  
Проблемы сущности, понятия и обязательных признаков уголовно-процессуальных доказательств  
Основные проблемы классификации уголовно-процессуальных доказательств  
10,11 Проблемные вопросы отдельных видов доказательств в уголовном судопроизводстве  
12,13 Проблемы собирания доказательств в уголовном судопроизводстве  
Проблемы проверки и оценки доказательств в уголовном судопроизводстве  
Проблемные вопросы субъектов уголовно-процессуального доказывания  
Актуальные проблемы доказывания в отдельных стадиях уголовного судопроизводства  
  Итого  

Наши рекомендации