Сущность и классификация налогов
Налоги.и сборы — обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально без-
возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве соб-
ственности, хозяйственного ведения или оперативного управ-
ления денежных средств в целях финансового обеспечения де-
ятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с
организаций и физических лиц, уплата которого является
одним из условий совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами, органами местного само-
управления, иными уполномоченными органами и должност-
ными лицами юридически значимых действий, включая пре-
доставление определенных прав или выдачу разрешений (ли-
цензий).
Сущность налогов заключается в прямом, безэквивалент-
ном изъятии государством в свою пользу определенной части
валового общественного продукта для формирования бюдже-
та. Сбор — плата государству за право пользования или осу-
ществления деятельности (например, лицензионный сбор),
т.е. форма эквивалентной уплаты взноса в бюджет. Налоги и
сборы платят главные участники общественного производ-
ства: хозяйствующие субъекты (предприятия, организации,
учреждения), владельцы капитала и работающие граждане.
За счет налогов и сборов формируются финансовые ресурсы
государства, аккумулируемые в его консолидированном бюд-
жете (федеральном, субъектов Федерации и местных), а так-
же во внебюджетных фондах РФ.
Налогоплательщиком, или субъектом налогообложения,
в строительстве признается любое юридическое или физи-
ческое лицо, осуществляющее предпринимательскую дея-
тельность, владеющее имуществом, или при иных обстоятель-
ствах, при наличии которых возникает соответствующее на-
логовое обязательство.
Объектами налогообложения являются: имущество, при-
быль, доход, стоимость реализованных строительных работ
(оказанных услуг, товаров) либо иной объект, имеющий сто-
имостную, количественную или физическую характеристи-
ку, с наличием которого у налогоплательщика законодатель-
ство о налогах и сборах связывает возникновение обязаннос-
ти по уплате налога.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физиче-
скую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на
единицу измерения налоговой базы.
Налоговым периодом является календарный год или иной
период времени применительно к отдельным налогам, по
окончании которого определяется налоговая база и исчисля-
ется сумма налога, подлежащая уплате.
Порядок исчисления налога состоит в том, что строительное
предприятие (налогоплательщик) самостоятельно исчисляет
сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исхо-
дя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Уплата налога производится разовым платежом всей сум-
мы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ.
Сроки уплаты налогов и сборов определены НК.
Функция налога — это проявление его сущности в дей-
ствии, способ выражения его свойств. Функция показывает,
каким образом реализуется общественное назначение данной
экономической категории как инструмента стоимостного рас-
пределения и перераспределения доходов.
Распределительная (фискальная) функция позволяет осу-
ществлять формирование финансовых ресурсов государства
в бюджетной системе и внебюджетных фондах.
С помощью контрольной функции обеспечивается контроль
за движением финансовых ресурсов, оценивается эффектив-
ность налогового механизма и выявляется необходимость вне-
сения изменений в налоговую политику и бюджетную систему.
Используя регулирующую функцию налогов, государство
оказывает прямое воздействие на процессы производства и
обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, увеличи-
вает или уменьшает инвестиционную активность застройщи-
ков, усиливает или сдерживает накопление капитала, управ-
ляет платежеспособным спросом населения.
В налоговом регулировании, кроме того, выделяют три
подфункции налога: стимулирующую, дестимулирующую и
воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция реализуется через систему
льгот, исключений, преференций (предпочтений), которые
увязываются с льготообразующими признаками объекта на-
логообложения. Она может проявляться в понижении нало-
говой ставки, уменьшении налогооблагаемой базы, измене-
нии объекта налогообложения (например, для сельхозпроиз-
водителей).
Дестимулирующая подфункция заключается в «сдержи-
вании» развития отдельных сфер предпринимательства.
Воспроизводственная подфункция предназначена для ак-
кумуляции средств на восстановление используемых ресур-
сов. Это платежи за пользование природными ресурсами, на
воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Прямые налоги взимаются с имущества, доходов, прибы-
ли строительных предприятий. Среди них можно выделить
налог на имущество предприятий, налог на прибыль, налог
на доходы физических лиц (работников строительных пред-
приятий), земельный налог, транспортный налог и т.п.
Косвенные налоги относятся к товарообороту. Они уста-
навливаются в виде надбавок к цене выполненных строитель-
но-монтажных работ (оказанных услуг, реализованных това-
ров) или «искусственно» увеличивают себестоимость строи-
тельной продукции либо уменьшают финансовый результат
деятельности строительных предприятий. Формально их на-
числяют и уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды
строительные предприятия, а фактически платят потребители
строительной продукции — застройщики (инвесторы), опла-
чивая выполненные строительно-монтажные работы (СМР).
В группу косвенных налогов включают:
¦S налог на добавленную стоимость (НДС);
^ акцизы;
^ налог с продаж;
S таможенные пошлины;
S единый социальный налог (ЕСН);
S налог на рекламу и т.д.
Объектами налогообложения являются:
• стоимость реализованных СМР (оказанных услуг), реа-
лизованных товаров, выполненных СМР для собственного
потребления.
налогооблагаемая прибыль — с нее уплачивается налог
на прибыль и штрафные санкции в бюджет;
• имущество строительных предприятий — с него уплачи-
вается налог на имущество;
• материальные ресурсы, которыми владеет или использо-
вало строительное предприятие при выполнении СМР. С их
налогооблагаемой базы начисляются ресурсные налоги (транс-
портный, земельный, водный, лесной, на пользование недра-
ми, экологический);
• фонд оплаты труда (ФОТ) работников предприятия. На
него начисляют и уплачивают единый социальный налог, а
также страховые взносы в фонд социального страхования от
несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
• поступления, связанные с участием строительного пред-
приятия в уставных капиталах других организаций, с дохо-
дами от операций на рынке ценных бумаг. С них уплачивает-
ся налог на доходы от капитала;
• объем работ по организации рекламы. С него рассчиты-
вается налог на рекламу;
• доходы работников строительных предприятий. С них
уплачивается налог на доходы физических лиц.
В зависимости от органа, который устанавливает и
имеет право изменять и конкретизировать налоги, послед-
ние подразделяются на:
^ федеральные (общегосударственные) налоги, элементы
которых определяются законодательством страны и являют-
ся едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вво-
дит в действие высший представительный орган, но зачис-
ляться эти налоги могут в бюджеты различных уровней;
^ региональные налоги, отличительной чертой которых
является то, что элементы налога устанавливаются в соот-
ветствии с законодательством страны законодательными орга-
нами ее субъектов;
¦S местные налоги, которые вводятся в соответствии с за-
конодательством страны местными органами власти. Они
вступают в действие только решением, принятым на мест-
ном уровне, и поступают только в местные бюджеты.
По целевой направленности введения налогов различают:
S абстрактные (общие) налоги, предназначенные для фор-
мирования доходной части бюджета в целом;
S целевые (специальные) налоги, которые вводятся для
финансирования конкретного направления государственных
расходов. Для целевых платежей часто создается специаль-
ный внебюджетный фонд.
В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделя-
ют следующие виды:
налоги, взимаемые с физических лиц;
налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
смежные налоги, которые уплачивают и физические, и
юридические лица.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый
платеж, различают:
закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком
поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
регулирующие налоги — разноуровневые, т.е. налоговые
платежи поступают одновременно в различные бюджеты в
пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
По порядку введения налоговые платежи делятся на:
общеобязательные налоги — взимаются на всей территории
страны независимо от бюджета, в который они поступают;
факультативные налоги — предусмотрены основами нало-
говой системы, но их введение и взимание находятся в ком-
петенции органов местного самоуправления.
Налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи,
взимаемые в установленном законодательством порядке, в
совокупности образуют основу налоговой системы.
Налоговая система — взаимосвязанная совокупность дей-
ствующих в данный момент в государстве существенных ус-
ловий налогообложения.
Существенными условиями налогообложения, присущими
налоговым системам, являются:
• система и принципы налогового законодательства;
• принципы налоговой политики;
• порядок установления и ввода в действие налогов;
• виды налогов и общие элементы налогов;
• порядок распределения налогов по бюджетам;
• система налоговых органов;
• формы и методы налогового контроля;
• права и ответственность участников налоговых отноше-
ний;
• порядок и условия налогового производства.
Налоговая система РФ основана на следующих принципах:
S всеобщности и равенства налогообложения. Каждое ли-
цо должно уплачивать законно установленные налоги, при
этом должна учитываться фактическая способность налого-
плательщика к уплате налога;
S недискриминации налогоплательщиков. Налоги и сборы
не могут применяться исходя из политических, экономичес-
ких, конфессиональных и иных различий между налогопла-
тельщиками. Также не допускается дифференциация ставок
налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы
собственности, гражданства физических лиц или места про-
исхождения капитала;
S экономического приоритета. Основанием для установ-
ления налога может служить экономическая природа объекта
налогообложения. Законодательная декларация этого прин-
ципа ограничивает произвольное установление налогов и сбо-
ров;
презумпции правоты собственника при толковании
налогового законодательства. Все неустранимые сомнения
и неясности законодательных актов в сфере налогообложе-
ния трактуются в пользу налогоплательщика;
S ясности и доступности, понимания порядка налогооб-
ложения. Каждый налогоплательщик должен точно знать, ка-
кие налоги и сборы, когда и в каком размере он должен уп-
лачивать в казну.
В Российской Федерации существует трехуровневая сис-
тема взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги
и сборы субъектов Российской Федерации (далее — регио-
нальные); местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и явля-
ются обязательными к уплате на всей территории России. Это
означает, что состав налогов и сборов, объект налогообложе-
ния, порядок формирования налоговой базы, размер налого-
вых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов, внесение
изменений и дополнений определяются исключительно на
федеральном уровне.
В перечень федеральных налогов и сборов входят:
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и минераль-
ного сырья;
• налог на прибыль (доход) организаций;
• налог на доходы от капитала;
• налог на доходы физических лиц;
• взносы в государственные социальные внебюджетные фон-
ды (единый социальный налог);
• таможенная пошлина и таможенные сборы;
• государственная пошлина;
• налог на пользование недрами;
• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
• сбор за право пользования объектами животного мира и
водными биологическими ресурсами;
• лесной налог;
• водный налог;
• экологический налог;
• федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соот-
ветствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъек-
тов РФ и обязательны к уплате на территории соответству-
ющих субъектов. К ним относятся:
• налог на имущество организаций;
• налог на недвижимость;
• транспортный налог;
• налог с продаж;
• налог на игорный бизнес;
• региональные лицензионные сборы.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливае-
мые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нор-
мативными правовыми актами представительных органов ме-
стного самоуправления и обязательные к уплате на террито-
рии соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы — это:
• земельный налог;
• налог на имущество физических лиц;
• налог на рекламу;
• налог на наследование и дарение;
• местные лицензионные сборы.
Сведения о действующих региональных налогах и сборах и
об их основных положениях должны ежеквартально публико-
ваться Министерством по налогам и сборам РФ, а сведения о
действующих местных налогах должны публиковаться регио-
нальными налоговыми органами не реже одного раза в год.
Налог
Налоговая система
Федеральные, региональные и местные
Прямые и косвенные
Общие и специальные
Физических и юридических лиц
Элементы налога
Объект налога
Налоговая ставка
Субъект налога
Налоговая база
Налоговая льгота
Источник налога
Налоговый период