Сущность и классификация налогов

Налоги.и сборы — обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально без-

возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических

лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве соб-

ственности, хозяйственного ведения или оперативного управ-

ления денежных средств в целях финансового обеспечения де-

ятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с

организаций и физических лиц, уплата которого является

одним из условий совершения в отношении плательщиков

сборов государственными органами, органами местного само-

управления, иными уполномоченными органами и должност-

ными лицами юридически значимых действий, включая пре-

доставление определенных прав или выдачу разрешений (ли-

цензий).

Сущность налогов заключается в прямом, безэквивалент-

ном изъятии государством в свою пользу определенной части

валового общественного продукта для формирования бюдже-

та. Сбор — плата государству за право пользования или осу-

ществления деятельности (например, лицензионный сбор),

т.е. форма эквивалентной уплаты взноса в бюджет. Налоги и

сборы платят главные участники общественного производ-

ства: хозяйствующие субъекты (предприятия, организации,

учреждения), владельцы капитала и работающие граждане.

За счет налогов и сборов формируются финансовые ресурсы

государства, аккумулируемые в его консолидированном бюд-

жете (федеральном, субъектов Федерации и местных), а так-

же во внебюджетных фондах РФ.

Налогоплательщиком, или субъектом налогообложения,

в строительстве признается любое юридическое или физи-

ческое лицо, осуществляющее предпринимательскую дея-

тельность, владеющее имуществом, или при иных обстоятель-

ствах, при наличии которых возникает соответствующее на-

логовое обязательство.

Объектами налогообложения являются: имущество, при-

быль, доход, стоимость реализованных строительных работ

(оказанных услуг, товаров) либо иной объект, имеющий сто-

имостную, количественную или физическую характеристи-

ку, с наличием которого у налогоплательщика законодатель-

ство о налогах и сборах связывает возникновение обязаннос-

ти по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физиче-

скую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на

единицу измерения налоговой базы.

Налоговым периодом является календарный год или иной

период времени применительно к отдельным налогам, по

окончании которого определяется налоговая база и исчисля-

ется сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления налога состоит в том, что строительное

предприятие (налогоплательщик) самостоятельно исчисляет

сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исхо-

дя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Уплата налога производится разовым платежом всей сум-

мы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов определены НК.

Функция налога — это проявление его сущности в дей-

ствии, способ выражения его свойств. Функция показывает,

каким образом реализуется общественное назначение данной

экономической категории как инструмента стоимостного рас-

пределения и перераспределения доходов.

Распределительная (фискальная) функция позволяет осу-

ществлять формирование финансовых ресурсов государства

в бюджетной системе и внебюджетных фондах.

С помощью контрольной функции обеспечивается контроль

за движением финансовых ресурсов, оценивается эффектив-

ность налогового механизма и выявляется необходимость вне-

сения изменений в налоговую политику и бюджетную систему.

Используя регулирующую функцию налогов, государство

оказывает прямое воздействие на процессы производства и

обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, увеличи-

вает или уменьшает инвестиционную активность застройщи-

ков, усиливает или сдерживает накопление капитала, управ-

ляет платежеспособным спросом населения.

В налоговом регулировании, кроме того, выделяют три

подфункции налога: стимулирующую, дестимулирующую и

воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция реализуется через систему

льгот, исключений, преференций (предпочтений), которые

увязываются с льготообразующими признаками объекта на-

логообложения. Она может проявляться в понижении нало-

говой ставки, уменьшении налогооблагаемой базы, измене-

нии объекта налогообложения (например, для сельхозпроиз-

водителей).

Дестимулирующая подфункция заключается в «сдержи-

вании» развития отдельных сфер предпринимательства.

Воспроизводственная подфункция предназначена для ак-

кумуляции средств на восстановление используемых ресур-

сов. Это платежи за пользование природными ресурсами, на

воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Прямые налоги взимаются с имущества, доходов, прибы-

ли строительных предприятий. Среди них можно выделить

налог на имущество предприятий, налог на прибыль, налог

на доходы физических лиц (работников строительных пред-

приятий), земельный налог, транспортный налог и т.п.

Косвенные налоги относятся к товарообороту. Они уста-

навливаются в виде надбавок к цене выполненных строитель-

но-монтажных работ (оказанных услуг, реализованных това-

ров) или «искусственно» увеличивают себестоимость строи-

тельной продукции либо уменьшают финансовый результат

деятельности строительных предприятий. Формально их на-

числяют и уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды

строительные предприятия, а фактически платят потребители

строительной продукции — застройщики (инвесторы), опла-

чивая выполненные строительно-монтажные работы (СМР).

В группу косвенных налогов включают:

¦S налог на добавленную стоимость (НДС);

^ акцизы;

^ налог с продаж;

S таможенные пошлины;

S единый социальный налог (ЕСН);

S налог на рекламу и т.д.

Объектами налогообложения являются:

• стоимость реализованных СМР (оказанных услуг), реа-

лизованных товаров, выполненных СМР для собственного

потребления.

налогооблагаемая прибыль — с нее уплачивается налог

на прибыль и штрафные санкции в бюджет;

• имущество строительных предприятий — с него уплачи-

вается налог на имущество;

• материальные ресурсы, которыми владеет или использо-

вало строительное предприятие при выполнении СМР. С их

налогооблагаемой базы начисляются ресурсные налоги (транс-

портный, земельный, водный, лесной, на пользование недра-

ми, экологический);

• фонд оплаты труда (ФОТ) работников предприятия. На

него начисляют и уплачивают единый социальный налог, а

также страховые взносы в фонд социального страхования от

несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

• поступления, связанные с участием строительного пред-

приятия в уставных капиталах других организаций, с дохо-

дами от операций на рынке ценных бумаг. С них уплачивает-

ся налог на доходы от капитала;

• объем работ по организации рекламы. С него рассчиты-

вается налог на рекламу;

• доходы работников строительных предприятий. С них

уплачивается налог на доходы физических лиц.

В зависимости от органа, который устанавливает и

имеет право изменять и конкретизировать налоги, послед-

ние подразделяются на:

^ федеральные (общегосударственные) налоги, элементы

которых определяются законодательством страны и являют-

ся едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вво-

дит в действие высший представительный орган, но зачис-

ляться эти налоги могут в бюджеты различных уровней;

^ региональные налоги, отличительной чертой которых

является то, что элементы налога устанавливаются в соот-

ветствии с законодательством страны законодательными орга-

нами ее субъектов;

¦S местные налоги, которые вводятся в соответствии с за-

конодательством страны местными органами власти. Они

вступают в действие только решением, принятым на мест-

ном уровне, и поступают только в местные бюджеты.

По целевой направленности введения налогов различают:

S абстрактные (общие) налоги, предназначенные для фор-

мирования доходной части бюджета в целом;

S целевые (специальные) налоги, которые вводятся для

финансирования конкретного направления государственных

расходов. Для целевых платежей часто создается специаль-

ный внебюджетный фонд.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделя-

ют следующие виды:

налоги, взимаемые с физических лиц;

налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

смежные налоги, которые уплачивают и физические, и

юридические лица.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый

платеж, различают:

закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком

поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

регулирующие налоги — разноуровневые, т.е. налоговые

платежи поступают одновременно в различные бюджеты в

пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

По порядку введения налоговые платежи делятся на:

общеобязательные налоги — взимаются на всей территории

страны независимо от бюджета, в который они поступают;

факультативные налоги — предусмотрены основами нало-

говой системы, но их введение и взимание находятся в ком-

петенции органов местного самоуправления.

Налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи,

взимаемые в установленном законодательством порядке, в

совокупности образуют основу налоговой системы.

Налоговая система — взаимосвязанная совокупность дей-

ствующих в данный момент в государстве существенных ус-

ловий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, присущими

налоговым системам, являются:

• система и принципы налогового законодательства;

• принципы налоговой политики;

• порядок установления и ввода в действие налогов;

• виды налогов и общие элементы налогов;

• порядок распределения налогов по бюджетам;

• система налоговых органов;

• формы и методы налогового контроля;

• права и ответственность участников налоговых отноше-

ний;

• порядок и условия налогового производства.

Налоговая система РФ основана на следующих принципах:

S всеобщности и равенства налогообложения. Каждое ли-

цо должно уплачивать законно установленные налоги, при

этом должна учитываться фактическая способность налого-

плательщика к уплате налога;

S недискриминации налогоплательщиков. Налоги и сборы

не могут применяться исходя из политических, экономичес-

ких, конфессиональных и иных различий между налогопла-

тельщиками. Также не допускается дифференциация ставок

налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы

собственности, гражданства физических лиц или места про-

исхождения капитала;

S экономического приоритета. Основанием для установ-

ления налога может служить экономическая природа объекта

налогообложения. Законодательная декларация этого прин-

ципа ограничивает произвольное установление налогов и сбо-

ров;

презумпции правоты собственника при толковании

налогового законодательства. Все неустранимые сомнения

и неясности законодательных актов в сфере налогообложе-

ния трактуются в пользу налогоплательщика;

S ясности и доступности, понимания порядка налогооб-

ложения. Каждый налогоплательщик должен точно знать, ка-

кие налоги и сборы, когда и в каком размере он должен уп-

лачивать в казну.

В Российской Федерации существует трехуровневая сис-

тема взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги

и сборы субъектов Российской Федерации (далее — регио-

нальные); местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и явля-

ются обязательными к уплате на всей территории России. Это

означает, что состав налогов и сборов, объект налогообложе-

ния, порядок формирования налоговой базы, размер налого-

вых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов, внесение

изменений и дополнений определяются исключительно на

федеральном уровне.

В перечень федеральных налогов и сборов входят:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и минераль-

ного сырья;

• налог на прибыль (доход) организаций;

• налог на доходы от капитала;

• налог на доходы физических лиц;

• взносы в государственные социальные внебюджетные фон-

ды (единый социальный налог);

• таможенная пошлина и таможенные сборы;

• государственная пошлина;

• налог на пользование недрами;

• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право пользования объектами животного мира и

водными биологическими ресурсами;

• лесной налог;

• водный налог;

• экологический налог;

• федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соот-

ветствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъек-

тов РФ и обязательны к уплате на территории соответству-

ющих субъектов. К ним относятся:

• налог на имущество организаций;

• налог на недвижимость;

• транспортный налог;

• налог с продаж;

• налог на игорный бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливае-

мые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нор-

мативными правовыми актами представительных органов ме-

стного самоуправления и обязательные к уплате на террито-

рии соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы — это:

• земельный налог;

• налог на имущество физических лиц;

• налог на рекламу;

• налог на наследование и дарение;

• местные лицензионные сборы.

Сведения о действующих региональных налогах и сборах и

об их основных положениях должны ежеквартально публико-

ваться Министерством по налогам и сборам РФ, а сведения о

действующих местных налогах должны публиковаться регио-

нальными налоговыми органами не реже одного раза в год.

Налог

Налоговая система

Федеральные, региональные и местные

Прямые и косвенные

Общие и специальные

Физических и юридических лиц

Элементы налога

Объект налога

Налоговая ставка

Субъект налога

Налоговая база

Налоговая льгота

Источник налога

Налоговый период

Наши рекомендации