Организационно – экономические основы управления производством

Управление строительством – это совокупность последовательных, целенаправленных действий аппарата управления для координации по объему, месту и времени совместной трудовой деятельности трудовых коллективов в сфере подготовки и организации производственного процесса строительства объектов.

Процесс управления носит циклический характер.

Планирование → Организация → Контроль → Регулирование → Учет → Анализ → Планирование

В каждом цикле последовательно выполняются функции планирования, организации, контроля…

Механизм управления включает в себя следующие компоненты:

1. организационную структуру управления

2. принципы управления

3. методы управления

4. информационное обеспечение управлением

Каждая строительная организация независимо от формы собственности, от видов деятельности и хозяйственного правового статуса имеет свою организационную структуру, которая существенно влияет на эффективность ее функционирования.

Организационная структура управления

Это состав, подчиненность и схема взаимодействия органов управления, расположенных на различных вертикальных уровнях и обеспечивающих функционирование организации как производственной и хозяйственной единицы.

Организационная структура управления состоит из производственной структуры и структуры аппарата управления.

Производственная (хозяйственная) структура включает в себя состав, специализацию и мощность производственных подразделений, их соотношение и формы взаимосвязи на каждой ступени организации производства.

Производственная структура строиться с учетом целей и задач организации, видов ее производственной деятельности, глубины и форм специализации.

Структура аппарата управления – это совокупность взаимосвязанных между собой элементов управляющих подсистемой, т.е. отделов и служб, необходимых для эффективного управления производственной структурой.

Структура аппарата управления формируется в зависимости от состава и величины производственной структуры и содержит:

1. состав структурных управленческих подразделений и их подчиненность

2. внутреннюю структуру и состав каждого структурного подразделения

3. штатное расписание, в котором определяется численность и профессиональный состав работников каждого структурного подразделения.

Между элементами структуры управления возникают 3 вида взаимосвязи:

- иерархическая – связь между руководителями и подчиненными

- функциональная – это связь между отделами и службами

- консультационная – это связь между руководителями и отдельными службами

По своему типу организационные структуры управления могут быть:

1. линейными

2. функциональными

3. линейно-штабными

4. линейно-функциональными

5. матричными

Линейная структура. Характеризуется строгой иерархией, когда руководителю более высокого уровня управления непосредственно подчиняется несколько звеньев. При этом все функции управления сосредоточены в руках одного руководителя, что обеспечивает наиболее полное соблюдение «принципа единоналичия» (или «принципа единства распорядительства»). Принцип единоналичия означает, что подчиненные получают указания только от одного лица – соевого непосредственного линейного руководителя и перед ним же отчитывается за свою работу.

Преимущества: простота и экономичность, повышение ответственности, сокращение времени на получение информации и принятия решений, исключение возникновения противоречивых заданий. Недостаток: невозможно в рамках этой структуры квалифицированно решать все возникающие вопросы одним лицом из-за предела человеческих возможностей.

На практике линейная структура хороша только там, где объем функций позволяет обеспечить их выполнение одним человеком. Приемлема для некрупных организаций.

Функциональная структура – это такая структура управления, при которой руководящие звенья специализируются на выполнение той или иной функции управления, а подчиненные службы получают указания по отдельным вопросам от этих звеньев.

Основное преимущество – более квалифицированные решения отдельных управленческих задач по сравнению с линейной.

Недостатки: система управления становится сложнее, возникают неувязки в решениях руководящих звеньев, требуется координация работы, удлиняются и усложняются каналы информации и нарушается принцип единства распорядительства.

Линейно – штабная структура – это такая структура управления, когда при руководителе-единоначальнике создаются специализированные подразделения соответствующие отдельным управленческим функциям. Эти подразделения называются штабными. Руководитель совместно со своим штабом принимает отдельные управленческие решения по отдельным вопросам и передает их нижестоящим звеньям, так же как при линейной структуре.

Преимущества: квалифицированные решения вопросов управления и соблюдение принципа единства распределительства.

Недостаток – невозможность осуществления эффективного оперативного руководства в силу множества совещаний со штабами.

Данная структура целесообразна для решения задач перспективного характера, а не текущего.

Линейно – функциональная структура – это часто применяемая на практике структура, особенно в крупных организациях. Заключается в следующем: руководящие звенья советуются и выслушивают рекомендации от подчиненных им функциональных подразделений, принимают решение и передают для исполнения линейным руководителям низших звеньев. Те в свою очередь советуются и получают рекомендации от функциональных подразделений своего уровня, а так же от функциональных подразделений высшего уровня. Преимущества: многочисленное согласование в конечном итоге способствует принятию наиболее правильных решений.

Недостаток – сложная и многоступенчатая система консультаций требует значительного резерва времени.

Матричная структура. Основана на управлении присущем деятельности самых крупных строительных организаций (строительных холдингов). Суть этой структуры состоит в комплексном и системном подходах к достижению заданной цели с помощью особой программы в условиях линейно-функциональной структуры управления. При такой структуре генеральная подрядная организация координирует деятельность всех многочисленных участников строительства (субподрядчиков, поставщиков, проектировщиков) с целью своевременного завершения строительства и сдачи объекта в установленный срок. Ни один из вышеперечисленных типов почти не встречается на практике в чистом виде, т.к. в каждом конкретном случае определенной организации будет соответствовать своя организационная структура представляющая собой некую комбинацию из некоторых вышеперечисленных.

Наши рекомендации