Методы проведения анализа
Тема 1.2. Методы АФХД.
ПЛАН: 1. Показатели АФХД
2. Методы проведения анализа.
Показатели АФХД.
Все объекты анализа хозяйственной деятельности находят свое отражение в системе показателей, каждое экономическое явление чаще определяется не одним обособленным, а целым комплексом взаимно связанных показателей.
Например: эффективность использования основных фондов характеризует:
· фондоотдача;
· фондоемкость;
· фондовооруженность;
· фондорентабельность.
Виды показателей АХД:
1. По содержанию:
- качественные, т. е. себестоимость с/с, цена, рентабельность, производительность труда;
- количественные, т.е. объем производстваV, число рабочих.
2. По отношению к отраслям:
- общие для всех отраслей, т.е. рентабельность, производительность труда;
- специфические, т.е. жирность молока, урожайность.
Характеризуют качественную степень развития явления: % работников с высшим образованием, % забракованной продукции.
3. По степени синтеза:
- обобщающие, применяются для обобщенной характеристики экономических явлений, например: обобщающие показатели производительности труда являются среднегодовая, среднемесячная, среднечасовая выработка продукции;
- частные (затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида).
4. По виду выражения:
- абсолютные (в натуральном, стоимостном выражении);
- относительные, показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показателя, выраженных в % или коэффициентах.
5. По причинно- следственным отношениям:
-факторные;
- результативные.
Если тот или иной показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве исследования, то он называется результативным.
Показатели, которые выступают в качестве причин изменения величины результативного показателя, называются факторами.
Методы проведения анализа.
Метод - это подход к изучениюреальной действительности, способ исследованияприроды и общества.
Методы позволяют вскрыть причинно следственные взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями; установить конкретные факторы, оказывающие влияние на те или иные показатели; наиболее точно измерить степень влияния каждого фактора; выявить имеющиеся резервы, использование которых повышает уровень эффективности деятельности организаций.
Методы анализа:
1. Метод сравнения - это метод, в процессе которого изучаемое явление сопоставляется с уже с изучаемым ранее: (отчетные данные сравниваются с плановыми, с нормативными, с отчетными данными прошлых периодов, с показателями работы других организаций. При этом исчисляются относительные величины: процент выполнения плана, темпы роста, темпы прироста по сравнению с прошлым периодом).
При сравнении показателей необходимо учитывать требования их сопоставимости. Сравниваемые показатели должны быть определены по одинаковой методике, применены одинаковые цены, тарифы, оклады и др. При сравнении показателей в динамике следует учитывать сезонные колебания большинства показателей и сопоставление проводить с показателями за соответствующий период (квартал, месяц) прошлого года, а так же учитывать индекс инфляции.
- горизонтальный метод сравнения используется для определения абсолютных и относительных отклонений, фактических значений показателей, отклонение базисных или предыдущих периодов.
- вертикальный метод – изучается структура явления путем расчета удельного веса, а также соотношения частей целого между собой.
2. Метод абсолютных, относительных и средних величин.
Абсолютные величины –получают в результате измерения, подсчета или взвешивания.
Относительные величины – получают путем сопоставления:
- относительная величина выполнения плана Факт/ План;
- относительная величина динамики, характеризующаяся темпом роста;
- относительная величина структуры – это удельный вес или доля Часть/Общее * 100%;
- относительная величина в координации – соотношение частей целого между собой;
- относительная величина интенсивности характеризует степень развития явлений (% работников с высшим образованием);
- относительная величина эффективности характеризуется соотношением эффекта с ресурсами или затратами.
Средние величины – используются для обобщения количественной характеристики явления по какому-либо признаку.
3. Метод индексов -состоит в определении разных индексов по сводным, обобщающим показателям.
Индексы – обозначает показатель или указатель.
- Индивидуальные индексы выражают соотношение отдельных элементов совокупности. Они относятся к одному элементу и не требуют суммирования данных. они представляют собой относительные величины динамики, выполнения обязательств, сравнения. Индексы обозначаются i , и определяются сопоставлением двух величин. Период, который сравнивается, называется текущим или отчетными обозначается подстрочной 1(единицей);
период, с которым сравнивают, называется базисным и обозначается подстрочным 0 (ноликом).
В большинстве случаев в числителе стоит текущий уровень, а в знаменателе - базисный уровень.
Название индекс получает по названию индексируемой величины.
Индексы измеряются либо в виде процентов (%), либо в виде коэффициентов.
- Агрегатные индексы – это индексы, числители и знаменатели которых представляют собой соединением сумм произведения.
Агрегатные индексы обозначаются буквой I и также сопровождаются подстрочным знаком индексируемого показателя.
Методика расчета агрегатных индексов сложнее, чем индивидуальных, и различна в зависимости от характера индексируемых показателей, наличия исходных данных и целей исследования.
Каждая индексируемая величина имеет обозначение:
q - количество (объем) продукта в натуральном выражении
р - цена единицы товара.
z - себестоимость единицы продукции
t - затраты времени на производство единицы продукции
w - выработка продукции в стоимостном выражении на 1го работника или в
единицу времени.
v - выработка продукции в натуральном выражении на одного работника или в
единицу времени.
pq - товарооборот, выручка.
zq - затраты на производство всей продукции
p q ; | p q - индекс физического объема товарооборота |
В зависимости от экономического содержания индивидуальные индексы бывают: физического объема продукции, цен, себестоимости, производительности труда и т.д.
1. Индекс физического объема продукцииi рассчитывается по формуле
где и - соответственно продукция отчетного и базисного периодов.
В знаменателе может быть не только количество продукции, произведенной в каком-то предыдущем периоде, но и плановое значение ( ), нормативное ( ) или эталонное значение, принятое за базу сравнения ( ).
2. Индивидуальный индекс цен рассчитывается по формуле.
где и - соответственно цена одного вида продукции в отчетном и базисном периодах.
Этот индекс характеризует изменение цены одного определенного товара в текущем периоде по сравнению с базисным.
3. Индивидуальный индекс себестоимости (z) единицы продукции рассчитывается по формуле
Он также показывает изменение себестоимости единицы продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.
Производительность труда может быть измерена количеством продукции, производимой в единицу времени (v) или затратами рабочего времени на производство единицы продукции (t). Поэтому можно построить:
4. Индекс количества продукции, произведенной в единицу времени:
5. Индекс затрат времени на производство единицы продукции:
6. Индивидуальный индекс численности рабочих можно рассчитать следующим образом:
Он показывает, во сколько раз изменилась численность рабочих в текущем периоде по сравнению с базисным или сколько процентов составляет рост (снижение) численности рабочих.
В качестве соизмерителей индексируемых величин выступают тесно связанные с ними экономические показатели: цены, количество и др.
Произведение каждой индексируемой величины на соизмеритель образует в индексном отношении определённые экономические категории.
Рассмотрим пример:
Таблица 1.
товар | ед. | базисный | отчетный | индивидуальные | |||
изм. | период | период | индексы | ||||
цена за единицу | кол-во | цена за единицу | кол-во, | цен | физическ. объёма | ||
товара, руб. | товара, руб. | ||||||
А | т. | 1,25 | 1,27 | ||||
Б | м. | 1,0 | 1,25 | ||||
В | шт. | 1 000 | 0,67 | 1,5 |
При определении по данным таблицы статистических индексов первый период принимается за базисный, в котором цена единицы товара принимается за ,
а количество - .
Второй период принимается за текущий (или отчетный), в котором цена единицы товара обозначается , а количество - .
ВЫВОД: Индивидуальные индексы показывают, что в текущем периоде по сравнению с базисным цена на товар А повысилась на 25%, на товар Б осталась без изменения, а на товар В снизилась на 33%.
Количество реализации товара А возросло на 27%, товара Б — на 25%, а товара В — на 50%.
Расчет агрегатных индексов:
1. Агрегатный индекс цены Iрв качестве соизмерителя индексируемых величин и , принимаются данные о количестве реализации товаров в текущем периоде . При умножении на индексируемые величины в числителе индексного отношения образуется значение , т.е. сумма стоимости продажи товаров в текущем периоде по ценам того же текущего периода. В знаменателе индексного отношения образуется значение ,т.е. сумма стоимости продажи товаров в текущем периоде по ценам базисного периода.
Агрегатная формула такого общего индекса цен имеет следующий вид:
(1)
Расчёт агрегатного индекса цен по данной формуле предложил немецкий экономист Г. Пааше, поэтому он называется индексом Пааше.
Применяем формулу для расчёта агрегатного индекса цен по данным таблицы 1
числитель индексного отношения
=25 * 9 500 + 30 * 2 500 + 10 * 1 500 = 327 500 руб.
знаменатель индексного отношения
= 20 * 9 500 + 30 * 2 500 + 15 * 1 500 = 287 500 руб.
Полученные значения подставляем в формулу I:
или 113,9%
Применение формулы (1) показывает, что по данному ассортименту товаров в целом цены повысились в среднем на 13,9%.
2.Агрегатные индексы количества (физического объёма товарной массы)
При определении агрегатного индекса физического объёма товарной массы в качестве соизмерителей индексируемых величин и могут
применяться неизменные цены базисного периода . При умножении на индексируемые величины в числителе индексного отношения образуется значение , т.е. сумма стоимости товарной массы текущего периода в
базисных ценах. В знаменателе — сумма стоимости товарной массы базисного периода в ценах того же базисного периода.
Агрегатная формула такого общего индекса имеет следующий вид:
(2)
Поскольку, в числителе формулы (2) содержится сумма стоимости реализации товаров в текущем периоде по неизменным (базисным) ценам, а в знаменателе — сумма фактической стоимости товаров, реализованных в базисном периоде в тех же неизменных (базисных) ценах, то данный индекс является агрегатным индексом товарооборота в сопоставимых (базисных) ценах.
Используем формулу (2) для расчёта агрегатного индекса физического объёма реализации товаров по данным табл. 1 :
числитель индексного отношения
= 9 500 * 20 + 2 500 * 30 + 1 500 * 15 = 287 500 руб.,
знаменатель индексного отношения
= 7 500 * 20 + 2000 * 30 + 1 000 *15 = 225 000 руб.
Полученные значения подставляем в формулу (3):
или 127,8 %
Применение формулы (2) показывает, что по данному ассортименту товаров в целом прирост физического объёма реализации в текущем периоде составил в среднем 27,8%.
3.Агрегатный индекс физического объема товарооборота
4. Аналогичным образом производится расчёт агрегатного индекса себестоимости, при этом сравниваются суммы затрат в производстве в отчётном периоде -числитель индекса) с суммой затрат в производстве на продукцию отчётного периода по себестоимости базисного периода( - знаменатель).
Агрегатный индекс физического объёма товарооборота может определяться посредством использования в качестве соизмерителя индексируемых величин и цен текущего периода .
Агрегатная формула общего индекса будет иметь вид:
(4)
числитель индексного отношения
=9 500 * 25 + 2 500 * 30 + 1 500 * 10 = 327 500 руб.
знаменатель индексного отношения
=7 500 * 25 + 2 000 * 30 + 1 000 * 10 = 257 500 руб.
Полученные значения подставляем в формулу (4):
или 127,2 %
Применение формулы (4) показывает, что по данному ассортименту товаров в целом прирост физического объёма реализации в текущем периоде составил в среднем 27,2%.
4. Метод цепной подстановки - получил наибольшее распространение для определения влияния факторов на изменение результата.
· Метод цепных подстановок (МЦП) используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель или функцию. МЦП используется лишь тогда, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер. В этих случаях функция должна быть изображена в виде суммы, произведения или частного, от деления одних показателей (факторов) на другие.
Сущность МЦП (метода цепной подстановки):
заключается в последовательной замене плановой величины одного из факторов при условии, что остальные факторы остаются неизменными.
Степень влияния на функцию того или иного фактора определяется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего - второй и т.д. В первом расчете все величины плановые, в последнем - фактические. Таким образом, число расчетов на единицу больше числа факторов.
Способ цепных подстановок основан на элиминировании.