Политический союз как уровень международной экономической интеграции
На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения . Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже
существующей интефационной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. ТИПЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается. На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношенияхс третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на
периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. ^ Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС) – согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования
торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтефаци-
онную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов,
координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров,руководящих соответствующими ведомствами,которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат. Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня – общего рынка (ОР) – интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС – это Европейский Совет глав государств и правительств. Совет министров ЕС и Секретариат ЕС. Наконец, на пятом, самом высоком,
уровне интеграция превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает
наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной,денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица фуппировки в целом.Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС – это Комиссия ЕС.Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции –политического союза (ПС),который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственныморганам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач.
64. Последствия деятельности ТНК в мировом хозяйстве и проблемы ее регулирования
Функционирование ТНК характеризуется положительными и отрицательными последствиями, как для развития национальной экономики, так и для экономики в целом.
Положительные последствия:
1. ТНК способствуют дальнейшей либерализации международной торговли и углублению международного разделения труда; 2. ТНК являются главным фактором НТП (на ТНК приходится 4/5 всех патентов на высокие технологии); 3. ТНК обеспечивают развитие промышленности и рост занятости на периферии мирового хозяйства; 4. ТНК способствуют развитию международно-экономических отношений между различными группами стран;
Отрицательные последствия: 1. Подавление местных фирм в конкурентной борьбе; 2. Загрязнение окружающей среды и хищническое использование природных ресурсов; 3. Дестабилизация рынка труда в отдельных странах за счет изменения уровня зарплаты, за счет миграции рабочей силы, прежде всего, квалифицированных специалистов; 4. Установление монопольных и олигопольных цен на мировом уровне, а также использование других видов недобросовестной конкуренции;
5. Возможность политического влияния в странах присутствия и базирования; 6. Нарушение национального законодательства, главным образом в сфере неуплаты налогов.
Таким образом можно сделать выводы, что ТНК- это международные концерны, то есть группы предприятий (дочерних фирм) вокруг другого предприятия (материнской компании), которая держит акции этих предприятий [2,414]. На современном этапе в процессе глобализации ТНК занимают важное место как в Мировой экономики так и в экономики развивающихся стран.
Однако значение ТНК в экономики стран неоднозначно, с одной стороны, ТНК являются «двигателями прогресса», способствуют распространению научных и технических знаний, занятости населения и приливу капитала.
С другой стороны, ТНК часто ведут хищническую политику в странах – базирования, они могут дестабилизировать экономическую и политическую ситуацию в стране.
65. Предпосылки международной экономической интеграции
Важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Одна из аксиом политико-экономического развития мировой экономики в послевоенный период - поступательный рост их взаимозависимости.
Процесс международной экономической интеграции обусловлен развитием и углублением международного разделения труда. От простого обмена товарами - к устойчивой масштабной международной торговле товарами и услугами к интернациональному перемещению капиталов и созданию новых производств - к тесной производственной и научно-технической кооперации - к совместному ведению производства и управлению /I/. В результате - национальные экономики "проникают" друг в друга. Очевидной становится интернационализация хозяйственной жизни, когда переплетаются многие и разные фазы научно-технической, производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой деятельности. Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние мирохозяйственные региональные связи, охватывающие многие страны. Международная экономическая интеграция обретает практическое воплощение, определяя и перспективы дальнейшего хозяйственного прогресса.
Логика рыночной экономики и классической экономической теории, открытость и свобода торговли также способствовали развитию интеграционных процессов. Либерализация международного обмена облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и воздействиям, способствовала более активному их включению в международное разделение труда и кооперацию, в процесс широкого межгосударственного общения. Динамичное развитие мировых производительных сил, все более широкое внедрение результатов научно-технического прогресса открыли для цивилизованных стран возможность перехода от экстенсивного к интенсивному типу воспроизводства, к формированию нового технологического базиса. В результате произошло перерастание производительными силами национально-государственных делений, их выход за пределы территориальных границ. Причем этот процесс коснулся всех важнейших элементов материальной и нематериальной сферы не только товаров, но и капитала, услуг, рабочей силы, всех стадий общественного воспроизводства.
Качественно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни, предполагающим более тесное сближение отдельных национальных хозяйств, является экономическая интеграция, в рамках которой обеспечивается концентрация и переплетение капиталов, проведение согласованной межгосударственной экономической политики.
66. Преимущества и недостатки классических теорий международной экономики
В соответствии с теорией абсолютных преимуществ разработанной ^ А. Смітом, міжн. торговля есть вигодною в том случае, если 2 страны торгуют такими товарами, которые каждая из них вырабатывает с меньшими расходами, чем страна-партнер. Страны экспортируют те товары, которые они вырабатывают с меньшими расходами (в водоворот-ві которых они имеют абс-ну преимущество), и импортируют те товары, которые производятся інш. странами с меньшими расходами (в водоворот-ві которых преимущество принадлежит их торг. партнерам). Поскольку работа является единым фактором водоворот-ва, условие абс-ної преимущества в расходах означает лишь, что одной стране нужно меньше времени на водоворот-во единицы товара, чем інш. стране.
Преимущество теории: она основана на трудовой теории стоимости и показывает явные преимущества разделения труда уже не только на нац-ному, а и на міжн. равные.
^ Недостаток теориидля объяснения міжн. торговлі: теория не отвечает на вопрос, чему торгуют между собой страны даже при отсутствии абсолютного преимущества в водоворот-ві тех или інш. товаров.
Альтернативная цена представляет собой рабочее время, необходимое для водоворот-ва одного товара, выраженное через роб. время, необходимое для водоворот-ва інш. товара.
Согласно теории сравнительных преимуществ, разработанной Д. Рікардо, страны специализируются на водоворот-ві тех товаров, альтернативная цена которых низшая, т.е. какие они могут вырабатывать с относительно низшими расходами сравнительно с інш. странами. В этом случае торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того, есть ли водоворот-во в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой. Цена импортного товара определяется через цену товара, который нужно экспортировать, чтобы оплатить импорт, поэтому конечное соотношение цен при торговле определи-сия внутр. спросом на товары в каждой из стран, которые торгуют. В рез-те торговли на основе относительных преимуществ каждая страна получает позит. ек. эффект, который наз-сия выигрышем от торговли.
Теория сравнительных преимуществ справедливая по отношению к любой к-сті товаров и любой к-сті стран, а также для анализа торговли между отдельными районами, областями, республиками одного государства. В этом случае спец-ція стран на отдельных товарах зависит от соотношения уровней существующих в каждой из них зарплат.
^ Осн. преимущества теории: эта теория впервые описала баланс совокупного спроса и совокупного предложения; ясно довела существования выигрыша от торговли для всех стран, которые берут в ней участие. Большое значение этой теории в наше время заключается в том, что она разрешает строить зовнішньоек. политику на научном фундаменте.
Ограниченностьэтой теории заключается в тех допущениях, на которые она строится.
Теория: не учитывает трансп. расходов; игнорирует влияние зовн. торговлі на распределение доходов в середине страны, любые колебания цене з/п, инфляцию и міжн. движение к-лу;
выходит из существования только одного фактора водоворот-ва (работы) и не принимает во внимание другие важные предпосылки міжн. торговли; выходит из предпосылки полной зайн-сті;
не разрешает объяснить торговлю между приблизительно одинаковыми странами, ни одна из которых не имеет сравнительного преимущества перед другой
^ Данная теория имела след.недостатки:1)Теория мсходит из наличия всеголишь 2-х стран и 2-х товаров.
2)Эта теоии я подразумевает господство свободной торговли
3)Теория исходит из постоянных затрат пр-ва и перемещение не учитыв-я. 4)Предполагает отсутствие трансп-х затрат
5)Не учит-т действия нТР и технич-х изменений
6)Итеория исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использ-ии.