Тема: Спрос и предложение
Цель: изучение влияния спроса и предложения на потребительское поведение.
Ключевые слова: спрос, предложение, закон спроса, закон предложения, рыночное равновесие, эластичность.
План:
1. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос.
2. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение.
3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
4. Понятие эластичности.
5. Конкуренция как элемент рыночного механизма
Q
1. Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.
Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.
Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
· доходы потребителей;
· вкусы и предпочтения потребителей;
· цены на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые товары;
· запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
· информация о товаре;
· время, затраченное на потребление.
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
2. Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.
Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
.
4. Эластичность — численная характеристика изменения одного показателя (например:спроса или предложения) к другому показателю (например: цене, доходу) и показывающая, на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.
Эластичными (по цене) считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) больше изменения цены (|E|>1).
Неэластичными считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) меньше изменения цены (|E|<1).
Эластичность спроса относительно цены
Эластичность спроса по цене, ценовая эластичность спроса — относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %.
, где Q – спрос (количество); P - цена.
Для измерения процентного изменения величины спроса используется формула средней точки Аллена.
4. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.
Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:
· отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
· отсутствие ограничений на количество участников рынка;
· однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
· свободные цены;
· отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим